Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.

Содержание

Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26

Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36

§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78

Вложенные файлы: 1 файл

Работа бакалавра. Айгуль Итог.docx

— 165.45 Кб (Скачать файл)

Традиционно, основные направления  молодежной политики реализовываются  в рамках программ «Молодежь» федерального и регионального уровня.

Необходимость таких программ определяется, прежде всего, особенностями специфических  потребностей и потенциала молодежи как мобильной социальной группы российского общества.

Нормативное закрепление действий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной  молодежной политики реализовано путем  принятия специальных программ:

-Федеральная целевая программа  «Молодежь России                             (2001 – 2005 годы)» утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации  от 27 декабря 2000 г. № 10152.

Основными целями Программы являются создание и развитие правовых, социально-экономических  и организационных условий для  самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.

 

Программа выполняется в 2001-2005 годах  поэтапно.

На первом этапе (2001 - 2003 годы) проводилось  нормативно-методическое обеспечение  органов государственной власти, разработка современных технологий работы социальных служб органов  по делам молодежи, поддержка различных  форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и  физического развития подростков и  молодежи, воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции, подготовка молодежи к участию  в общественно-политической жизни  страны, государственной деятельности и управлении; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.

На втором этапе (2003 - 2005 годы) реализуются  следующие мероприятия:

  1. внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;
  2. разработка в субъектах Российской Федерации механизма решения жилищных проблем молодых семей;
  3. создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;
  4. создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;
  5. повышение деловой активности молодежи1.

Настоящей Программой предусмотрены  виды подпрограмм:

1. Создание системы информационного  обеспечения молодежи.

2. Пути решения жилищной проблемы  молодежи.

3. Поддержка молодой семьи.

4. Поддержка молодежного предпринимательства.

5. Решение вопросов занятости  молодежи.

6. Развитие гражданственности и  патриотизма российской молодежи.

7. Поддержка талантливой молодежи.

8. Развитие художественного творчества  молодежи.

9. Развитие массового спорта  среди детей и молодежи.

10. Формирование и развитие системы  социальных служб для молодежи.

11. Развитие системы детского, молодежного  и семейного отдыха.

12. Международное молодежное сотрудничество.

13. Система подготовки и переподготовки  государственных служащих и специалистов  по работе с молодежью.

14. Государственная поддержка деятельности  детских и молодежных объединений.

15. Система контроля за реализацией Программы1.

Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, позволит:

  1. снизить темпы неблагоприятного развития демографической ситуации в стране, уменьшить число разводов, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков;
  2. повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия;
  3. снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, повысить деловую активность молодежи;
  4. создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям.

Подводя итоги выполнения основных проектов и мероприятий этой программы, хочу подчеркнуть, что она являлась,  основополагающим документом, четко скоординированным планом действий по развитию государственной молодежной политики. Необходимо также отметить, что, несмотря на достаточно скромный объем бюджетного финансирования - около 97 млн. руб. в 2005 г., - во многих субъектах Российской Федерации были приняты и успешно выполнялись соответствующие региональные и муниципальные программы.

Несколько слов необходимо сказать  о конкретных итогах реализации основных направлений Федеральной целевой  программы  «Молодежь России»  за прошедший период. Так, в рамках направления «Формирование условий  для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества»  более чем в половине субъектов Российской Федерации  созданы и успешно работают региональные межведомственные советы и центры по гражданскому и патриотическому  воспитанию молодежи, поисковые отряды и объединения, осуществляющие деятельность по увековечению памяти защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной  войны. За последние три года отмечен  значительный рост числа детско-юношеских  организаций военно-патриотической направленности: на сегодняшний день в стране насчитывается около 11 тыс. соответствующих молодежных и детских  общественных объединений, военно-спортивных объединений, клубов юных десантников, пограничников, моряков, летчиков, в  которых занимаются чуть более 1 млн. детей, подростков и молодых людей1.

В рамках работы по направлению «Поддержка молодежного предпринимательства  и содействие занятости молодежи»  особое внимание уделялось развитию движения студенческих отрядов. За эти  годы их численность выросла в  пять раз и составила в 2004 г. 3,5 тыс. отрядов, в работе которых приняли  участие 150 000 человек.

В области оказания помощи молодежи в вопросах трудоустройства и  поддержки молодежного предпринимательства 48 региональным и межрегиональным  программам соответствующей направленности были присуждены гранты различной степени. Созданы региональные системы молодежных бирж труда и молодежных агентств занятости, проведено более 5 000 ярмарок  вакансий, во время которых было трудоустроено более 60 тыс. человек, а 200 тыс. молодых людей получили профессиональные консультации1.

-Федеральная целевая программа  «Жилище» на 2002-2010 годы2.

Основная цель Программы - комплексное  решение проблемы перехода к устойчивому  функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность  жилья для граждан, безопасные и  комфортные условия проживания в  нем.

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 г. следующих показателей:

1) улучшение жилищных условий  населения страны;

2) повышение доступности приобретения  жилья, при которой средняя  стоимость стандартной квартиры  общей площадью 54 кв. м будет равна  среднему совокупному денежному  доходу семьи из трех человек  за 3 года;

3) увеличение доли семей, которым  будет доступно приобретение  жилья, соответствующего  стандартам  обеспечения жилыми помещениями,  с помощью собственных и заемных  средств, - с 9 до 30%;

4) увеличение объемов жилищного  строительства с 41,2 млн кв. м жилья до 80 млн кв. м;

5) увеличение объема выдаваемых  в год ипотечных жилищных кредитов;

6) содействие в обеспечении жильем  за счет средств федерального  бюджета в период 2006-2010 гг. 181,7 тыс.  молодых семей и др.

Основные итоги первого этапа  реализации Программы за 2002 - 2005 годы:

  1. за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс.;
  2. удалось обеспечить рост жилищного строительства ( в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации - 3 процента в год);
  3. показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году - 4,8 года);
  4. повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году - 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии)1.

Так как проблемы жилища все еще  остаются, то решили продлить программу  на срок 2011-2015г2. Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей которые не смогли достичь на первом этапе программы с 2002-по2010год.

При проектировании региональной государственной  молодежной политики преимущественно  используются федеральные модели и  образцы, нередко без достаточного учета того, что на региональном уровне иными являются состав и качество необходимых ресурсов. Причем некоторые  ресурсы, а именно субъективные (ожидания молодежи от общества и общества от молодежи, готовность власти к осуществлению принятых решений) при таком проектировании в расчет не берутся вообще. В ряду региональных особенностей государственной молодежной политики в современной России данное противоречие наиболее значимо с точки зрения обеспечения реалистичности и эффективности деятельности государственных органов и структур гражданского общества на данном направлении1.

Исследователи выделяют основные группы ресурсов, которые следует учитывать  при формировании концепций, программ, планов реализации региональной государственной  молодежной политики, и на этом основании  формулируют операциональное определение данного понятия: региональная государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, осуществляемую совместно со структурами гражданского общества и самой молодежью с целью социального развития молодежи, ее самореализации в общественно значимой деятельности и состоящую в оптимизации и координации наличных ресурсов, которыми располагает край, республика или область.

Эти ресурсы разделяются на ресурсы, не поддающихся регулированию в  рамках осуществления государственной  молодежной политики; управляемые ресурсы; наличные и потенциальные качества молодежи региона.

К первой группе ресурсов отнесены природная  среда, наличие или отсутствие социальной солидарности в обществе, экономический, социальный, духовный подъем (спад) в  масштабах страны, фактор глобализации.

Ко второй группе отнесены, имеющиеся  на уровне региона возможности правового  закрепления решений, бюджетные  средства субъекта Российской Федерации и привлекаемые средства, подбор, расстановка, подготовка и переподготовка кадров на местах, научное и методическое сопровождение избранного курса региональной государственной молодежной политики, а также — в пределах компетенции органов государственной власти регионов — корректировка планов социально-экономического развития региона, мероприятий в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного строительства, культурного развития, социального обеспечения.

К третьей группе отнесены: уровень  образования молодежи, ее занятость  в решающих сферах производства, науки, культуры, готовность связать свои жизненные планы с данным регионом. Оценка этих ресурсов позволяет избрать  стратегию государственной молодежной политики в регионе, учитывая факторы  этой политики, требующие адаптационных  или инновационных стратегий  действия. Ресурсная оценка составляет основание для координации совместных мероприятий в вопросах социального  развития молодежи государственных  органов, структур гражданского общества, различных форм самоорганизации  молодежи с учетом местной специфики  с целью поддержки и содействия воспитанию, становлению и развитию подрастающего поколения, активному  инновационно- деятельному участию молодежи в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны и региона в плане формирования способностей стимулов к саморазвитию и самореализации; на социальную защиту прав и свобод молодого человека как гражданина своей страны1.

Из такого понимания региональной государственной молодежной политики следуют ее институциональные характеристики. Современные исследователи выделяют необходимые элементы региональной государственной молодежной политики как социального института (статусно-ролевые и ценностно-нормативные) и утверждают, что:

-во-первых, сам этот институт  имеет смысл, если выступает  как один из институтов социализации  и не противодействует влиянию  других институтов этой группы (особенно семье и образованию);

-во-вторых, в современных условиях  есть основания говорить не  о сложившемся социальном институте,  а о процессе институционализации,  который включает: формирование  нормативно-правовой базы деятельности; становление органов исполнительной  власти и других структур —  государственных и негосударственных,  — которые обеспечивают реализацию  принимаемых управленческих решений;  появление социально-профессионального  статуса «работник молодежной  сферы» и соответствующей системы  подготовки и переподготовки  кадров, в том числе высшей  квалификации; усвоение обществом и государством представлений о ценности молодежи как наличного и потенциального ресурса общества, ценности молодости как периода высокой инновационной активности и расцвета духовных и физических жизненных сил. Процесс институционализации региональной государственной молодежной политики не является простым и бесконфликтным1.

Рассмотрим некоторые программы, которые представлены на региональном уровне такие как:

Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан