Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.

Содержание

Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26

Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36

§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78

Вложенные файлы: 1 файл

Работа бакалавра. Айгуль Итог.docx

— 165.45 Кб (Скачать файл)

Если говорить о работе, к которой  стремится современная молодежь, то она в первую очередь должна быть интересной, 90% молодых людей  говорят о том, что они либо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. На престижную работу они ориентированы в несколько  меньшей степени: 20% говорят о  ее наличии и 65% считают, что смогут ее получить.  Еще  меньшая часть  молодежи заявляет о возможности  сделать карьеру.

Стоит отметить, что создать бизнес хотели бы меньшее число представителей молодежи, чем добиться успехов в  работе. Хотя 10% современной молодежи уже имеют его, а 34% считают, что  им это по силам, бизнес ее привлекает в меньшей степени, чем интересная и престижная работа и карьера. И все же следует отметить: предпочтения молодежи в сфере работы несколько изменились за последние 10 лет. Ее представители стали чаще желать и рассчитывать как на престижную работу, так и на создание собственного бизнеса1.

Сегодня для молодежи, впрочем, как  и 10 лет назад, одним из основных жизненных установок является занятость, так же хорошее образование. Около  трети россиян в возрасте 17-26 лет - что составляет  34% его уже   получили, а 51% рассчитывают это сделать. Недоступным для себя получение хорошего образования считает 11% молодежи.

Особая ценность для современной  молодежи – возможность заниматься любимым делом. По крайней мере, добиться данной цели хотели бы почти все  – 98% молодых людей, правда, 11% считают  при этом, что вряд ли смогут добиться реализации подобного желания.

Современная молодежь вообще высоко ценит возможность быть самому себе хозяином 92%, побывать в разных странах  мира 93%, иметь много свободного времени  и проводить его в свое удовольствие 83%. Но для значительного числа  молодых людей реализация этих целей  видится невозможной.

Если говорить о честолюбивых устремлениях молодежи, то стоит отметить, что  деньги привлекают ее значительно больше, чем власть и слава. При этом само богатство около 20% россиян в возрасте от 17 до 26 лет как в 1997, так и  в 2007 году не считали для себя важным. А вот стремление быть знаменитым несколько актуальнее у нынешней молодежи 37%, нежели это было 10 лет назад 26%1.

Таким образом, современная молодежь в целом чаще старшего поколения  стремится к различным жизненным  достижениям. При этом она не просто гипотетически говорит о том, что хотела бы получить те или иные блага, но и гораздо чаще утверждает, что в силах этого достичь.

В целом, современную молодежь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям. Существует значительная группа представителей молодежи, которую нельзя отнести к тому или иному из выделенных типов, поскольку она представляет некий синтез сразу нескольких из них2.

Первый тип можно условно  назвать «семейными» 13%. Это молодые  люди, которые в первую очередь  говорят о том, что хотят и  считают, что им по силам создать  прочную семью и воспитать  хороших детей. Стоит заметить, что  ценность семьи и детей, как уже  было отмечено выше, присуща практически  всем россиянам, поэтому в эту  категорию вошла только та молодежь, для которой была отличительна достижительная мотивация лишь в этой группе задач.

«Труженики» 17% – это та часть  молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее  образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом. При  этом, как и предыдущая, это та группа молодежи, которая нацелена на достижение успехов преимущественно  в сферах своих основных жизненных  устремлений.

Третья группа, «предприимчивые» 20%, – это россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства  и материального достатка.

Четвертая группа – «гедонисты» 10%, молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много  свободного времени и проводить  его в свое удовольствие.

При этом значительную часть молодежи 19% составляют «максималисты», которые  рассчитывают достичь успехов практически  во всех сферах.

Существует и группа «карьеристов» 6%: это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов  во многих сферах жизни, но не стремится  жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином.  Но если для  последних бизнес – больше работа и возможность обеспечить себе безбедное  существование, то для первых это  еще и возможность реализации честолюбивых планов: стать известными, обладать властью и т. д.

«Отчаявшаяся» молодежь 5% – седьмая  группа – не видит в себе сил  достичь тех или иных успехов.

«Тщеславные» 1% – восьмая группа – рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

На формирование устремлений молодежи влияют и достижения родителей. По мнению большинства «максималистов» 56% , их родители добились успеха в жизни, что  вселяет оптимизм и в них самих, именно поэтому они рассчитывают достичь успеха во всем.

Единственное в чем молодые  в большей или меньшей мере, схожи  со старшими – отношение  к свободе. И те и другие считают, что свобода – это то, без  чего жизнь теряет смысл. Правда, стоит  отметить, что у молодых россиян  с 1997 года несколько повысилась толерантность  к несвободе, если ранее свобода  была необходимым компонентом жизни  для 71% молодежи, то сейчас этот процент  равен 66%1.Таким образом, российская молодежь достаточно практична. Она ценит материальный достаток, работу, стремится во всем положиться на себя.

О необходимости развития инновационного потенциала молодежи сегодня говорят  все: политики, бизнесмены, ученые, педагоги, журналисты.

Изучая основные  подходы к  определению понятия «инновационный потенциал» это  сводится к двум основным позициям: одни авторы трактуют инновацию, как результат инновационной  творческой деятельности, другие понимают под инновацией процесс.

Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.».1

Из этого можно сказать,  что инновационный потенциал молодежи- это комплекс неких свойств, присущих молодым людям и позволяющих им заниматься инновационной деятельностью.

В более широком смысле инновационный  потенциал молодежи- готовность проектировать изменения в сфере мысли или деятельности, имеющие целью перемены действительных обстоятельств жизни людей независимо от направленности, масштабов и последствий таких перемен.

Исходя из этого, оценка инновационного потенциала молодежи предполагает:

1) установление намерения к инновациям: в каких сферах жизни готовность есть, в каких ее нет или она низка, где молодежь  «видит себя», где нет;

  1. степень целевой определенности;
  2. масштабы молодежной экспансии в сфере инновации2.

Надо заметить, что лишь в немногих исследованиях эти три обстоятельства принимаются во внимание и то, главным  образом, фрагментарно.

Можно сказать, что  молодёжь является носителем интеллектуального потенциала. Именно в молодости человек, как  никогда, способен к творческой, эвристической  деятельности, оптимально трудоспособен. Любое общество воспроизводит себя через молодёжь не только физически, но и интеллектуально. В то же время  молодёжь как социальный, экономический  и политический ресурс общества стремится  не только к получению базового школьного  образования, но и к получению  среднего специального, высшего и  дополнительного образования, и  сама указывает на характер тех курсов и дисциплин, которые необходимы ей для нормальной жизнедеятельности  в реформируемом обществе.

Поэтому молодёжь сегодня – это  один из основных объектов вложения средств, капитала для экономической, политической и общекультурной выгоды государства. Государственная политика, направленная на развитие молодёжи, предполагает долговременные капиталовложения в качественное обучение, временное возмещение упущенного заработка (выплата стипендий, некоторые льготы), психологическую поддержку молодёжи в виде внеклассных мероприятий, а также мероприятий, направленных на приобщение молодёжи к здоровому  образу жизни. Кроме государственной  политики, направленной на образование  и досуговую занятость молодёжи, необходима поддержка молодых семей. Подобные меры, на наш взгляд, способны принести ощутимый доход не только владельцам производительных качеств, но и всему обществу.

Однако, основным фактором, определяющим уровень развития инновационного потенциала молодёжи, является социокультурная  среда. Она отражает состояние четырёх  подсистем общества в виде таких  показателей, как уровень и качество жизни, экономический, интеллектуальный и культурный ресурсы общества.

Современное состояние общества отображает объективную необходимость рассматривать  молодежь, как неотъемлемую часть  социальной системы, которая выполняет  особую роль в процессе развития человечества. Молодежь, как органическая часть общества на каждом этапе его развития выполняет интеграционные функции, объединяя и развивая опыт предыдущих поколений, содействуя социальному прогрессу. При этом важной функцией молодежи является трансформация из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы. Таким образом, молодежь - движущая сила процесса развития общества, требующая участия всех элементов социальной системы в его формировании и направлении процесса развития по пути прогресса.

В процессе становления молодежи в  качестве субъекта инноваций, обладающего  определенным потенциалом, происходит как ее собственное развитие, так  и социальное обновление общества. Вместе с тем, молодежь, как социально-демографическая  группа, достаточно разнородна по своему составу и внутренне дифференцирована. На каждом этапе своего развития общество предъявляет определенные требования к подрастающему поколению. Это  выражается в доминирующих нормах, ценностях и правилах поведения.1

Из-за недостаточного развития социальных навыков и ценностных ориентаций при одновременно высокой креативности и отсутствии страха ошибок, инновационный  потенциал молодежи представляет собой  «гремучую смесь», которая может  быть использована как на благо общества, так и во вред ему. Это объясняет, почему общество и государственные  структуры относятся к инновационному потенциалу молодежи, в свою очередь, противоречиво: на словах его развитие всегда приветствуется, а на деле –  часто нивелируется, из опасений непредсказуемости  последствий его реализации. По этим и некоторым другим причинам инновационный  потенциал у большинства молодых людей пребывает в латентном- то есть в «спящем»  состоянии1.

Рассматривая точку зрения  российских специалистов, которые определяют инновационный  потенциал молодежи как специфический  феномен и считают, что его  следует отличать от её же новационных свойств.

Новационные свойства  – это атрибутивные свойства, присущие молодежи в любых общественных условиях в любые исторические эпохи. Как естественное средство поддержания социальности новационные свойства молодежи достаточно примитивны, но, благодаря им, субъект ориентируется в окружающей среде при отсутствии необходимого опыта. По сути, новационные свойства молодежи – это ни что иное, как особенность её восприятия и отсутствие в её сознании страха ошибиться.

Первое выражается не только в стремлении ко всему новому, но и в независимости  от логики и неоспоримости уже  существующего знания: молодежь с  энтузиазмом может осваивать  пути, на которых более зрелые и  опытные люди заранее ставят себе непреодолимый барьер. Второе состоит  в том, что стремление молодежи к  новому опыту, как правило, не обременено рефлексией по поводу риска потерпеть неудачу2.

Кроме того, сложность, количество и  разнообразие задач, стоящих сегодня  перед обществом, заставляют его  кардинально изменить  своё отношение  к инновационному потенциалу молодежи как основному источнику новационных свойств – креативности и свободе мышления. Они становятся столь редкими и ценными интеллектуальными ресурсами, что ими уже невозможно пренебрегать или откладывать их развитие на будущее. Отсюда становится крайне актуальными поиск и разработка новых гуманитарных технологий, формирующих на базе новационных свойств - инновационный потенциал молодежи как системное качество социального субъекта, выражающееся в осознанном стремлении к инновационной деятельности и являющееся важнейшим условием поддержания креативных способностей общества в целом1.

Таким образом, между присущими  человеку как социобиологическому  существу новационными свойствами, находящимися в период молодости на пике своего развития, и инновационным потенциалом молодежи как специфического социального образования лежит дистанция, которая преодолевается или, напротив, увеличивается в зависимости от того, насколько масштабны, концептуально и технологически обеспечены инновационные возможности молодежи. Определенная часть таких возможностей может регулироваться системами управления обществом и в этом своем аспекте становиться частью государственной и общественной молодежной политики. В такие моменты независимо от того, как реагирует на эти вызовы институционализированное общество, в молодежной среде возникают мощные импульсы к инновациям, и они находят дорогу в реальную жизнь. Но готовность к таким всплескам инновационной активности молодежи необходимо формировать, создавая условия для самореализации новых поколений не от случая к случаю, а в соответствии с сознательной стратегией развития общества2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики  в Республике Башкортостан

 

§2.1. Основные направления государственной  молодежной политики Республики Башкортостан

 

В Республике Башкортостан из четырех миллионов населения молодежь от 14 до 30 лет – составляет 27,5%.1

Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан