Современные технологии организации досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель исследования – определить современные технологии организации досуга.
Для достижения поставленной цели решались такие исследовательские задачи:
определить феномен досуга в контексте СКД;
сформировать понятие и функции досуга;
выделить цели и мотивы культурно-досуговой деятельности;
определить основные технологии организации досуга на примере различных возрастных групп населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СКД…………………..6
Понятие и функции досуга…………………………………………...6
Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности………………..9
Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности..13
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ……………………………………..16
2.1 Технологии организации досуга детей и подростков……………..16
2.2 Организация досуговой деятельности молодежи…………………..21
2.3 Технологии организации семейного досуга………………………..26
2.4 Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста…………………………………………………………………………...29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Яковлева_курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

        Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего поколения, стали платными. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят.

      К сожалению, в нашей стране отношение  родителей к ребенку определяется в зависимости от того, в какой  мере ребенок выполняет требования родителей. Если подросток плохо учится в школе, то, как правило, и в семье к нему относятся как к неудачнику, редко хвалят, нанося тем самым тяжелые психологические травмы.

      Еще одна важная проблема досуга - неспособность  удовлетворить потребности подросткам. А первая потребность подросткового возраста - потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. – это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга - ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей. Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем. [20, c.70]

      Неумение  правильно организовать свой досуг  приводит современных подростков к  долгому сидению перед телевизором, компьютерной зависимости и т.п. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Вторую крайность представляют так называемые «дворовые» дети, которые предпочитают проводить свободное время не возле телевизоров и компьютеров, а в непосредственном общении со сверстниками, но не на спортивных площадках и стадионах, а в грязных подвалах.

      Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально-активную деятельность. Деятельность может быть организована в различных структурах. Например:

  • по месту действия (школа, внешкольные учреждения, летние центры, детские лагеря);
  • по целям деятельности (учеба, отдых, сбор детских организаций);
  • в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, игра, труд);
  • по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);
  • по половому составу (однополые, разнополые);
  • по возрастному составу (одновозрастные, разновозрастные).

      Каждая  структура выполняет определенный блок задач по отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздействие для выполнения конкретных задач, определенный вид деятельности приобщает подростка к труду, учебе, игре. [8, c.135]

     Свободное время у подростка предоставляет  широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное для организатора досуга – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка. Это:

     •   создание условий для развития и  саморазвития;

     • управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий;

     • целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентации;

     • восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);

     • повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики (тесты, тренинги, КВНы, брейн-ринги);

     • развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские);

     • выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры).

      Следует учитывать, что интересы подростка  постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.

     Какие же досуговые формы наиболее предпочтительны. Самая доступная форма – игра. Игра – это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на развитие познавательных, интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности. [14, c. 286]

      Существует  большое разнообразие игры для детей  и подростков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидактические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Роль игры трудно переоценить. Игру рассматривают как «наслаждение», «радость и забавы». Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные.

      Организация досуга детей и молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня.

     Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.

     Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

      При такой ситуации необходима разработка нормативно-методических документов, целостных программ организации и коррекции системы проведения досуга детей и молодежи. [8, c. 140]

      Что могут сделать учреждения социально-культурной сферы для улучшения той ситуации, в которой находится наше молодое  поколение?

     Во-первых, это исследование направленности и структуры проведения свободного времени детей и молодежи; во-вторых, необходима целенаправленная поддержка культурных инноваций. Это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности, так как клубные учреждения должны притягивать подростков не меньше, чем уличная компания; информирование, а также обучение молодежи современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки. В-третьих, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подростков. 

     2.2 Организация досуговой деятельности молодежи 

      Интерес к предпочтениям молодежи смело  можно отнести к вечным: «Нынешняя  молодежь привыкла к роскоши, она  отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», – сетовал Сократ еще в 470 году до Рождества Христова.

      Молодежная  проблематика в современной науке  актуализировалась в середине 50-х годов XX века. В 1956 году вышла монография израильского социолога С. Эйзенштдта «От поколения к поколению», которая содержала теоретические положения по проблеме гомогенных возрастных групп молодежи в сфере свободного времени. [1, c.25]

      Проблемы  досуга следует рассматривать в  тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность, детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза досуга, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисциплины и принуждения. [10, c.13]

      Юность  – это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки – семьи. [10, c.14] В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников и др.

      В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность досуга, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, в группах сверстников. Досуг молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками. Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь – эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группобразующим фактором». [8, c.176] Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.

      Отмечают  следующие специфические проявления молодежной культуры:

  • стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;
  •   резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;
  •    «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям;
  •    двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти.

      Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило, относят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономические, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентации отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов. [24, c.243]

      Организация и методика воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений  должна быть направлена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает недостаточно формального соблюдения целей и задач общественного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению социальной и творческой активности. Осуществление этих задач невозможно без выработки четких представлений у членов организации о социально-культурной среде, государственных и негосударственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимопонимания с конкретными представителями властных, образовательных и воспитательных учреждений. Участник общественного объединения должен иметь вполне определенные представления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе которого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает. [8, c.156]

     При выборе и организации тех или  иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

      Наиболее  рельефно социальная ценность молодежного  досуга раскрывается под углом зрения проблемы предназначения человека, смысла его бытия.

      В этих словах, формулирующих жизненную  задачу каждого, в особенности молодого человека, выражен идеал нашего общества - всесторонне, гармонически развитая личность.

      Задача  человека всесторонне развивать  свои способности имеет особый характер. Дело в том, что формирование и развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей.

Информация о работе Современные технологии организации досуга