Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I………………………………………………………………..26
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………….…...49
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы
детей находящихся в трудной
жизненной ситуации………………………………
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I……………………………………………………………
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность:
Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации в 1990-е годы, кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества жизни прежде всего с детьми. Бегство детей из семьи, увеличение числа детей-отказников в родильных домах, лишений родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей – этот далеко не полный перечень явлений, свидетельствовавших о детском неблагополучии, требовал принятия государственных мер по обеспечению защиты детей.
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).
Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Все большую актуальность
приобретают идеи создания
Работа была ориентирована прежде всего на оказание помощи детям, уже обладающим статусом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа.
Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;
4. Рассмотреть детей – сирот оставшихся без попечения родителей – как объект социальной защиты;
5. Проанализировать деятельность органов опеки и попечительства муниципального района Бирский район по организации социальной работы с детьми-сиротами и с детьми, оставшимся без попечения родителей.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации, - дети, оставшиеся
без попечения родителей; дети –
инвалиды; дети, имеющие недостатки
в психическом и (или) физическом
развитии; дети – жертвы вооруженных
и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф, стихийный
бедствий; дети из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся
в экстремальных условиях; дети –
жертвы насилия; дети, отбывающие наказание
в виде лишения свободы в
Конкретное состояние
социальной проблемы
В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подход (Л.С. Выготский (1983 год) направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью [11].
Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.
Жизненные ситуации
– это совокупность значимых
для человека событий и
Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды [15].
Понятие трудная жизненная
ситуация в целом определяется
как временная, объективно или
субъективно создавшаяся
Фирсов М.В. и Шапиро Б.Ю.
определяют трудную жизненную ситуацию,
как « ситуацию, объективно нарушающую
жизнедеятельность человека (инвалидность,
неспособность в связи с
Ребенка относят к группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития[35].
Специалисты указывают
на ряд признаков,
Соответственно, человек
в такой ситуации не может
полноценно функционировать и
ему приходится изменять свое
поведение. Это требует от
В научной литературе
трудную жизненную ситуацию
В трудной жизненной
ситуации одновременно
поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;
когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;
витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;
экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;
вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной [44].
В теории социальной
работы общепринятым является
более узкое определение
Трудная жизненная
ситуация – это ситуация, объективно
нарушающая социальные связи
человека с его окружением
и условия нормальной
Структура трудной
жизненной ситуации включает
в себя участников связанных
с ней событий; деятельность, которая
в ней осуществляется; временные
и пространственные аспекты
В результате возникновения
трудной жизненной ситуации в
жизнедеятельности индивида
Информация о работе Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию