Социализация молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Исследованию ее состава, структуры, динамики развития, ценностных ориентации и жизненных целей, сравнительных характеристики с предыдущими ее генерациями посвящено значительное количество публицистических статей, научных публикаций, диссертаций. Такое внимание к проблемам молодежи, безусловно, вызвано особым ее положением в общей структуре населения страны. Однако, те характеристики молодежи, которые обусловлены ее ролью и местом в системе социально-педагогических отношений общества, исследованы пока еще недостаточно[1]. [1] Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений // в: Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2000. - С.175-179

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 51.99 Кб (Скачать файл)

Введение

Известно, что в структуре населения  любого государства одно из важных мест занимает «молодежь». Молодежь является определенной социально-демографической, возрастной группой со специфическим  образом жизни, стилем поведения, культурными  нормами и ценностями.

Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами.  Исследованию ее состава, структуры, динамики развития, ценностных ориентации и жизненных целей, сравнительных характеристики с предыдущими ее генерациями посвящено значительное количество публицистических статей, научных публикаций, диссертаций. Такое внимание к проблемам молодежи, безусловно, вызвано особым ее положением в общей структуре населения страны. Однако, те характеристики молодежи, которые обусловлены ее ролью и местом в системе социально-педагогических отношений общества, исследованы пока еще недостаточно[1].  [1] Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений // в: Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2000. - С.175-179

Следует подчеркнуть, что  молодёжь является неоднородной социальной общностью. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному  происхождению. Особую роль в духовно-нравственном развитии личности, становлении молодого поколения играют общечеловеческие ценности.

Социализация сегодняшних  студентов происходила в условиях кардинальных социальных, политических, экономических и культурных изменений, происходивших в нашей стране в последние два десятилетия. Современная молодежь стала активной участницей этих преобразований. Как  известно из теории социальной психологии, отсутствие устоявшихся моделей  построения своей жизни затрудняет процесс социализации и обретения социальной идентичности юношами и девушками. 

Одной из сфер жизнедеятельности молодёжи, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В сложившихся условиях молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им.

Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции  его трансформаций, которые тоже требуют своего научного осмысления.

Актуальность. Современный мир, с одной стороны, предоставляет большие возможности для самореализации личности, с другой стороны, заставляет каждого человека более активно и ответственно относиться к выбору образа своей жизни. Современная молодежь - это те люди, которые будут определять направление развития нашего общества через 15-20 лет, поэтому изучение их представлений о своей жизни дает возможность заглянуть в будущее.  Особый интерес вызывают представления молодежи о своем досуге. От того, какое место они собираются ей отводить в своей жизни, в очень большой степени зависит развитие экономики и культуры страны в целом. Таким образом, исследование образа жизни молодежи в рамках современной экономической и социальной ситуации в стране представляет весьма значимый интерес.

Досуг традиционно является одной  из важнейших сфер жизнедеятельности  молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели  к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также  изменениями содержания и структуры  досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Актуализация вопросов молодежного  досуга обусловлена и тем, что  молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Объект исследования - молодежь современной России как особая социокультурная группа.

Предметом исследования - выступают основные признаки и особенности современных форм досуга как фактора социализации современной российской молодежи.

Цель курсовой работы - определение роли молодежного досуга в социализации активной личности, а так же выявление интересов современной молодежи.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность понятия «молодежь» и «ценностные ориентации».
  2. Проанализировать особенности образа жизни молодежи.

3.  Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.

4. Изучить досуговую сферу жизнидеятельности  как фактор социолизации молодежи.

Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования могут быть использованы:

  • для дальнейшей разработки теоретических и практических оснований социологического анализа образа жизни современной молодежи.
  • для разработки региональными органами управления образования оптимальной молодежной политики.
  • для разработки системы взаимодействия администрации школ, вузов и молодежи в воспитательном процессе, ядром которого является формирование духовно-нравственных ценностей и нейтрализация негативных влияний на молодежь.
  • для усиления гуманистической направленности учебных курсов по основным блокам профессионально-образовательных программ.

Структура и  объем.  Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ

1.1. Сущность  понятий «молодежь» и «ценностные  ориентации»

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации. (2) В.Н. Кузнецов «Социология молодежи». Москва, изд-во «Гардарики». 2009 год. Стр.9.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.

Границы молодежного  возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. (3) Горшков М. К., Шереги Ф. Э. «Молодежь России: социологический портрет». М.: «ЦСПиМ». 2010. С. 78.

 

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

  • 14 - 19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
  • 20 - 24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
  • 25 - 29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

Таким образом, можно  сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться  или работать). Верхняя граница  определяется достижением экономической  самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

  • демографические (пол, возраст, семейное положение);
  • национально-этнические;
  • целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
  • по уровню образования;
  • по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
  • по степени общественно-политической активности;
  • по роду любительских занятий (спортсмены, музыканты и т.д.);
  • по профессиональной принадлежности.

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить  многомерное личное пространство молодёжи. (4) Войно И. А. Молодежная бедность в современном российском обществе (Москва) УДК 316 lib.socio.msu.ru

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении  социальных позиций молодёжи, её различных  групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная  принадлежность, образование, профессиональная деятельность, полити-ческие взгляды и т.п.

В возрастной психологии молодость  характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания и формирования социального  статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать  огромный поток информации. В этот период развиваются критичность  мышления, стремление дать собственную  оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с  тем в этом возрасте ещё сохраняются  некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у  молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств  и черт: стремление к идентификации  и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного  сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого  образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного  типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и  интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим  фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления. (5) Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

Информация о работе Социализация молодёжи