Современные технологии организации досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель исследования – определить современные технологии организации досуга.
Для достижения поставленной цели решались такие исследовательские задачи:
определить феномен досуга в контексте СКД;
сформировать понятие и функции досуга;
выделить цели и мотивы культурно-досуговой деятельности;
определить основные технологии организации досуга на примере различных возрастных групп населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СКД…………………..6
Понятие и функции досуга…………………………………………...6
Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности………………..9
Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности..13
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ……………………………………..16
2.1 Технологии организации досуга детей и подростков……………..16
2.2 Организация досуговой деятельности молодежи…………………..21
2.3 Технологии организации семейного досуга………………………..26
2.4 Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста…………………………………………………………………………...29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Яковлева_курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

     Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный  характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

     Мотивы  досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

     Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

     Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий. [8, c.4]

     Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях. [24, c.10]

     Однако  исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе  выбора досуговых занятий критически. Американский социолог     Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

     Кроме того, формы как домашнего, так  и организованного досуга могут  иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства  досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга – мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

     Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др. [8, c.14]

       Досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

     Это означает, что человек, добиваясь  состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.

     Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества. [12, c.15] 

1.3. Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности

Технология  культурно-досуговой деятельности обеспечивает по своей линии «внутреннюю» жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны. Разработка понятия «технология культурно-досуговой деятельности» вызвана нарастающей потребностью в обобщающей, логически четкой конструкции нового управленческого подхода, способного отразить принципы, формы, методы оптимального взаимодействия как внутренних, так и внешних процессов, присущих учреждениям культуры. 

     Все это определяет основные способы  связи учрежденческих функций и функций спонтанно развивающегося общественного социокультурного движения, создания ему наилучших для волеизъявления и практического действия условий. При этом имеется в виду качественное преобразование учреждений культуры, в частности, создание в этих учреждениях нового хозяйственного механизма, предусматривающего резкое повышение их экономической самостоятельности и демократичности функционирования, укрепления контактов с формализованными и т.п. «неформальными» организациями, расширение гарантированных прав последних при использовании учреждений культуры. [14, c.228]

     Анализ  основных составляющих технологии культурно-досуговой деятельности - «организация» и «методика» - показывает, что они характеризуются как производное понятие – профессиональная деятельность, направленная на объект (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленная влиянием социально-экономических и культурных факторов. Поэтому слияние организации и методики культурно-досуговой деятельности и их переход друг в друга, уровень этой связи и определяют облик каждого учреждении культуры, эффективность его функционирования и влияния на домашний досуг. [14, c.228-229]

     Технология  культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты - штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема методической деятельности (состоит из следующих компонентов: сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.); психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.). Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (технология), учреждения культуры «вписаны» в систему куль-турно-досуговой деятельности региона. [14, c.230]

     В целостной системе технологии культурно-досуговои  деятельности действуют не механические, а сложные способы причинной зависимости друг от друга. Целостная система технологии культурно-досуговой деятельности движется к определенной цели и характеризуется прежде всего целесообразностью. Цель выступает в системе технологии культурно-досуговои деятельности как ее важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в конкретных условиях. Следовательно, цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.

     Анализируя  технологию культурно-досуговой деятельности, подчеркнем, что она имеет еще более сложный исторический путь развития, чем педагогическая технология. Проводя историческую параллель между педагогической технологией и технологией культурно-досуговой деятельности, следует подчеркнуть, что первая только в последние годы стала разрабатываться основательно. Педагогическаяя технология направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекают к ней внимание педагогов во всем мире. «Под технологией воспитания понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах воспитания, практическое использование которой обеспечивает направленное воздействие на внутренний духовный мир личности». Наибольший вклад в развитие педагогической технологии внес Ю.П. Азаров, который пришел к выводу, что «технология - это жесткий расчет, наполненный духовным содержанием. Педагог, разрабатывая технологию и не упуская из виду развитие всей системы отношений, мыслит этическими категориями и подчиняет все развитие самостоятельности воспитанию у детей высокой нравственности» . Рассматривая технологию культурно-досуговой деятельности как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм как взаимодействие с педагогической технологией. [14, c.236]

     Оптимальный технологический процесс как  научно обоснованная система культурно-досуговой деятельности способствует глубокому осмыслению действительности, «высвечиванию» человека во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, микро- и макросреды. Поэтому следует сделать вывод о том, что технология культурно-досуговой деятельности оптимально функционирует при опоре не на частные, случайные, зачастую произвольные мотивы, которые движут отдельных специалистов при ее осуществлении в конкретной ситуации, а исходя из значимого смысла и содержания, того общего результата, который складывается из всей совокупности человеческих стремлений, характеризующихся определенной внутренней целеустремленностью, направленностью на решение четко определенных задач. [14, c.245] 

РАЗДЕЛ 2

  ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ  ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ 

     2.1 Технологии организации досуга детей и подростков 

      В истории развития человечества до недавнего  времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. Передача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители. [24, c.49]

      Рассмотрим  факторы, влияющие на формирование современного подростка.  Выделяют несколько важнейших институтов социализации ранней юности: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации.

      Нет практически ни одного социального  или психологического аспекта поведения  подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем  или прошлом.

      В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами. Какие же затруднения чаще всего испытывают дети в подростковом возрасте?

      Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально. [8, c.115]

Информация о работе Современные технологии организации досуга