Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.

Содержание

Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26

Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36

§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78

Вложенные файлы: 1 файл

Работа бакалавра. Айгуль Итог.docx

— 165.45 Кб (Скачать файл)

1) Президентская программа «Молодежь  Башкортостана» на 2004-2006 годы, утверждена  Указом Президента Республики  Башкортостан от 31 Президента Республики  Башкортостан от 31 мая 2004 года  № УП-302. Эту программу  «Молодежь  Башкортостана» продлили  на 2007-2010 годы2.

Целью программы является: создание условий для    интеллектуального  и физического   развития, формирования нравственной  устойчивости,     социальной          активности, самостоятельности    и            экономической самодостаточности      молодого         поколения  Башкортостана     как    стратегического  ресурса  социально-экономического   развития  республики и  гражданского общества.  Для    реализации     программных     мероприятий потребовалось   91,38   млн. рублей.   Основными конечными результатами Программы являются то, что в Башкортостане снизился уровень по безработице и количество разводов в семьях, повысился уровень рождаемости и т.д.

2) Особую значимость сегодня  приобрела «Республиканская программа  государственной поддержки молодых  семей, нуждающихся в улучшении  жилищных условий, на 2003-2010 годы»   утверждена Постановлением Правительства  Республики Башкортостан от 25 марта  2003 года № 801.

Результатами программы является предоставление льготных долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилья. За этот период 3126 семей получили безвозмездные жилищные субсидии при  рождении ребенка. При этом общий  объем выделенных на эти цели бюджетных  республиканских и федеральных  средств составил 287,4 млн рублей.

Кроме того, с 2006 года в соответствии с федеральным и республиканским  законодательством началась реализация нового вида государственной поддержки  молодежи — предоставление молодым  семьям субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья, которые  могут, в том числе, направляться на уплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании жилья. За истекший период действия данного вида господдержки молодых семей было выделено 885,8 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов, что позволило предоставить субсидии 2447 молодым семьям. В 2008 году на эти цели выделено более 272 млн. рублей из федерального бюджета и 133 млн. рублей из бюджета Республики Башкортостан.

3) Республиканская целевая программа  «Молодой специалист Республики  Башкортостан» на 2008-2010 годы1.

Для современного рынка труда Республики Башкортостан характерны следующие  проблемы, приводящие к негативным последствиям:

а) сокращение численности населения  трудоспособного возраста. Старение возрастного состава всей рабочей  силы и ее квалифицированной части  способствует истощению кадрового  потенциала. Оно связано как с общей негативной демографической ситуацией в Республике Башкортостан, которая развивается в рамках общероссийских изменений, свойственных и для других регионов страны, так и с миграционными процессами.

б) недостаточная обеспеченность сельскохозяйственных организаций квалифицированными специалистами  с высшим образованием, что не способствует эффективной производственной деятельности предприятий, общему подъему сельского  хозяйства.

Изучение структуры кадров агропромышленного  комплекса республики показывает, что  на начало 2004 года здесь трудились  более 166 тысяч работников, из них  только 4% имели высшее образование,   19% – среднее профессиональное, 45% – начальное профессиональное и 30% - среднее образование;

в) невозвращение на село части  выпускников сельскохозяйственных вузов, проживающих в сельской местности. Так, по данным кадровых служб управлений сельского хозяйства, в 2005 году из 848 выпускников Башкирского государственного аграрного университета из сельских районов только 215 человек (25,0%) вернулись  в районы. Остались в Уфе 234 человека (27,0%), 80 человек (9,5%) поменяли место жительства, остальные служат в армии, органах МВД, поступили в аспирантуру. Не обращались по вопросам трудоустройства по месту жительства178 выпускников (21,0%). Даже с учетом того, что не все выпускники обучались за счет бюджетных средств, данные показатели характеризуют неэффективность затрат государства на подготовку специалистов для аграрного сектора;

г) снижение престижности рабочих  профессий, оптимизация сети учреждений начального профессионального образования  привели к дефициту высококвалифицированных рабочих - токарей, фрезеровщиков и т.д.

В последнее время происходят изменения  в кадровом составе в бюджетной  сфере и в промышленности: снижается  количество молодых работников и  происходит старение кадров.

Из-за низкой заработной платы  молодые специалисты не могут  решить жилищно-бытовые проблемы.

Реализация Программы  будет способствовать решению названных  проблем, дальнейшему развитию кадрового  потенциала республики и позволит улучшить социально-экономические условия  труда молодых кадров.

По сообщению Министерства сельского  хозяйства Республики  Башкортостан, размер единовременного пособия  специалистам с высшим образованием  вернувшимся в родное село составляет 100 тысяч рублей, со средним профессиональным - 60 тысяч. Ежемесячные выплаты: с высшим образованием – 7 тысяч рублей, со средним профессиональным – 4 тысячи.

Напомним, первоначально государственная  поддержка была рассчитана на 3 года. За время реализации проекта удалось  привлечь молодые кадры на село, так называемые подъемные получили свыше 400 человек. В районы, где ведется  работа с молодыми специалистами, вернулись  от 10 до 20 специалистов по разным направлениям. Молодежь отреагировала на эту программу  совсем по-другому. По их рассказам как и обещалиидет поддержка специалиста на селе (по аграрной программе), подъемные выплатили 100 тыс. руб. за которые 3 года должны отработать и по 7 тыс. рублей в месяц добавляют к зарплате, во многих организациях начали снижать зарплату молодым так как выплачивается государственная поддержка 7 тыс. в месяц, все равно молодежь больше никуда не сможет уйти так как заключили договор на 3 года.

С жильем вопрос остался нерешенным, хотя обещают  при участии в  программе решить эту задачу1.

Рассматривая молодежную политику мы видим, что  до сих пор на федеральном уровне, во многих регионах Российской Федерации молодежная политика не имеет соответствующего официально признанного статуса, продолжаются дискуссии по ее основным концептуальным положениям, формам и методам ее осуществления. Остро ощущается потребность в определении факторов и закономерностей ее более успешного функционирования, в выработке основных критериев эффективности управления данной сферой.

Тем не менее, региональные органы власти, органы местного самоуправления, наряду с общественными молодежными  объединениями и ассоциациями, на современном этапе призваны не только реализовывать молодежную политику в пределах своих территориальных  образований, но и формировать стратегически-тактическую  линию ее проведения в условиях реформ на своей территории в пределах установленных  полномочий и возможностей использования  собственных средств.

Объектно-субъектные отношения в  региональной государственной молодежной политике уже на этапе ее становления  переходят в категорию субъектно-объектных  вследствие, во-первых, специфического статуса молодежи как становящегося  социального субъекта, во-вторых, усиливающихся  процессов дифференциации и интеграции в молодежной среде и в российском обществе в целом, вызывающих социально-политическую активность молодых людей; в-третьих, нового курса современной России в направлении гражданского общества и правового государства, основанного на партнерстве государства и личности, в результате чего в сфере молодежной политики активизировалась деятельность государства и общества по социальной поддержке молодежи и защите ее прав и свобод1.

Из этого следует, что при  проектировании региональной государственной  молодежной политики особое значение приобретает учет показателей качества жизни, наиболее существенных для большинства  молодежи. При этом ориентирующее  значение приобретает старшая возрастная группа молодежи, проживающей в регионе, как более устойчивая и адекватная наличным и потенциальным ресурсам, возможностям и рискам в своих  оценках происходящего и социальных планах. Отсюда, вывод: в качестве регулятивной схемы деятельности органов власти и местного самоуправления по достижению взаимоприемлемых решений в деле создания эффективной региональной молодежной политики на всех уровнях  ее проявления выступают принципы, на которых собственно и основывается региональная молодежная политика.

Государственная молодежная политика во всех регионах Российской Федерации основывается на следующих принципах: сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом; обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса; предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; обеспечение приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Мнение заинтересованной общественности сводится к тому, что современный  этап осуществления государственной  молодежной политики характеризуется  смещением центра тяжести в работе органов государственной власти от центра к регионам. Это положение  теоретически предусмотрено в «основных  направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» как  принципиально важное для ее эффективности. Но на самом деле такое смещение происходит спонтанно. Фактически регионы  взяли на себя инициативу в развитии этого направления государственной  деятельности, где финансирование ведется  из собственных бюджетных средств  мероприятий в области молодежной политики. При этом объемы такого финансирования в ряде мест существенно превосходят  федеральные ассигнования. Меры в  области молодежной политики остаются мозаичными, а ресурсы недостаточными для решения крупных задач1.

 

 

 

 

 

 

 

§2.3 Актуальные проблемы и перспективы  развития  государственной молодежной политики Республики Башкортостан

 

Государственная молодежная политика  является средством решения проблем  молодежи самой молодежью.

Молодежь - один из ключевых ресурсов государства. Важно сформировать отношение  государства к молодежи, как к  стратегическому ресурсу. Во-первых, это воспроизводимый ресурс.  Во-вторых, этот равномерно распределенный ресурс. В-третьих, формы и методы использования этого ресурса настолько многообразны, что позволяют приспособиться к любой социально-экономической и политической ситуации. Одной из главных задач государственной молодежной политики  является обеспечение социализации молодого поколения1.

На современном этапе социально-экономического развития для формирования гражданского общества и дальнейшего решения  задач работы с молодежью необходимо выделить следующие функции государственной  молодежной политики Республики Башкортостан:

  1. прогнозно-проектная - выполняет задачу по разработке концепции, стратегии, программы развития молодежи, детская, молодежная общественная организация во взаимосвязи со стратегией развития общества в целом;
  2. информационно-аналитическая - имеет целью диагностику происходящих в молодежной среде процессов: выявление проблем и тенденций развития молодежи, исследование причин и условий их возникновения, возможностей управленческого воздействия на них
  3. нормативно-правовая - выполняет задачу разработки законодательной базы регулирования и развития процессов в молодежной среде, прежде всего, для субъектов государственной власти с учетом их места и роли в государственной молодежной политики;
  4. организационно-регулирующая - преследует цели организации и координации разработки, принятия и исполнения решений органов государственной власти в области государственной молодежной политики. Она включает в себя постановку конкретных служебных задач, расчет необходимых для их решения сил и средств, активизацию и координацию деятельности исполнителей, обеспечение социально-управленческих коммуникаций и т.д.;
  5. контрольная - совместно с гражданскими общественными структурами направлена на осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов, мониторинг изменений, происходящих в молодежной среде в связи с исполнением решений органов государственной власти1.

Анализ литературы показывает, что  на сегодняшний день проблемы государственной  молодежной политики в Российской Федерации  и Республике Башкортостан, в частности, выражаются в следующих моментах2:

  1. отсутствии глубокой научной обоснованности государственной молодежной политики, логической скоординированности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.);
  2. преобладании в практической сфере реализации государственной молодежной политики «мероприятийного» подхода;
  3. отсутствии соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающим потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
  4. отсутствии на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
  5. недостаточной разработанности нормативной базы;
  6. отсутствии единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических, иных технологий работы с молодежью;
  7. отсутствие механизма привлечения молодежи к формированию и реализации государственной молодежной политики;
  8. недостаточном уровне кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики.

Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан