Социализация белорусской молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

Отечественный социолог Н. Ю. Токова выделяет несколько этапов в исследовании молодёжной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси:
– «критический» (70 – сер. 80-х гг. ХХ века);
– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ века);
– «теоретический» (начало ХХI века).

Вложенные файлы: 1 файл

sociologiya_molodezhi.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Социология молодежи

 

Луйгас Н.Е.

Белорусский государственный медицинский университет

Общество представляет собой сложную  социальностратификационную структуру. Одним из основных её элементов являются социальные группы как совокупность людей с общими природными и социальными признаками, которые отличаются от других способом взаимодействия между её членами, чувством принадлежности к этой группе и считаются членами группы с точки зрения других. Молодёжь – специфическая социально-демографическая группа, которую исследуют представители разных научных дисциплин и отраслей, в том числе и социологии молодёжи.

Интерес к многогранному предмету исследования возник давно. Этому способствовали массовые молодёжные движения конца 60-х годов ХХ века, когда в индустриально развитых странах мира молодые люди заявили о своей способности активно участвовать в общественных процессах. Эти выступления получили название «молодежных революций» и обратили внимание политиков и ученых к молодежным проблемам. В 1970 году на Всемирном социологическом конгрессе в структуре Международной социологической ассоциации был создан специальный исследовательский комитет «Социология молодёжи». Ученые признают, что этот факт содействовал утверждению социологии молодёжи в самостоятельную отрасль социологической науки [1].

Появление аналогичных исследований в Советском  Союзе происходило в период Хрущевской «оттепели» в контексте опросов  общественного мнения по актуальным проблемам современности. Создание социологических групп при обкомах и горкомах комсомола объяснялось тем, что партийное руководство стремилось не допустить бунтарские веяния молодежи Запада в Советский Союз. Однако отечественная социология молодежи 60-80-х годов ХХ века не была однородной. В исследованиях, выполненных в рамках социального заказа государства, молодежь рассматривалась как объект воспитания. На первый план выходили вопросы усвоения молодыми людьми социалистических идеалов, норм, ценностей. В рамках другого направления сформировались научные школы, ориентированные на объективный подход к изучению молодежной проблематики. К их числу относят новосибирскую (В.Н.Шубкин), свердловскую (Ф.Р.Филиппов, М.Н.Руткевич), ленинградскую (В.Т.Лисовский, С.Н.Иконникова, А.В.Лисовский) и эстонскую (М.Титма). В каждой из них изучение молодежной проблематики происходило по разным направлениям. Эти труды послужили основой в процессе формирования социологии молодежи как научной отрасли.

С точки  зрения методологических подходов, разработанных  в западном и продолженных в отечественном  социологическом изучении молодежи, выделяют следующие направления: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое. Основу психоаналитического направления составили научные труды З.Фрейда, Р.Бенедикта, Л.Фойера, Э.Эриксона и др. Ученые обратились к изучению феномена сознания, рассмотрели психофизиологические и социальные факторы, которые влияют на формирование личности. Представители структурно-функционального направления (Д.Белл, Р.Мертон, Э.Фромм) подошли к изучению молодежи как системы структурных позиций. При их постепенном заполнении происходит приобретение молодыми людьми социального статуса и выполнение конкретной социальной роли. Сущность методологического подхода ученых культурологического направления заключается в том, что социальные процессы и явления молодежной среды исследуются в контексте достижений цивилизации и культуры человечества. К.Маннгейм, М.Мид, Т.Лукман обратились к изучению внутреннего мира молодежи, объяснили механизм социального наследования, когда молодые люди не только усваивают, но и творчески обогащают культурное наследие, передают его следующим поколениям.

Отечественный социолог Н. Ю. Токова выделяет несколько  этапов в исследовании молодёжной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси:

– «критический» (70 – сер. 80-х гг. ХХ века);

– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ века);

– «теоретический» (начало ХХI века).

В течение  первого этапа происходило изучение проблем молодёжного движения; критически осмысливались концепции молодёжи западной ювентологии (лат. juventus – воздействие молодёжи на общество), в том числе и субкультурные; в научных трудах типичным явлением было противопоставление молодёжи капиталистических и социалистических стран согласно идеологическим установкам.

В рамках второго исследовательского этапа  наблюдалась переоценка контркультурных  процессов в странах Западной Европы и США; анализировались причины  актуализации молодёжного движения в СССР и на постсоветском пространстве; изучался феномен «неформальных организаций»; разрабатывалась методика исследования молодёжной субкультуры.

Современный «теоретический» этап характеризуется  становлением методологии, основных направлений изучения молодёжной субкультуры [4].

Молодёжь – динамично развивающийся  социальный объект, который может  исследоваться с точки зрения медицины, психологии, политологии, философии, культурологии. Основанием для выделения  молодых людей в отдельную группу являются возраст, социальный статус и ролевые функции. Однако до сих пор в социологии молодёжи нет однозначного мнения в отношении ключевого показателя. Возрастные границы этой группы определяются по-разному. Чаще к числу молодых относят людей в возрасте от 14 до 29 лет. Некоторые исследователи расширяют эти рамки от 15 до 30-31 года, другие, наоборот, сужают их от 16 до 29 лет. В рамках этого интервала выделяют следующие возрастные категории молодёжи: подростки до 18 лет, собственно молодёжь – 18-24 года, молодые взрослые – 25-29 лет [2].

Предметом изучения социологии молодёжи выступают молодые люди как специфическая  социальная группа, которая занимает определенное место и выполняет свою роль в социальной структуре общества. Не сами по себе возрастные особенности, а только в совокупности с социальным положением и обусловленные этим взаимодействием социально-психологические черты находятся в центре внимания социологии молодёжи.

Предмет исследования социологии молодёжи = возраст + социальный статус + социально-психологические  свойства молодёжи.

Социологическое исследование молодёжи многогранно. Это связано с тем, что на период жизни от детства до взрослости приходятся основные социодемографические события: получение образования, профессиональное становление, обретение социальных статусов и ролей, вступление в брак, рождение детей. Молодёжь рассматривается с точки зрения её включенности в процессы воспитания и социализации, изучается образ жизни, ценностные ориентации и мотивация деятельности, профессионально-трудовое самоопределение, утверждение стратификационно-статусной позиции, социальная мобильность, планирование и реализация жизненных целей в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях [3;6;7;8]. Культурно-досуговая деятельность молодежи представляет интерес с точки зрения ее влияния на процесс формирования личности. Так, например, исследование проблемы эффективного использования свободного времени студентов в условиях общежития, которое проводилось на базе Белорусского государственного медицинского университета в 2003-2004 учебном году, выявило две тенденции в выборе досуговых занятий. При хроническом дефиците свободного времени большинство студентов-медиков ориентированы на взаимодействие с другими, остальные предпочитают использовать время лично на себя. У 175 студентов 1-6 курсов, проживающих в общежитиях университета, наиболее высокий процент выбора занятий в свободное время приходится на встречи с друзьями (44%), на освоение что-нибудь нового (42%) и развлечение (40%). Менее популярны такие занятия, как поддержка хорошей физической формы (30%) и желание заработать деньги на жизнь (22%) [9].

Своеобразие молодёжи как социальной общности, по мнению академика Е.М.Бабосова, обусловлено следующими признаками:

·отсутствие собственного социального  положения в обществе;

·включенность в молодёжные движения и группировки;

·незавершенность процесса формирования социальных качеств;

·многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых  людей.

Молодёжь представляет собой одну из перспективных групп общества. По последним данным, она составляет почти четверть населения Республики Беларусь. В целом же во второй половине ХХI века люди в возрасте до 30 лет будут составлять около 60 % населения Земли. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства [5]. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:

·социализационная (включение в  социально-стратификационные слои общества);

·воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производственных отношений);

·трансляционная (усвоение и передача социального  опыта старших поколений младшим);

·инновационная (привнесение новшества во все  сферы общественной жизни).

Политические  преобразования 90-х годов ХХ века в странах Восточной Европы, а  также многоаспектность предмета исследования социологии молодежи на современном  этапе способствовали тому, что эта  отрасль социологического знания приобретает  междисциплинарный характер. С одной стороны, это связано с появлением тематически новых молодежных исследований. Российские и белорусские социологи изучают проблемы социально-трудовой адаптации ранее не существовавших слоев молодежи (бездомные, военные наемники и др.), проблемы молодежного рынка труда, безработицы, социальной защиты молодых семей и т.д. С другой стороны, методология исследовательских подходов совершенствуется путем объединения собственно социологического с антропологическими, этнографическими, демографическими и другими научными методами.

Литература 

1.Социология  молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова.  М.: Гардарики, 2005. – 335 с. 

2.Бабосов,  Е.М. Социально-стратификационная  панорама современной Беларуси. Минск, 2002.

3.Молодежь  Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения / Под ред. С.Д. Лаптенка. Минск., 2004. – 260 с.

4.Токова, Н.Ю. Молодежная субкультура и  ее региональные аспекты. Могилев:  МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с. 

5.Анализ  положения женщин и детей в  Республике Беларусь. БГУ, Центр социологических и политических исследований, 2004. – 104 с.

6.Ротман, Д.Г. Белорусская молодежь на  рубеже веков: штрихи к портрету // Социология. – № 1. – 2004. –  С. 50-59.

7.Калачева, И.И. Молодежь и поликультурное  образование в высшей школе  Беларуси. Минск: Гесей, 2003. – 160 с.

8.Организационно-педагогическая  и идеологическая основы работы  с молодежью в высшей школе  /Под общ. ред. И.И. Калачевой,  С.А. Кулеш. Минск: РИВШ, 2006. –  116 с. 

9.Манулик, В.А. Свободное время  студентов в условиях общежития / В. А. Манулик, О. В. Борис // Медицинское образование ХХI века: материалы междунар. конф., Витебск / Витебск. гос. мед. ун.-т ; глав. ред. член-кор., проф. А. Н. Косинец. Витебск. 2004. – С. 568


Информация о работе Социализация белорусской молодёжи