Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 08:50, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- дать определение понятия "инвалидности",
- изучить государственную политику и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов,
- практические меры социальной защиты инвалидов,
- изучить систему реабилитации инвалидов.
Цель работы – теоретическое осмысление проблем инвалидов и особенностей работы с ними.

Содержание

Введение
Глава I. Защита инвалидов как социальная проблема
1.1 Определение понятия "инвалидность"
1.2 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов
1.3 Практические меры социальной защиты инвалидов
1.4 Система реабилитации инвалидов
Глава II. Деятельность филиала ОГУ "Управление социальной защиты населения Воронежской области" Железнодорожного района г.Воронежа
2.1 Основные цели, задачи и функции филиала ОГУ "УСЗН" Железнодорожного района г. Воронежа
2.2 Социальные льготы, предоставляемые инвалидам в филиале ОГУ "УСЗН" Железнодорожного района г.Воронежа
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины — более 44%, 65—80% — это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г.—до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

 В последние годы растет  и численность инвалидов вследствие  военной травмы. Сейчас их количество  составляет почти 42 200 человек.  На долю лиц пенсионного возраста  приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 12,7%, II группы — 58%, III группы — 29,3 %.

 Структура распределения инвалидности  в связи с общим заболеванием  в России такова: на первом  месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте—психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

 Динамика роста инвалидности  в России характеризуется следующими  показателями:

 ·                   по возрастной структуре преобладают  инвалиды пенсионного возраста;

 ·                   по нозологии — наиболее  часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения;

 ·                   по тяжести — преобладают инвалиды II группы.

 

1.2 Государственная политика  и нормативно-правовое обоснование  социальной защиты инвалидов

Обязательства современного государства перед инвалидами

 

 Инвалидность, как бы ее ни  определять, известна в любом  обществе, и каждое государство  сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует  социальную и экономическую политику  в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

 Основные принципы формирования  политики в отношении инвалидов: 

1.                Государство отвечает за устранение  условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных  с последствиями инвалидности.

2.                Государство обеспечивает инвалидам  возможность достигнуть одинакового  со своими согражданами уровня  жизни, в том числе в сфере  доходов, образования, занятости,  здравоохранения, участия в общественной  жизни. 

3.                Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4.                За инвалидами признаются права  и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5.                Государство стремится к равнодоступности  мер социальной политики в  отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6.                При реализации политики в  отношении инвалидов должны учитываться  особенности индивида или групп  инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

 Государственная политика в  настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

 В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

 Системы социальной защиты  инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

 Основными критериями развития  политики государств в отношении  инвалидов являются:

 ·                   Наличие официально признанной  политики в отношении инвалидов. 

 ·                   Наличие специального антидискриминационного  законодательства в отношении инвалидов.

 ·                   Судебные и административные  механизмы реализации прав инвалидов. 

 ·                   Наличие неправительственных организаций  инвалидов. 

 ·                   Доступ инвалидов к реализации  гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

 ·                   Наличие безбарьерной физической  и социальной среды. 

 Основные законы об инвалидности в РФ

 Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире.

 И хотя инвалиды, а также  их семьи по-прежнему наталкиваются  на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона "О социальной защите инвалидов в РФ", разработка проекта Закона РФ "О специальном образовании", создание реабилитационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.

Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом Президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры.

 Однако самым важным препятствием  для реализации этого направления  остается отсутствие механизма,  обязывающего принимать соответствующие  меры.

 В России сформирована и  реализуется федеральная целевая  программа "Формирование доступной  для инвалидов среды жизнедеятельности". Вместе с тем законодательная база — всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально пространственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

 На сегодняшний день в  России сформированы основы реабилитационной  индустрии, объединяющей более  200 предприятий — производителей технических средств для реабилитации инвалидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвалидов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим — "слышать". Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла — коляски с изменяемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствованные модели тростей и костылей.

 Закон "О социальной защите  инвалидов в РФ" обязывает власти  создавать инвалидам условия  для свободного доступа к объектам  социальной инфраструктуры. В настоящее  время положения, обеспечивающие  учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов. В регионах России местными экспертными органами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

 В соответствии с законом  местные власти не должны выдавать  лицензии тем автотранспортным  предприятиям, которые отказываются  оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства  города считается поэтапная реконструкция  улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что "организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмотрены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социальной инфраструктуры.

 Специальными устройствами, облегчающими  жизнь инвалидам, должны быть  оборудованы также аэропорты,  железнодорожные и автовокзалы,  тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки  и номера для автотранспорта  инвалидов, специальные туалеты,  что уже стало обычным во многих странах мира.

 Таким образом, на сегодняшний  день основы формирования среды  жизнедеятельности инвалидов, в  которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться,  хотя Указ Президента "О мерах  по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой среды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроительных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

 Чтобы социальное обслуживание  инвалидов осуществлялось в цивилизованных  условиях, вопрос среды обитания  требует своего немедленного  решения. Необходимо всячески  привлекать к нему внимание общественности, властей и журналистов.

 Льготы и компенсации

 В соответствии с законодательством  о социальной защите инвалидов  им предоставляется значительное  количество прав, льгот и компенсаций.  Все они подразделяются на  группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.

 По форме предоставления:

 ·                   Имеющие "моральную" форму  (преимущественное или первоочередное  право в чем-либо).

 ·                   Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарствами или бесплатное пользование поликлиниками).

 ·                   Имеющие натуральную форму (бесплатное  предоставление автотранспортных  средств, мото- и велоколясок,  обеспечение топливом).

 По периодичности предоставления:

 ·                   Имеющие одноразовый характер  или предоставляемые с большой 

 периодичностью (бесплатная установка  телефона, капитальный ремонт или  предоставление жилой площади).

 ·                   Имеющие ежемесячный характер (компенсация  части стоимости жилой площади, коммунальных услуг).

 ·                   Имеющие годовую периодичность  (бесплатный проезд раз в год  или в два года в междугородном  транспорте, санаторно-курортное лечение  или его компенсация).

  Имеющие постоянный характер  (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).

 По категориям льгот: 

 ·                   По пенсионному обеспечению, налогообложению,  выплате пособий. 

Информация о работе Социальная защита инвалидов