Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
-ознакомление с клиентом,
постановку задач, выделение
-измерение и анализ показателей;
-формулирование и
оформление выводов,
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
-выявление специфических
социальных качеств,
-уточнение социальной ситуации развития;
-определение степени
развитости или деформации
-ранжирование, описание
диагностируемых особенностей
В числе обязательных
документов, составляемых социальным
педагогом, — медико-психолого-
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;
соблюдать этические нормы;
защищать интересы подопечного:
соблюдать принцип
обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:
-социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;
-специалисты-смежники
— для формулирования
-сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Результаты диагностической
деятельности оформляются социальным педагогом в единую
«Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-
Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.
14. Соц-пед.диагностика
Для соц.педагога на этом этапе характерно:
1) Его интересует, в частности, информация:
• о патологии, характерной для объекта работы.
• потенциальные возм-ти в преодолении или снижении уровня патологии;
• мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем;
• о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;
• об особенностях развития и воспитания в целом;
2) стремление опр-ть соц-пед.проблемы, особ-ти влияния на клиента;
3) стремление определить
соц-пед.возможности среды
4) стремление собрать
необходимую первичную
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение м. осущ-ться непосредственно иссл-лем, либо посредством приборов набл-ия и фиксации его рез-тов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты набл-ия.
1.По систем-сти различают:
-Несистем-кое набл-ие, при к-ом необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
-Систематическое набл,
проводящееся по опр-ому плану
и при к-ом иссл-ель
2.По фиксируемым объектам
-Сплошное наблюдение.
Исследователь старается
-Выборочное наблюдение.
Исследователь фиксирует лишь
определённые типы
Анкетирование -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анк-ние — опрос при пом. анкеты.
Виды анк-ния:
1.По числу респондентов:
Индивидуальное Групповое
2.По полноте охвата:Сплошное
(опрос всех представителей
3.По типу контактов
с респондентом: Очное (в присутствии
исследователя-анкетёра) Заочное (анкетёр
отсутствует) Рассылка анкет
Беседа-псих-кий вербально-комм-вный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога м/у пед-гом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Существует два вида беседы:
- Управляемая психолог
активно контролирует течение
разговора, поддерживает ход
- Неуправляемая происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:Терапевтическая Экспериментальная (с целью проверки экспериментальных гипотез) Автобиографическая Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) Телефонная беседа.
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом: стандартизированное интервью, полустандартизированное интервью, фокусированные интервью, свободное и разведывательное интервьюирование.
Параметрический метод
основывается на количественном выражении
исследуемых свойств СУ и установлении
взаимосвязей между параметрами
управляющей и управляемых
Анализ документов —
один из наиболее часто используемых
методов в социально-
- по степени персонификации — на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования — на официальные и неофициальные;
- по источнику информации — на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).
По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личности в единстве с социальной историей.
15. Индивидуальная помощь в жизнедеятельности воспитательных
организаций
Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач.
Достаточно условно можно выделить группы возрастных задач - естественно- культурные, социально-культурные и социально-психологические, а также источники опасностей - семья, общество сверстников, воспитательные организации.
В процессе решения естественно- культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих физических задатков.
В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей. Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей; агрессивность к родителям; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться.
Воспитательные организации как социально-психологические группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проблемы. Воспитательным организациям свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликты со взрослыми, агрессивность по отношению к ним; агрессивное (избегающее) поведение по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностные конфликты, порождаемые неуспехами 1Гэначимои для человека или для лиц сфере жизнедеятельности; потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, неприятие себя; отсутствие или потеря перспектив.
Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.
Во-первых, понимание педагогами необходимости оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.
Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя.
В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т. е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем.
В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», -советчика», «опекуна»; умение использовать свое влияние для прояснения ситуации.
В-пятых, использования в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.
16. Социализированность и воспитанность
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов.
От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность.
В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.
Охарактеризовать
Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.
Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности