Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:21, контрольная работа
Отечественный социолог Н. Ю. Токова выделяет несколько этапов в исследовании молодёжной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси:
– «критический» (70 – сер. 80-х гг. ХХ века);
– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ века);
– «теоретический» (начало ХХI века).
Социология молодежи
Луйгас Н.Е.
Белорусский государственный медицинский университет
Общество представляет собой сложную социальностратификационную структуру. Одним из основных её элементов являются социальные группы как совокупность людей с общими природными и социальными признаками, которые отличаются от других способом взаимодействия между её членами, чувством принадлежности к этой группе и считаются членами группы с точки зрения других. Молодёжь – специфическая социально-демографическая группа, которую исследуют представители разных научных дисциплин и отраслей, в том числе и социологии молодёжи.
Интерес к многогранному предмету исследования возник давно. Этому способствовали массовые молодёжные движения конца 60-х годов ХХ века, когда в индустриально развитых странах мира молодые люди заявили о своей способности активно участвовать в общественных процессах. Эти выступления получили название «молодежных революций» и обратили внимание политиков и ученых к молодежным проблемам. В 1970 году на Всемирном социологическом конгрессе в структуре Международной социологической ассоциации был создан специальный исследовательский комитет «Социология молодёжи». Ученые признают, что этот факт содействовал утверждению социологии молодёжи в самостоятельную отрасль социологической науки [1].
Появление аналогичных исследований в Советском Союзе происходило в период Хрущевской «оттепели» в контексте опросов общественного мнения по актуальным проблемам современности. Создание социологических групп при обкомах и горкомах комсомола объяснялось тем, что партийное руководство стремилось не допустить бунтарские веяния молодежи Запада в Советский Союз. Однако отечественная социология молодежи 60-80-х годов ХХ века не была однородной. В исследованиях, выполненных в рамках социального заказа государства, молодежь рассматривалась как объект воспитания. На первый план выходили вопросы усвоения молодыми людьми социалистических идеалов, норм, ценностей. В рамках другого направления сформировались научные школы, ориентированные на объективный подход к изучению молодежной проблематики. К их числу относят новосибирскую (В.Н.Шубкин), свердловскую (Ф.Р.Филиппов, М.Н.Руткевич), ленинградскую (В.Т.Лисовский, С.Н.Иконникова, А.В.Лисовский) и эстонскую (М.Титма). В каждой из них изучение молодежной проблематики происходило по разным направлениям. Эти труды послужили основой в процессе формирования социологии молодежи как научной отрасли.
С точки зрения методологических подходов, разработанных в западном и продолженных в отечественном социологическом изучении молодежи, выделяют следующие направления: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое. Основу психоаналитического направления составили научные труды З.Фрейда, Р.Бенедикта, Л.Фойера, Э.Эриксона и др. Ученые обратились к изучению феномена сознания, рассмотрели психофизиологические и социальные факторы, которые влияют на формирование личности. Представители структурно-функционального направления (Д.Белл, Р.Мертон, Э.Фромм) подошли к изучению молодежи как системы структурных позиций. При их постепенном заполнении происходит приобретение молодыми людьми социального статуса и выполнение конкретной социальной роли. Сущность методологического подхода ученых культурологического направления заключается в том, что социальные процессы и явления молодежной среды исследуются в контексте достижений цивилизации и культуры человечества. К.Маннгейм, М.Мид, Т.Лукман обратились к изучению внутреннего мира молодежи, объяснили механизм социального наследования, когда молодые люди не только усваивают, но и творчески обогащают культурное наследие, передают его следующим поколениям.
Отечественный социолог Н. Ю. Токова выделяет несколько этапов в исследовании молодёжной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси:
– «критический» (70 – сер. 80-х гг. ХХ века);
– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ века);
– «теоретический» (начало ХХI века).
В течение первого этапа происходило изучение проблем молодёжного движения; критически осмысливались концепции молодёжи западной ювентологии (лат. juventus – воздействие молодёжи на общество), в том числе и субкультурные; в научных трудах типичным явлением было противопоставление молодёжи капиталистических и социалистических стран согласно идеологическим установкам.
В рамках второго исследовательского этапа наблюдалась переоценка контркультурных процессов в странах Западной Европы и США; анализировались причины актуализации молодёжного движения в СССР и на постсоветском пространстве; изучался феномен «неформальных организаций»; разрабатывалась методика исследования молодёжной субкультуры.
Современный «теоретический» этап характеризуется становлением методологии, основных направлений изучения молодёжной субкультуры [4].
Молодёжь – динамично
Предметом изучения социологии молодёжи выступают молодые люди как специфическая социальная группа, которая занимает определенное место и выполняет свою роль в социальной структуре общества. Не сами по себе возрастные особенности, а только в совокупности с социальным положением и обусловленные этим взаимодействием социально-психологические черты находятся в центре внимания социологии молодёжи.
Предмет исследования социологии молодёжи = возраст + социальный статус + социально-психологические свойства молодёжи.
Социологическое исследование молодёжи многогранно. Это связано с тем, что на период жизни от детства до взрослости приходятся основные социодемографические события: получение образования, профессиональное становление, обретение социальных статусов и ролей, вступление в брак, рождение детей. Молодёжь рассматривается с точки зрения её включенности в процессы воспитания и социализации, изучается образ жизни, ценностные ориентации и мотивация деятельности, профессионально-трудовое самоопределение, утверждение стратификационно-статусной позиции, социальная мобильность, планирование и реализация жизненных целей в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях [3;6;7;8]. Культурно-досуговая деятельность молодежи представляет интерес с точки зрения ее влияния на процесс формирования личности. Так, например, исследование проблемы эффективного использования свободного времени студентов в условиях общежития, которое проводилось на базе Белорусского государственного медицинского университета в 2003-2004 учебном году, выявило две тенденции в выборе досуговых занятий. При хроническом дефиците свободного времени большинство студентов-медиков ориентированы на взаимодействие с другими, остальные предпочитают использовать время лично на себя. У 175 студентов 1-6 курсов, проживающих в общежитиях университета, наиболее высокий процент выбора занятий в свободное время приходится на встречи с друзьями (44%), на освоение что-нибудь нового (42%) и развлечение (40%). Менее популярны такие занятия, как поддержка хорошей физической формы (30%) и желание заработать деньги на жизнь (22%) [9].
Своеобразие молодёжи как социальной общности, по мнению академика Е.М.Бабосова, обусловлено следующими признаками:
·отсутствие собственного социального положения в обществе;
·включенность в молодёжные движения и группировки;
·незавершенность процесса формирования социальных качеств;
·многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.
Молодёжь представляет собой одну из перспективных групп общества. По последним данным, она составляет почти четверть населения Республики Беларусь. В целом же во второй половине ХХI века люди в возрасте до 30 лет будут составлять около 60 % населения Земли. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства [5]. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:
·социализационная (включение в
социально-стратификационные
·воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производственных отношений);
·трансляционная
(усвоение и передача социального
опыта старших поколений
·инновационная (привнесение новшества во все сферы общественной жизни).
Политические преобразования 90-х годов ХХ века в странах Восточной Европы, а также многоаспектность предмета исследования социологии молодежи на современном этапе способствовали тому, что эта отрасль социологического знания приобретает междисциплинарный характер. С одной стороны, это связано с появлением тематически новых молодежных исследований. Российские и белорусские социологи изучают проблемы социально-трудовой адаптации ранее не существовавших слоев молодежи (бездомные, военные наемники и др.), проблемы молодежного рынка труда, безработицы, социальной защиты молодых семей и т.д. С другой стороны, методология исследовательских подходов совершенствуется путем объединения собственно социологического с антропологическими, этнографическими, демографическими и другими научными методами.
Литература
1.Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
2.Бабосов,
Е.М. Социально-
3.Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения / Под ред. С.Д. Лаптенка. Минск., 2004. – 260 с.
4.Токова,
Н.Ю. Молодежная субкультура и
ее региональные аспекты.
5.Анализ положения женщин и детей в Республике Беларусь. БГУ, Центр социологических и политических исследований, 2004. – 104 с.
6.Ротман,
Д.Г. Белорусская молодежь на
рубеже веков: штрихи к
7.Калачева,
И.И. Молодежь и
8.Организационно-
9.Манулик, В.А. Свободное