Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I………………………………………………………………..26
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………….…...49

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsializatsia_detey_nakhodyaschikhsya_v_trudnoy_zhiznen.docx

— 162.73 Кб (Скачать файл)

- по детям, переданным в приёмные  семьи;

- по детям, родители которых  лишены родительских прав или  ограничены в родительских правах.

В течение года в соответствии с  планом проводилась работа по оказанию методической и практической помощи образовательным учреждениям, учреждениям  здравоохранения, учреждениям  образования:

  • по раннему выявлению и предупреждению социального сиротства несовершеннолетних (плановые совещания для социальных педагогов школ, заведующих дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию органов системы профилактики по раннему выявлению детей, находящихся в социально-опасном положении, о работе с семьёй).
  • по разработке и реализации социально – педагогических программ (плановые семинары для социальных педагогов школ)
  • по вопросам социально-правовой поддержки детей, нуждающихся в помощи государства (плановые совещания для заместителей директоров учреждений профессионального образования, для социальных педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
  • по профилактике жестокого обращения с детьми (совещание для заведующих МДОУ с участием заместителем начальника отдела УВД)
  • по вопросам взаимодействия отдела опеки и попечительства с учреждениями, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних (круглый стол)

Недостатки в работе отдела опеки и попечительства:

- в работе с родителями, ненадлежащим образом, выполняющими  свои обязанности, недостаточно  используется превентивная мера  воздействия – ограничение в  родительских правах;

- не организована работа  с родителями, лишёнными родительских  прав, по формированию мотивации  их на восстановление в родительских  правах;

- необоснованно затягиваются  сроки предъявления исков по  лишению родительских прав, в  том числе родителей, дети которых  находятся под опекой.

Учитывая вышеизложенное,  рекомендуется применить:

  1. Усилить внимание к семьям, в которые на воспитание переданы несовершеннолетние из государственных учреждений, родители которых установили отцовство, возвратились из мест лишения свободы, восстановились в родительских правах.

2.. Организовать (активизировать) работу по профилактике жестокого  обращения с детьми.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Исследование состояния  социальной работы с детьми, попавшими  в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан позволил сделать вывод о том, что данная проблема в нашей республике рассматривается широко, с опорой на богатое нормативно-правовое обеспечение. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы защиты прав и интересов детей, а также оказания материальной поддержки, особо важным направлением является принятие системных мер в сфере обеспечения безопасности детей, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время в Республике Башкортостан действуют  
74 государственных, 6 государственных автономных и 11 муниципальных учреждений социального обслуживания населения.

В настоящее время в республике на условиях софинансирования расходов реализуются программы, направленные на решение проблем семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: республиканская программа «Мой мир – моя семья»,  программа «Өмөт (Надежда)» .

В Республике Башкортостан действует ряд законодательных и нормативных документов по основным направлениям в области семьи, материнства и детства - это законы республики Башкортостан от 29.10.2008 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в республике Башкортостан», от 29.12.2007 «О профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав», от 29.10.2008 № 41 «Об организации опеки и попечительства в республике Башкортостан», от 28 декабря 2005 г. «О порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка»; указы президента республики Башкортостан от 2 февраля 1995 года «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», от 31 декабря 1998 «О мерах государственной поддержки семьи, материнства и детства и улучшении демографической ситуации в республике Башкортостан».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-экономические  преобразования в России, повлекшие  за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских  учреждений, привели к формированию в обществе детей попавших в трудную  жизненную ситуацию. Ребенок, который  временно или постоянно лишен  своего семейного окружения или  который в его собственных  интересах не может оставаться в  таком окружении, имеет право  на особую защиту и помощь, предоставляемые  государством.

Оказание помощи детям, по разным причинам попавшим в трудную жизненную ситуацию, является важнейшим направлением в сфере социальной защиты детства. Такими ситуациями являются: болезнь, опасность, инвалидность, смерть; ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействия, помеха, неудачи); трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием - ситуации «публичного поведения», оценки и критики, конфликты, давление и пр. Поэтому такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей, возникающих под влиянием факторов риска, с целью их поэтапного освоения и разрешения.

Проблема социального  сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран.

Основные причины социального  сиротства заключаются в следующем  – добровольный отказ родителей  от своего ребенка, как правило вскоре после его рождения, лишение родительских прав, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений.

 

Социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие  положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных  учреждениях, воспитательные системы  которых далеки от совершенства, часто  повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь  родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Дети, оставшиеся без попечения  родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку/попечительство или в  приемную семью), а при отсутствии такой возможности, в соответствующие  учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей.

Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.

Опека и попечительство в  семейном праве – это устройство детей-сирот  детей, оставшихся без  попечения родителей, в целях  их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и  интересов. Опека позволяет ребенку  быстрее попасть в семью, так  как оформляется проще, чем усыновление. Воспитание родственниками имеет ряд  преимуществ перед воспитанием  в семьях: у детей возникает  меньше поведенческих и психологических  проблем.

Нами были проанализированы основные понятия используемые специалистами, работающими с данной категорией детей: дети, попавшие в тяжёлую жизненную  ситуацию, социальные службы, деятельность органов опеки и попечительства по работе с данной группой детей Изучены нормативно-правовые акты, учебно-методическая и специальная литература.

На основании проведенного теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. «Дети, попавшие в  трудную жизненную ситуацию»  является центральным понятием  данной работы. Оно наиболее полное  и включающее в себе различные  классификации. 

2. Правовые основы социальной  помощи в Российской Федерации  детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию соответствуют мировому законодательству и основаны на общих принципах социальной работы: гуманности, добровольности и конфиденциальности.

3. Социальная работа с  детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита в Республике Башкортостан и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1997 г.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 г
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(№159-ФЗ от 21.12.96 г.).
  6. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
  9. Закон «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Республике Башкортостан»
  10. Закон «Об организации опеки и попечительства в Республике Башкортостан»
  11. Закон «О порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка»
  12. Закон Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  13. Постановление Правительства РФ «О приемной семье»
  14. Президентская программа "Дети России".
  15. Семейное законодательство. - М., 2001 г.
  16. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., 2000 г.
  17. Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России".
  18. Указ Президента Республики Башкортостан «О дополнительных мерах по охране материнства и детства»
  19. Абалкин Л.И. и др. Социальная защищенность в рыночной экономике. Трудный поворот к рынку. М., Экономика, 1990. - 302с.
  20. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник-М.: Юристъ, 2002. — 336 с.
  21. Антонова Л. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России // Приемная семья. – 2009. - № 1. – с.35;
  22. Байер Е. Дети-сироты: путь к здоровью // Социальная педагогика. – 2009. - № 2. – с.78;
  23. Беспалов Ю.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации: Дис. … доктор юрид. Наук. М., 2002. – 78с.
  24. Бурмистрова, Е. Усыновление. Вопросы для будущих родителей. // Приемная семья. – 2009. - № 1.- с.48;
  25. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства.- М.: Педагогическое общество России, 2010.- 201с.
  26. Верзуб Б. М. Некоторые вопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при совершении сделок отчуждения недвижимого имущества // Нотариус. - М. ; Юрист, 2000. - 5. - с. 69-71
  27. Выступление министра образования Республики Башкортостан З.А. Аллаярова на заседании Правительства Республики Башкортостан 
    по вопросу «О совершенствовании межведомственной деятельности органов исполнительной власти в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Экономика и управление. - №7.- 2011, с.11-25.
  28. Выступление премьер-министра Правительства РБ РАИЛЯ САРБАЕВА: «Нужна база данных всех выпускников детских домов»//Ватандаш. – 2010, - № 8, с.23-34.
  29. Где тонко, там и рвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) // Социальная защита. - 2000. - № 2.
  30. Гимаев И. Социальная сфера Республике Башкортостан – приоритетное направление государственной политики // Экономика и управление. – № 6. – 2007.- с. 34-47.
  31. Грибанова, Г.В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома / Г.В. Грибанова //Дефектология. — № 6. – С. 13–18.
  32. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство / И.Ф. Диментьева М.: Воронеж. 2009. - 224с.
  33. Егорова, М.О. Новая модель работы органов опеки и попечительства и социальных служб со случаями нарушений прав ребенка. // Приемная семья. – 2009. - № 3.- с.16;
  34. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., - 2002, 405с.
  35. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
  36. Камалитдинова Г. Социальная защищенность населения республики // Экономика и управление. – № 6. – 2007.- с. 17-22.
  37. Климова, И.В. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие / И.В. Климова М.: Союз, 2004.- 192с.
  38. Кузнецова И. М. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. - М.: Палеотин, 2002 // Государство и право. - М.; Наука, 2003. - 4. .
  39. Нугуманов Р. Социальное развитие столицы республики // Экономика и управление. – № 6. – 2007.- с.7-14.
  40. О положении детей в РФ: Государственный доклад. 1998. М.: Синергия, 1999. С. 40.
  41. Орсаг Ю.В. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации. (из опыта работы детского дома). // Социальная педагогика. – 2006. - № 6. – с.55;.
  42. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
  43. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. // Под ред. Мухиной B.C.- М.: «Прометей».- 2001, - 147с.
  44. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000; Альтернативный доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. М.: РОО "Право ребенка", 2000. С. 7-59.
  45. Прихожан А.М. Психология сиротства /А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
  46. Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  // Социальная педагогика. – 2010. - № 4. – с.3;
  47. Пчелинцев Л.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание 2-е. М. Изд-во Норма, 2002г., с.524-533.
  48. Римашевская Н. М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник Российской академии наук. - Т. 74. - 2004. - № 3.
  49. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2012.- 115с.
  50. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. М., "Союз", 1998- 198с. (часть 2).
  51. Черняк А. Материалы круглого стола на тему: О совершенствовании федерального законодательства об усыновлении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Российская Федерация сегодня, 2000, №7, с.41-43.
  52. Чиганова, С.А. История развития  устройства детей в семьи в России/ С.А. Чиганова. М.: Ростов н/Д, 2011. - 209с.
  53. Щербакова А. М. Всегда ли семья – панацея от сиротских бед // Детский дом. 2008 г., №11, стр. 9.

 

 


Информация о работе Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию