Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.
Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26
Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36
§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78
1) Президентская программа «
Целью программы является: создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развития республики и гражданского общества. Для реализации программных мероприятий потребовалось 91,38 млн. рублей. Основными конечными результатами Программы являются то, что в Башкортостане снизился уровень по безработице и количество разводов в семьях, повысился уровень рождаемости и т.д.
2) Особую значимость сегодня
приобрела «Республиканская
Результатами программы
Кроме того, с 2006 года в соответствии
с федеральным и
3) Республиканская целевая
Для современного рынка труда Республики Башкортостан характерны следующие проблемы, приводящие к негативным последствиям:
а) сокращение численности населения трудоспособного возраста. Старение возрастного состава всей рабочей силы и ее квалифицированной части способствует истощению кадрового потенциала. Оно связано как с общей негативной демографической ситуацией в Республике Башкортостан, которая развивается в рамках общероссийских изменений, свойственных и для других регионов страны, так и с миграционными процессами.
б) недостаточная обеспеченность сельскохозяйственных организаций квалифицированными специалистами с высшим образованием, что не способствует эффективной производственной деятельности предприятий, общему подъему сельского хозяйства.
Изучение структуры кадров агропромышленного комплекса республики показывает, что на начало 2004 года здесь трудились более 166 тысяч работников, из них только 4% имели высшее образование, 19% – среднее профессиональное, 45% – начальное профессиональное и 30% - среднее образование;
в) невозвращение на село части
выпускников
г) снижение престижности рабочих профессий, оптимизация сети учреждений начального профессионального образования привели к дефициту высококвалифицированных рабочих - токарей, фрезеровщиков и т.д.
В последнее время происходят изменения в кадровом составе в бюджетной сфере и в промышленности: снижается количество молодых работников и происходит старение кадров.
Из-за низкой заработной платы молодые специалисты не могут решить жилищно-бытовые проблемы.
Реализация Программы
будет способствовать решению названных
проблем, дальнейшему развитию кадрового
потенциала республики и позволит улучшить
социально-экономические
По сообщению Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, размер единовременного пособия специалистам с высшим образованием вернувшимся в родное село составляет 100 тысяч рублей, со средним профессиональным - 60 тысяч. Ежемесячные выплаты: с высшим образованием – 7 тысяч рублей, со средним профессиональным – 4 тысячи.
Напомним, первоначально государственная поддержка была рассчитана на 3 года. За время реализации проекта удалось привлечь молодые кадры на село, так называемые подъемные получили свыше 400 человек. В районы, где ведется работа с молодыми специалистами, вернулись от 10 до 20 специалистов по разным направлениям. Молодежь отреагировала на эту программу совсем по-другому. По их рассказам как и обещалиидет поддержка специалиста на селе (по аграрной программе), подъемные выплатили 100 тыс. руб. за которые 3 года должны отработать и по 7 тыс. рублей в месяц добавляют к зарплате, во многих организациях начали снижать зарплату молодым так как выплачивается государственная поддержка 7 тыс. в месяц, все равно молодежь больше никуда не сможет уйти так как заключили договор на 3 года.
С жильем вопрос остался нерешенным, хотя обещают при участии в программе решить эту задачу1.
Рассматривая молодежную политику мы видим, что до сих пор на федеральном уровне, во многих регионах Российской Федерации молодежная политика не имеет соответствующего официально признанного статуса, продолжаются дискуссии по ее основным концептуальным положениям, формам и методам ее осуществления. Остро ощущается потребность в определении факторов и закономерностей ее более успешного функционирования, в выработке основных критериев эффективности управления данной сферой.
Тем не менее, региональные органы власти,
органы местного самоуправления, наряду
с общественными молодежными
объединениями и ассоциациями, на
современном этапе призваны не только
реализовывать молодежную политику
в пределах своих территориальных
образований, но и формировать стратегически-
Объектно-субъектные отношения в
региональной государственной молодежной
политике уже на этапе ее становления
переходят в категорию
Из этого следует, что при
проектировании региональной государственной
молодежной политики особое значение
приобретает учет показателей качества
жизни, наиболее существенных для большинства
молодежи. При этом ориентирующее
значение приобретает старшая возрастная
группа молодежи, проживающей в регионе,
как более устойчивая и адекватная
наличным и потенциальным ресурсам,
возможностям и рискам в своих
оценках происходящего и
Государственная молодежная политика во всех регионах Российской Федерации основывается на следующих принципах: сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом; обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса; предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; обеспечение приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Мнение заинтересованной общественности
сводится к тому, что современный
этап осуществления государственной
молодежной политики характеризуется
смещением центра тяжести в работе
органов государственной власти
от центра к регионам. Это положение
теоретически предусмотрено в «основных
направлениях государственной молодежной
политики в Российской Федерации» как
принципиально важное для ее эффективности.
Но на самом деле такое смещение
происходит спонтанно. Фактически регионы
взяли на себя инициативу в развитии
этого направления
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан
Государственная молодежная политика является средством решения проблем молодежи самой молодежью.
Молодежь - один из ключевых ресурсов государства. Важно сформировать отношение государства к молодежи, как к стратегическому ресурсу. Во-первых, это воспроизводимый ресурс. Во-вторых, этот равномерно распределенный ресурс. В-третьих, формы и методы использования этого ресурса настолько многообразны, что позволяют приспособиться к любой социально-экономической и политической ситуации. Одной из главных задач государственной молодежной политики является обеспечение социализации молодого поколения1.
На современном этапе
Анализ литературы показывает, что на сегодняшний день проблемы государственной молодежной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан, в частности, выражаются в следующих моментах2:
Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан