Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I………………………………………………………………..26
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………….…...49

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsializatsia_detey_nakhodyaschikhsya_v_trudnoy_zhiznen.docx

— 162.73 Кб (Скачать файл)

 Еще А.С. Макаренко  (1935 год), например, указывал, что каждому  воспитателю необходимо не только  знать общепринятые методы воспитания  и обучения, но также и учитывать  своеобразие их преломления через  восприятие личности подростка  – объекта воспитания. Идея комплексного подхода к исследованию личности уже давно утвердилась в русле общепсихологической теории (Б.Г. Ананьев (1973 год). Необходимость такого подхода к изучению личности трудных подростков диктуется в настоящее время фактами, свидетельствующими о малой диагностической и прогностической ценности разрозненных и узкоспециальных обследований, когда отдельные характеристики личности не могут объяснить целостной природы противоправного поведения. Комплексный подход представляется наиболее эффективным при рассмотрении личности подростка как сложной системы, образуемой сочетанием различных по уровню сформированности и содержанию психологических свойств и находящейся в динамике своего онтогенетического развития [3, 24].

 На основании анализа  выше изложенного можно сделать  вывод, что личность подростка  – это сложное единство общего  и индивидуального. Общими являются  особенности нервно-психической  организации, закономерности протекания  познавательных и эмоционально-волевых  процессов, формирования характера,  резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности,  к самоутверждению, пониманию  сложных отношений в окружающей  социальной среде. Эти общие  особенности психического развития  подростков всегда проявляются  с индивидуальным своеобразием  в структуре потребностей, становлении  жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, нахождении в трудной жизненной ситуации, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.

Подводя итог выше сказанному можно сказать, что понятие «ребёнок попавший в трудную жизненную ситуацию» наиболее полное и способное охарактеризовать  все возможные варианты проявления различных форм отклонения, от норм жизнедеятельности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации

Одной из главных причин попадания детей в трудные  жизненные ситуации является семейное неблагополучие. Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

•  трудное материальное положение, бедность;

•  жилищные проблемы;

•  потеря членами семьи связи с рынком труда;

•  конфликтная ситуация в семье;

•  безответственное родительство, жестокое обращение с детьми;

•  алкоголизм, наркомания и т.д.

Исследователи выявляют три  основных механизма возникновения  семейного неблагополучия:

1. «Наследование» неблагополучия.

В ряде случаев неблагополучие является не чем иным, как воспроизведением образа жизни и проблем родительской семьи. Людям свойственно переносить в настоящее шаблоны, с которыми они выросли. Копируя взаимоотношения родителей, дети часто воспроизводят кризисный тип семьи в своих браках.

2. Наступление неблагополучия вследствие обстоятельств личного характера.

Механизм возникновения  такого неблагополучия корректнее всего  определить как следствие непреодолимых жизненных обстоятельств. Примером здесь может служить крайняя бедность семьи как результат внезапной инвалидности одного из членов семьи или потеря кормильца. Разнообразие сценариев, приводящих к неблагополучию, весьма велико.

3. Наступление неблагополучия  вследствие изменений на макроуровне.

Неблагополучие семей  может возникнуть вследствие глобальной трансформации (экономической, политической, социокультурной). Самый очевидный пример – кризис, наступивший для многих семей в после реформенное время в 1990-х годах, когда часть населения оказалась невостребованной на рынке труда. Современный финансово-экономический кризис 2008–2009 годов пока не имеет таких глубоких социальных последствий, но также привел к ухудшению положения семей с детьми.

Формы семейного неблагополучия  для жизни ребенка:

1. Плохие материальные  условия жизни семьи

Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени  оказываются наиболее депривированными по причине высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных, вынужденной исключённой из рынка труда одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низких заработков молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Каждое десятое домохозяйство испытывает финансовые затруднения и имеет проблемы с жильем. В крайней бедности по обоим признакам находятся 0,4  % семей. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

2. Потеря связи с рынком  труда

Семьи с детьми показывают высокую степень экономической активности и занятости, но из-за повышенной иждивенческой нагрузки чаще оказываются в числе бедных/крайне бедных. Повышенный риск бедности и, как следствие, семейного неблагополучия во всех остальных ракурсах испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы. В неполных семьях женщины с экономической точки зрения выполняют ту функцию, которая характерна для мужчин в полных семьях. Безработица затрагивает 5 % полных семей с детьми, а доля семей с детьми, в которых оба взрослых не работают, невелика – 3,9 %. При этом длительная безработица встречается крайне редко: только 1,8 % полных семей с детьми столкнулись с этой проблемой. Поэтому семьи с детьми, в которых есть безработные, хотя и попадают в бедность, но имеют высокий шанс выхода из нее в результате успешного поиска работы, в отличие от семей, в которых мужчина экономически неактивен.

3. Внутрисемейные конфликты,  неблагополучная психологическая  атмосфера в семье

Ошибочно предполагать, что  все семьи, в которых случаются разногласия, являются группой риска, а детей, проживающих в них, относить к категории находящихся в трудной жизненной ситуации. В критическом положении – в обстановке жестких конфликтов, имеющих под собой множество оснований, – проживают дети из 8,2 % домохозяйств. Эти дети, безусловно, нуждаются в помощи, и их семьи непременно должны попасть в целевую группу программ по профилактике социального сиротства. Более детальный анализ показал, что большинство этих семей либо исключены из сетей семейной взаимопомощи, либо имеют ограниченный доступ к институциональным услугам. В целом 35,4 % семей с детьми не пользуются институциональными услугами по уходу за детьми, хотя нуждаются в них

Есть все основания  говорить о том, что социально-экономическое  устройство общества масштабно продуцирует  не только материальные, но и социальные факторы семейного неблагополучия. Совмещение экономической активности и обязанностей по уходу и воспитанию детей требует развитой системы социальных услуг. В России услуг по уходу и воспитанию детей явно недостаточно.

4. Неблагополучное семейное  окружение детей, риски развода,  невыполнение обязанностей по  уходу за детьми. В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто должен нести ответственность за воспитание детей. С мнением о том, что в большей степени семья должна заботиться о своем ребенке-дошкольнике, согласны 66,5 % респондентов; 31,2 % считают, что ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста семья и общество должны разделить между собой.

5. Жестокое обращение  с детьми

В крайней стадии семейное неблагополучие выливается в жестокое обращение с детьми.

По данным российской статистики, от 2 тыс. до 2,5 тыс. детей ежегодно погибают от домашнего насилия, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2 тыс. ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50  % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30–40  % всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. В целом в стране в 2006 году почти 200 тыс. детей подвергалось преступным посягательствам, что составило 0,7 % от численности детей в возрасте до 18 лет. Далее наблюдается тенденция сокращения числа таких детей, но и в 2008 году она продолжала сохраняться на высоком уровне: 126,5 тыс. человек.

6. Алкоголизм, наркомания

Алкоголизм и наркомания – те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все остальные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода и т.д.

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для домохозяйства являются экстремально плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом – все остальные виды неблагополучия.

В большинстве случаев  критическое положение сопряжено  с комбинацией проявлений неблагополучия. Разумным решением становится фокусировка внимания на группах семей, которые можно назвать кризисными сразу по нескольким признакам. Причем проявление проблем должно быть весьма острым. Все эти семьи явно нуждаются в социальном сопровождении, а признаки их неблагополучия таковы, что легко идентифицируются действующими социальными институтами (системой образования, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, институтом участковых милиционеров). Количество таких семей составляет 8–10 % всех семей с детьми возрасте до 14 лет. Это означает, что речь должна идти о мониторинге и сопровождении 1,7 млн семей.

Таким образом, в семье  закладывается тип структуры  будущего поведения, характера интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная семейная группа, тем конфликтней будет вхождение  индивида и во вторичные группы, и в социальную структуру общества.

По статистике, 3% детей, поступающих  в дома ребенка, относится к категории  «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребёнка в роддоме, мотивируя  своё нежелание его воспитывать  отсутствием необходимых условий. 660% матерей, чьи дети поступают в  дома ребенка, квалифицируются, как  матери-одиночки. Определённая часть  матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств.  Около 30%  детей поступают в дома ребенка от родителей алкоголиков.

Сейчас в России около 600 000 детей-сирот. Причинами отказа от детей и помещение их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за обнаружения при рождении того или иного физического дефекта.

Есть особая категория  матерей – матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной  беременности, в том числе с  помощью вредных для здоровья ребенка химических препаратов. В  результате появляются на свет дети, которые  не нужны своим родителям и  воспитываются в учреждениях  для сирот.

По данным исследований каждый второй ребёнок, попавший в приют, подвергается телесным наказаниям. Растёт количество детей, по собственной воле ушедших из семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан  с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В Конвенции о правах ребенка  впервые ребенок рассматривается  как личность, имеющая права, которые  государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать» (ст. 1 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, имеет место прямое указание на то, что ребенок является особо уязвимым членом общества и  потому требует и заслуживает  специальной защиты. У нас в  республике сформирована солидная законодательная  база по вопросам социальной поддержки  семей, имеющих детей. Одними из первых в Российской Федерации в республике были приняты законы «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства  в Республике Башкортостан», «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Республике Башкортостан», «О государственной  поддержке многодетных семей  в Республике Башкортостан», «Об  адресной социальной помощи в Республике Башкортостан» и другие. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 5) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на осуществление гарантии прав ребенка, которые охватывают все направления жизнедеятельности детей, в том числе в области образования, здравоохранения, защиты прав и законных интересов в сфере профессиональной подготовки и занятости, летнего отдыха и оздоровления, физического, интеллектуального и психического развития.

Информация о работе Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию