·
специальные образовательные учреждения
системы социальной защиты населения
непрестижны и не дают перспектив
для последующего трудоустройства
на хорошо оплачиваемые должности;
·
образовательные учреждения не
приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические
возможности требуют особой инфраструктуры
помещений, специального оборудования
учебных мест и особой методики обучения.
Соответственно круг профессий, которым
могут быть обучены инвалиды, сужается
и субъективно формируются противопоказания
для приема в образовательные учреждения.
В процесс профессиональной
реабилитации инвалидов вовлечены
не только органы социальной
защиты, службы занятости населения,
учебные заведения, но и, естественно,
работодатели.
В соответствии с установленной
квотой для приема на работу
работодатели обязаны:
·
создавать или выделять рабочие
места для трудоустройства инвалидов;
·
создавать инвалидам условия
труда в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации;
·
предоставлять в установленном
порядке информацию, необходимую
для организации занятости инвалидов.
В свою очередь некоторым
категориям работодателей гарантируется
государственная поддержка (предоставление
налоговых и иных льгот). Предприятия,
на которых занято не менее 30% инвалидов,
обладают правом на льготное налогообложение,
финансовое и материально-техническое
обеспечение, а при числе работающих инвалидов
более 50% освобождаются от уплаты местных
налогов, НДС, налога на имущество и платежей
в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд
медицинского страхования.
Финансирование и пенсионное
обеспечение
Самым слабым местом социальной
политики в отношении инвалидов
остается отсутствие ее единой
стратегии. Фактически мы имеем дело
с отдельными социальными мерами, а не
с комплексной системной концепцией. Законы,
обеспечивающие льготы, противоречат
основному финансовому закону страны
— Закону о федеральном бюджете РФ: они
исходят из непреложного выполнения обязательств
федерального бюджета или бюджета субъекта
Федерации перед получателем, однако российское
законодательство о федеральном бюджете
устанавливает приоритеты выполнения
различных бюджетных статей и предусматривает
возможность недофинансирования по отдельным
статьям.
В рамках реформы пенсионной системы
России в соответствии с новыми Федеральными
законами № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях"
(от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" (от 15.12.2001г.) существует
несколько видов пенсий для инвалидов:
государственная и трудовая.
Размер государственной пенсии
исчисляется как производная
от размера базовой части трудовой
пенсии в зависимости от категории
пенсионера и составляет, например,
для инвалидов, имеющих ограничение
способности к трудовой деятельности
3-й степени при наступлении инвалидности
вследствие военной травмы, — 300% размера
базовой части трудовой пенсии по старости,
предусмотренной Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
для граждан, достигших возраста 60 и 55
лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии со статьей
18 Закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации",
социальная пенсия нетрудоспособным
гражданам назначается в следующем
размере:
·
инвалидам с детства, имеющим
ограничение способности к трудовой
деятельности 3-й и 2-й степени,
инвалидам, имеющим ограничение
способности к трудовой деятельности
3-й степени, детям-инвалидам —
100% размера базовой части трудовой
пенсии по инвалидности, предусмотренной
подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О
трудовых пенсиях в РФ";
·
инвалидам, имеющим ограничение
способности к трудовой деятельности
1-й степени, — 85% размера базовой
части трудовой пенсии по
старости, предусмотренной ФЗ "О трудовых
пенсиях в РФ" для граждан, достигших
возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины
и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.
Остальные граждане, имеющие
инвалидность, получают трудовую
пенсию по инвалидности, размер
которой исчисляется как сумма ее базовой,
страховой и накопительной частей.
Инвалиды, получающие социальную
пенсию, находятся в наихудшем
положении. Таким образом, налицо
расхождение пенсионного законодательства
и требования статьи 2 ФЗ "О
прожиточном минимуме в РФ", согласно
которой устанавливаемые минимальные
размеры оплаты труда, пенсий, как и оказание
необходимой государственной социальной
помощи малоимущим гражданам, должны определяться
исходя из прожиточного минимума.
В настоящее время пенсионное
обеспечение инвалидов в России не увязано
с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью),
а также весьма слабо связано с реабилитацией
инвалида.
Пенсии выполняют исключительно
функцию социальной поддержки
инвалидов, будучи по своей
природе социальным пособием тем
лицам, которые не обладают достаточной
конкурентоспособностью, чтобы прокормить
себя.
Несовершенство существующей
системы финансового обеспечения
политики в отношении инвалидов
приводит к недофинансированию
отдельных мероприятий, к задержкам
по выплатам разных видов пособий и компенсаций.
Основное преимущество пенсии
как социального вида помощи
инвалиду — законодательно закрепленная
обязательность предоставления
и гарантированность выплат.
Все остальные виды помощи,
мероприятия, затрагивающие людей
с ограниченными возможностями, не гарантируют
обязательности финансирования и, как
показывает практика, не финансируются
в полном объеме.
Социальное обслуживание
Согласно российскому законодательству,
социальное обслуживание — это
деятельность соответствующих служб
по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся и
трудной жизненной ситуации.
Очередным законодательным
регулятором вопросов доступности
среды жизнедеятельности стало
Постановление Правительства РФ
от 12.08.1994г. № 927, где был уточнен
федеральный перечень гарантированных
государством социальных услуг,
предоставляемых гражданам пожилого
возраста и инвалидам. В настоящем акте
перечислены услуги, предоставляемые
инвалидам и пожилым в условиях стационарного
учреждения и на дому: материально-бытовые,
социально-медицинские, правовые, ритуальные,
образовательные услуги, а также услуги,
связанные с социально-трудовой реабилитацией.
Постановление Правительства
РФ также регулирует порядок
предоставления социальных услуг.
Ими могут воспользоваться бесплатно:
·
одинокие инвалиды, получающие пенсию
(в том числе с учетом надбавок) в размере
ниже прожиточного минимума, установленного
для данного региона;
·
инвалиды, имеющие родственников,
которые по объективным причинам
не могут обеспечить помощь
и уход, при условии, что размер
их
пенсии ниже прожиточного
минимума;
·
инвалиды, проживающие в семьях,
среднедушевой доход которых
ниже прожиточного минимума.
Социальное обслуживание
инвалидов включает совокупность
социальных услуг (уход, организация
питания, содействие в получении медицинской,
правовой, социально-психологической
и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной
подготовке, трудоустройстве, организации
досуга, содействие в организации ритуальных
услуг и др.), которые предоставляются
гражданам из числа инвалидов на дому
или в учреждениях социального обслуживания
независимо от форм собственности.
Такие услуги оказываются
только при условии добровольного
согласия инвалидов, за исключением
случаев, когда это необходимо
сделать, чтобы спасти жизнь
инвалида (может быть, даже и против его
воли).
Оказание социальных
услуг, может производиться на
дому, при помещении в специальное
учреждение (стационар), осуществляющее
постоянный уход за находящимися
в нем лицами, а также в форме
полустационарного обслуживания.
К числу надомных
социальных услуг, гарантированных
государством в федеральном перечне,
относятся:
·
организация питания, в том
числе доставка продуктов на
дом;
·
помощь в приобретении медикаментов,
продовольственных и промышленных товаров
первой необходимости;
·
содействие в получении медицинской
помощи, в том числе сопровождение
в медицинские учреждения;
·
поддержание условий проживания
в соответствии с гигиеническими
требованиями;
·
содействие в организации юридической
помощи и иных правовых услуг;
·
содействие в организации ритуальных
услуг;
·
другие надомные социальные услуги.
Полустационарное социальное
обслуживание включает:
·
социально-бытовое, медицинское
и культурное обслуживание инвалидов;
·
организацию их питания, отдыха;
·
обеспечение их участия в посильной
трудовой деятельности;
·
поддержание активного образа жизни.
Оно предоставляется нуждающимся
в нем инвалидам, сохранившим способность
обслуживать себя и активно передвигаться,
не имеющим медицинских противопоказаний
к предоставлению такового, осуществляется
отделениями дневного (ночного) пребывания,
создаваемыми в муниципальных центрах
социального обслуживания или при органах
социальной защиты населения.
Стационарное социальное обслуживание
направлено на оказание разносторонней
социально-бытовой помощи инвалидам,
частично или полностью утратившим
способность к самообслуживанию
и нуждающимся по состоянию здоровья
в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает
меры по созданию для инвалидов наиболее
удобных и комфортных их возрасту и состоянию
здоровья условий жизни, а также оказание
им медицинской и иной помощи, способствующей
достижению такого состояния, организацию
их отдыха и досуга. Стационарное социальное
обслуживание инвалидов осуществляется
в домах-интернатах, специально оборудованных
в соответствии с их возрастом, здоровьем
и социальным положением. Инвалид, выбравший
проживание в подобном учреждении, отнюдь
не лишается возможности вести удобную
и привычную для него жизнь. Он имеет право
пользоваться телефонной связью и почтовыми
услугами за плату согласно действующим
тарифам, встречаться с родственниками,
друзьями практически в любое время. Супруги
из числа проживающих в доме-интернате
вправе требовать предоставления им изолированного
жилого помещения для совместного проживания.
Комплекс мер, которые связаны
с социальным обслуживанием населения,
также предполагает соблюдение
норм права, распространяющихся
не только на инвалидов, но и на всех граждан.
В частности, это касается обслуживания
населения в магазинах, ателье, домах быта
и иных организациях подобного рода. Правда,
и в этих случаях законодательство ориентирует
лиц, занимающихся оказанием таких услуг,
на особое отношение к гражданам, признанных
инвалидами. Так, инвалиды I и II группы
должны обслуживаться вне очереди в предприятиях
торговли, общественного питания, службы
быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства,
в учреждениях здравоохранения, образования,
культуры, в юридических службах и других
организациях, которые занимаются обслуживанием
населения. Инвалиды пользуются правом
внеочередного приема руководителями
и другими должностными лицами предприятий,
учреждений и организаций.
1.4 Система реабилитации
инвалидов
Основой политики в отношении
инвалидов является их реабилитация,
позволяющая инвалидам достигнуть
и поддерживать оптимальный уровень
их самостоятельности и жизнедеятельности.
Согласно правилам под реабилитацией
понимается процесс, имеющий целью
помочь инвалидам достигнуть оптимального
физического, интеллектуального, психического
и/или социального уровня деятельности
и поддерживать его, предоставив им тем
самым средства для изменения их жизни
и расширения рамок их независимости.
Реабилитация может включать меры по обеспечению
и/или по восстановлению функций или компенсации
утраты или отсутствия функций или функционального
ограничения.