Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.
ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.
ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.
ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.
ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.
ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
……………………………………………………………... |
3 стр. |
ГЛАВА 1 |
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………... |
5 стр. |
1.1 |
Общая характеристика подросткового возраста………... |
5 стр. |
1.2 |
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода…………………………………… |
7 стр. |
1.3 |
Потребность в самоутверждении………………………... |
13 стр. |
1.4 |
Самосознание и самооценка………………..……………... |
15 стр. |
1.5 |
Эмоции и чувства…………………………………………. |
17 стр. |
ГЛАВА 2 |
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ……………………… |
18 стр. |
2.1 |
Понятие этноса. Многообразие его признаков…………. |
18 стр. |
2.2 |
Характер народа. Структура национального характера... |
22 стр. |
ГЛАВА 3 |
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ…………………. |
24 стр. |
3.1 |
Ментальность и основные средства её передачи……….. |
24 стр. |
3.2 |
Формирование менталитета белоруса
на протяжении истории………………………………………………..... |
26 стр. |
3.3 |
Этническое самосознание белорусов
и его основные черты…………………………………………………...... |
28 стр. |
ГЛАВА 4 |
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ |
34 стр. |
ГЛАВА 5 |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………. |
37 стр. |
5.1 |
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»……………. |
37 стр. |
5.2 |
Социологический опрос «Я и другие»……………………. |
41 стр. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
48 стр. | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… |
50 стр. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
52 стр. |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. В возрастной психологии подростковый возраст характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении подростков удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
Молодежь – наше будущее, опора нашей страны, а отношение к другим нациям и народностям является показателем толерантности и определяет степень социокультурного взаимодействия нашего государства с другими странами, а также уровень социокультурного развития. Для того, чтобы в будущем развивать социокультурные отношения, необходимо сейчас обратить внимание на отношение белорусских подростков к другим национальностям. Общественные отношения, которые затрагивают другие государства и представителей таких государств довольно щепетильный вопрос, так как в каждой стране живет разные люди, со своими традициями, бытом, культурой и т.д. Всем этим и объясняется, на наш взгляд, актуальность темы нашей курсовой работы.
Цель исследования состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусских подростков к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы определить понятие подросткового периода, этноса и менталитета, раскрыть положения научной литературы о таком понятии как «толерантность» и выявить уровень толерантности подростков Республики Беларусь.
Гипотеза: «Уровень толерантности белорусских подростков достаточно высок».
Объектом исследования в дипломной работе являются международные общественные отношения в определенной возрастной группе населения.
Предметом исследования в дипломной работе является отношение к другим нациям и народностям и представление о них подростков Республики Беларусь.
Основные положения дипломной работы, выносимые на защиту
Методы исследования. Анкетирование, беседа, наблюдение.
Краткая характеристика специальной литературы по теме. Вопросам взаимоотношений белорусской молодежи с иностранными гражданами посвящен ряд публикаций в белорусских газетах и журналах, отдельные главы в изданиях, рассматривающих понятие и проблемы международных отношений.
Проблемами изучения взаимоотношений молодежи занимались такие белорусские специалисты как Кириенко В.В., Мельников А.П., Казакевич А.В., Агеева Л.А., Темичева Е.А. и другие.
Структура дипломной работы включает введение, пять глав, заключение, библиографический список. Работа выполнена 52 страницах печатного текста.
Полученные результаты исследований могут применяться в учебных целях, как методическое пособие при изучении природы и сущности отношения белорусских подростков к иностранцам.
ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ
1.1 Общая характеристика подросткового возраста
Чтобы начать исследовать проблематику нашей работы, нужно разобраться в ключевых вопросах, таких как: Что собой представляет подростковый возраст? Каковы его возрастные рамки? Какие социально-психологические характеристики присущи данному возрасту? На эти вопросы призвана ответить эта глава.
Подростковый возраст — период развития детей от 10—12 до 14—15 лет. Фактическое вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.
Хронологические границы подросткового возраста разными авторами и специалистами часто определяются совершенно по-разному. Например, в Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет. Л.Н. Толстой возрастной гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Аналогичная нечеткость возрастных граней этого возраста характерна для классической и средневековой латыни.
Тем не менее возрастные категории практически во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское слово «отрок» — букв, «не имеющий права говорить» — означало: раб, слуга, работник, княжеский воин.
Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Обращение к человеку как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) содержит в себе оттенок снисходительности или пренебрежения, выражает отношение как к занимающему более низкое общественное положение.
Возраст служит критерием продолжительности исполнения тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях эти критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах, в разные исторические эпохи и в разных сферах общественной деятельности весьма изменчивы.
Подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины.
Первая причина обусловлена значительными различиями между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиями в их обязанностях и правах. Взрослая жизнь несравненно сложнее, и подростку приходится в относительно короткий срок осваивать эту жизнь во всей ее сложности. Причем чем выше ступень, на которой находится общество, тем эти различия, между группой детей и группой взрослых, становятся существеннее.
Вторая причина трудностей подросткового возраста — исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка. За короткий период подросток очень сильно меняется физически, внешне, а также психически. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Для них часто оказывается непонятным смысл, а главное — необходимость этих перемен.
Третья причина сложностей подросткового возраста — накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.
Четвертая причина связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания, что выражается прежде всего в изменении самовосприятия. Причем самовосприятие меняется как в связи с интенсивным развитием и формированием нового облика, так и в силу изменившейся оценки со стороны окружающих. Еще вчера на девочку никто и внимания не обращал, а сегодня взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одним это льстит, других пугает, но в любом случае само- восприятие и соответственно поведение их значительно меняется.
Пятая причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различии их положения в семье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замечали. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях.
Воспитатели, учителя, родители могут в значительной мере снизить остроту переходного возраста, если будут хорошо понимать сущность развития и изменений, происходящих у подростков. Необходимо разбираться как в анатомо-физиологических, так и в психологических особенностях подростков.[1, с. 282]
1.2 Чувство взрослости
как основное содержание
В современном обществе, как уже отмечалось, права и обязанности детей и взрослых резко различаются. Стремление подростка пользоваться правами и привилегиями взрослых наталкивается на сильное противодействие (вольное или невольное) со стороны взрослых. В результате подросток оказывается между двумя группами: общество детей его не устраивает, общество взрослых его не принимает, считая ребенком. Такое положение тем кризиснее, конфликтнее, чем резче разграничение группы детей и группы взрослых. Именно поэтому в высокоразвитом индустриальном обществе проблемы подросткового возраста стали очень актуальными, острыми. Действительно, чтобы в современном обществе стать взрослым, надо учиться как минимум на протяжении 10—17 лет. Таким образом, разница в знаниях между детьми и взрослыми становится все более значительной.
Для того чтобы представить всю глубину противоречий подросткового периода, необходимо понять, что лежит в основе стремления подростков перейти в группу взрослых и какова сила этого стремления.
Л.С. Выготский считал, что в сознании подростка появляется новообразование, которое в сочетании с новой социальной ситуацией и определяет систему отношений между подростком и его окружением. Этим новообразованием является чувство взрослости, представляющее собой стержневую особенность личности подростка.
Источниками чувства взрослости могут быть многочисленные факторы. Среди них наиболее важны следующие:
Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям