Многие
виды досуговой деятельности заведомо
предполагают коллективные действия (техническое
творчество, спортивные игры, жанры
художественной самодеятельности и
др.). Современные клубные структуры (государственные
клубные учреждения, общественные, коммерческие,
частные клубные предприятия) – это социально-культурные
институты, где реализуется профессиональная
деятельность специалистов в области
досуга, ориентированная на различные
возрастные категории. Для пожилой возрастной
категории это:
- Воспитание
детей. Использование педагогического
опыта данной категории населения в руководстве
занятиями детей и подростков, объединение
их усилий совместно с родителями дают
положительные результаты. Отсутствие
содержательных контактов детей, родителей
и педагогов – ветеранов труда, как отмечают
социологи, негативно сказывается на воспитании
детей.
- Проблемы
нравственности. Передача художественного
опыта, народных традиций этических норм;
возрождение утраченных ценностей культуры
и искусства, вовлечение молодежи в процесс
восстановления духовной культуры
с использованием инновационных технологий
досуговой деятельности – вот далеко
не полный комплекс задач, решение которых
невозможно, на наш взгляд, без активного
участия людей пожилого возраста «с молодой
душой».
- Военно-патриотическое
воспитание – почетная обязанность ветеранов
войны и труда. Роль клубных учреждений
здесь остается незаменимой, т.к. именно
в клубе есть возможность обеспечения
массовой аудитории.
Неотъемлемой
частью досуговой деятельности пожилых
людей является садоводство и
цветоводство. Особый смысл в настоящее
время приобретает краеведческий
аспект досуговой деятельности с
пожилыми людьми. В организации краеведческих
музеев на общественных началах, как правило,
активное участие принимают пенсионеры.
[8, c.199]
Организацию
досуговой деятельности людей пожилого
возраста важно вести комплексно,
в союзе с местными общественными
и административными органами, социальными
службами. Духовная наполненность социально-культурной
деятельности людей старшего возраста
– главное условие их творческой жизнеспособности.
ВЫВОДЫ
Проведенные
исследования позволили достичь
общей цели и решению конкретных
задач, поставленных в роботе, а также
подтвердить эффективность примененных
методологических принципов, которые
являются ее основой. Результат исследования
можно представить в таких положениях:
- Культурно-досуговая
деятельность как система состоит
из взаимосвязанных элементов:
- функционального,
показывающего, какие функции выполняет
система и образующие
ее элементы;
- содержательного;
структурного, раскрывающего
внутреннюю организацию системы и способы
взаимодействия образующих
ее элементов;
- интегративного,
указывающего источники,
факторы сохранения, совершенствования
и развития системы; коммуникационного,
отражающего взаимосвязь данной системы
с другими как по «горизонтали», так
и по «вертикали»;
- исторического,
рассматривающего в динамике этапы возникновения,
становления и дальнейшего развития
системы.
Сегодня
основная задача учреждений культуры
состоит в приобщении
к культуре всех слоев населения через
участие в различных
видах предметной деятельности; выявление
художественно одаренных
личностей, их учет, оказание им различной
материальной и моральной
помощи; реализацию продукции любителей
с целью оживления
художественных и товарных процессов
и «эстетизации» окружающей
среды и быта населения. Изменение условий
и форм взаимодействия
людей в сферах производства и досуга
неизбежно вызывает
изменение установок, ценностей, стереотипов
и норм, определяющих
социальное поведение, отношение людей
друг к другу. Изменение же
самих форм социального взаимодействия
обусловливается, в свою
очередь, в конечном счете развитием рыночной
экономики.
2.
Технологии культурно-досуговой деятельности
предусматривают разработку и принятие
эффективных мер по следующим направлениям:
- Соединение
содержания с реальной действительностью,
правдивый ее показ в информационно-просветительной,
художественно- публицистической, образно-наглядной
и культурно-развлекательной программах.
Четкое осознание специфики этих направлений
культурно-досуговой деятельности, поиск
новаторских, активных форм и методов
должен происходить в соответствии с ценностями
нового исторического периода.
- Концентрация
в учреждениях культуры разнообразных
видов предметной деятельности, в которых
ставятся и реализуются цели в зависимости
от социально значимых потребностей и
интересов людей. Использование возможностей
учреждения культуры для активного изучения,
удовлетворения и формирования потребностей
и интересов населения, обеспечение на
этой основе условий для возникновения
новых общественно полезных потребностей.
Всестороннее развитие демократических
начал в повседневной жизни учреждений
культуры, поддержка всех позитивных проявлений
народной инициативы, развитие гласности,
критики, самокритики. Координация усилий
и поиски новых способов связи учреждений
культуры с общественными организациями,
общеобразовательными школами, училищами
культуры, высшими учебными заведениями,
творческими союзами. Постоянное стремление
к сотрудничеству на равноправной основе
с неформальными молодежными объединениями
и клубами по интересам, безвозмездное
организационно-методическое обеспечение
их творческого развития, осуществление
социальной поддержки со стороны учреждения
культуры неформальным объединениям.
Создание иерархии органов самоуправления,
выбираемых на общих собраниях учреждений
культуры и всех его структур, советов
коллективов художественной самодеятельности,
клубных объединений, советов, сгруппировавшихся
по различным направлениям деятельности.
- Установление
своевременной оплаты труда специалистам
и сотрудникам в зависимости от конечных
результатов их деятельности. Осуществление
современного планирования деятельности
учреждений культуры снизу доверху от
разработки планов отдельных подразделений,
их согласования друг с другом до разработки
общих планов. Обеспечение условий учреждениям
культуры для самостоятельного развития
материально-технической базы на современном
уровне, активное внедрение в строительство
объектов культуры методом народной стройки,
семейного подряда, хозрасчета и самофинансирования;
- Опора на
открытый диалог с аудиторией, непосредственное
участие посетителей в проводимой программе.
Планирование строительства типовых проектов
новых зданий учреждений культуры, в соответствии
со спецификой их деятельности в современных
условиях. Предоставление учреждениям
культуры независимо от их ведомственной
принадлежности статусной и нормативной
документации в полном соответствии с
концепцией рыночной экономики.
- Определение
организационно-правового статуса учреждений
культуры и включение их в новые структуры.
Самостоятельный организационно-правовой
статус необходим для выведения учреждений
культуры из подчинения отраслевым и ведомственным
структурам с целью выхода на самостоятельное
формирование социального заказа. Радикальный
пересмотр положения о различных типах
учреждений культуры, и прежде всего о
клубе, которое должны отвечать целям
и задачам современного этапа развития
нашего общества; четкое определение прав
посетителей учреждений культуры. Приведение
в соответствие с новыми положениями системы
учета и отчетности учреждений культуры.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бобахо
В. А., Левикова С. И.
Современные тенденции молодежной культуры:
конфликт или преемственность поколений
/ Общественные науки и современность
– 1996. - № 3 – с. 25-38.
- Бочарова
В. Г. Педагогика социальной работы. –
М., 1994. – с. 45-90.
- Вишняк А.
И., Тарасенко В. И. Культура молодежного
досуга. – Киев: Высшая школа, 1988 г. - 53с.
- Воловик А.
Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. –М,
1998. – с. 89-100.
- Волощенко
Г. Г. Народный досуг: социокультурные
аспекты генезиса и развития. – СПб. 1999.
– с. 56-80.
- Воробьева
И. В. Социокультуная деятельность: учебно-методический
комплекс/ Воробьева И. В. - Минск: ГИУСТ
БГУ, 2009. – 104 с.
- Горбатова
И. И., Каменец А. В. Деятельность клубов.
/ Аналитический обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф.,
1994.- 35 с.
- Григорьева
Е. И. Современная технология социально-культурной
деятельности: Учеб.-метод. пособие -
Тамбов, 1998. – 284 с.
- Грушин Б.
А. Свободное время. Актуальные проблемы
– М., 1967.
- Данилова
Е. А. Социализация молодежи: ценностные
ориентации и досуговые предпочтения
(на примере регионов Среднего Поволжья):
автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидат социологически
наук: спец. 22.00.04 «Социальная структура,
социальные институты и процессы»/ Данилова
Е.А. – Пенз. гос. унив. – П., 2009 г. – 28 с.
- Дридзе Т.
М., Орлова Э. А. Основы социально-культурного
проектирования – М ., 1996. – 250-275 с.
- Ерасов Б.
С. Социальная культурология: учеб. пособие/
Ерасов Б. С. – М.: Аспект Пресс, 2000 – с.
13 – 30.
- Ерошенков
И. Н. Культурно-досуговая деятельность
в современных условиях. – М., 1994. – с.
190-220.
- Жарков А.
Д. Теория и технология культурно-досуговой
деятельности.: учебник / Жарков А. Д.
– М.,2007 – 279 с.
- Иконникова
С.Я., Кон И.С. Молодежь как социальная категория.
– М., 1970 – с. 100-126.
- Киселева
Т. Г., Красильников Ю. Д. Социо-культурная
деятельность: учебник/ Киселева Т. Г.,
Красильников Ю. Д. – М.: МГУКИ, 2004. – 539
с.
- Колик Г.
Реализация развивающего потенциала досуга
людей пожилого возраста: автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидат педагогических наук: спец. 13.00.05
«Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности»/ Колик Г. Санкт-Петербургский
государственный университет культуры
и искусств – СПб, 2007 – 30 с.
- Комиссаренко
С. С. Клуб как социально-культурное явление.
– СПб., 1997 – с.
35-70
- Кулагин
И. Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология:
Полный жизненый цикл развития человека:
Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии
«Юрайт-М», 2001. – с.163-400.
- Культурно-досуговая
деятельность: Учебное пособие/под ред.
ЖарковаА. Д., Чижикова В. М. – М.: Издательство
МГУК, 1981. – 48с.
- Медведева
И. Я., Шилова Т. Л. Ребенок и компьютер.
– Клин: Христианская жизнь, 2007 – с. 47-77
- Минюшев
Ф.И. Социология культуры. – М., 2004 –
с. 178-240
- Новаторов
В. Е. Современные технологии культурно-досуговой
деятельности: состояние, проблемы, перспективы
развития/ Новаторов В.Е.// Вестник Омского
университета – 1999. – №3 – С. 109-114
- Стрельцов
Ю. А. Культурология досуга: учебное
пособие/
Стрельцов Ю. А. – М: МГУКИ. 2003. – 296 с.
- Стрельцов
Ю. А. Человек в мире общения: Основы досуговой
синергетики: Учеб. пособие./ Стрельцов
Ю. А. – М.: МГУКИ, 1999. – 200 с.
- Суртаев
В. Я. Молодежь и культура. – СПб.,1999 – с.
55-76
- Хренов Н.
А. Мифология досуга. – М., 1998 – с. 120-147
- Ярошенко
Н. Н. Социально-культурная деятельность:
парадигмы, методология, теория. –
М., 2000. – с. 15-50