Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель исследования – определить современные технологии организации досуга.
Для достижения поставленной цели решались такие исследовательские задачи:
определить феномен досуга в контексте СКД;
сформировать понятие и функции досуга;
выделить цели и мотивы культурно-досуговой деятельности;
определить основные технологии организации досуга на примере различных возрастных групп населения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СКД…………………..6
Понятие и функции досуга…………………………………………...6
Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности………………..9
Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности..13
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ……………………………………..16
2.1 Технологии организации досуга детей и подростков……………..16
2.2 Организация досуговой деятельности молодежи…………………..21
2.3 Технологии организации семейного досуга………………………..26
2.4 Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста…………………………………………………………………………...29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...36
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.
Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.
Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий. [8, c.4]
Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях. [24, c.10]
Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.
Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга – мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.
Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др. [8, c.14]
Досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.
Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.
Представления
о мере этой полноты и целостности у разных
людей неодинаковы. Если одни стремятся
в свободное время пополнить свое образование,
расширить кругозор и круг знакомств,
то другие хотели бы хорошо выспаться
или провести время в кругу близких родственников.
Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых
целей и содержания досуговых занятий
было бы ошибкой недооценивать их значимость
как для самого человека, так и для общества.
[12, c.15]
1.3. Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности
Технология
культурно-досуговой
Все это определяет основные способы связи учрежденческих функций и функций спонтанно развивающегося общественного социокультурного движения, создания ему наилучших для волеизъявления и практического действия условий. При этом имеется в виду качественное преобразование учреждений культуры, в частности, создание в этих учреждениях нового хозяйственного механизма, предусматривающего резкое повышение их экономической самостоятельности и демократичности функционирования, укрепления контактов с формализованными и т.п. «неформальными» организациями, расширение гарантированных прав последних при использовании учреждений культуры. [14, c.228]
Анализ основных составляющих технологии культурно-досуговой деятельности - «организация» и «методика» - показывает, что они характеризуются как производное понятие – профессиональная деятельность, направленная на объект (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленная влиянием социально-экономических и культурных факторов. Поэтому слияние организации и методики культурно-досуговой деятельности и их переход друг в друга, уровень этой связи и определяют облик каждого учреждении культуры, эффективность его функционирования и влияния на домашний досуг. [14, c.228-229]
Технология
культурно-досуговой
В целостной системе технологии культурно-досуговои деятельности действуют не механические, а сложные способы причинной зависимости друг от друга. Целостная система технологии культурно-досуговой деятельности движется к определенной цели и характеризуется прежде всего целесообразностью. Цель выступает в системе технологии культурно-досуговои деятельности как ее важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в конкретных условиях. Следовательно, цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.
Анализируя
технологию культурно-досуговой
Оптимальный
технологический процесс как
научно обоснованная система культурно-досуговой
деятельности способствует глубокому
осмыслению действительности, «высвечиванию»
человека во всеобщей взаимосвязи явлений
мира, общества, микро- и макросреды. Поэтому
следует сделать вывод о том, что технология
культурно-досуговой деятельности оптимально
функционирует при опоре не на частные,
случайные, зачастую произвольные мотивы,
которые движут отдельных специалистов
при ее осуществлении в конкретной ситуации,
а исходя из значимого смысла и содержания,
того общего результата, который складывается
из всей совокупности человеческих стремлений,
характеризующихся определенной внутренней
целеустремленностью, направленностью
на решение четко определенных задач.
[14, c.245]
РАЗДЕЛ 2
ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
2.1
Технологии организации
досуга детей и подростков
В истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. Передача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители. [24, c.49]
Рассмотрим факторы, влияющие на формирование современного подростка. Выделяют несколько важнейших институтов социализации ранней юности: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.
В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами. Какие же затруднения чаще всего испытывают дети в подростковом возрасте?
Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально. [8, c.115]
Информация о работе Современные технологии организации досуга