Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Диагностика — важнейший  компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

-ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

-измерение и анализ  показателей;

-формулирование и  оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

Одним из объектов диагностики  выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:

-выявление специфических  социальных качеств, особенностей развития и поведения;

-уточнение социальной  ситуации развития;

-определение степени  развитости или деформации различных  свойств и качеств, обусловленных  прежде всего включением человека в различные социальные связи;

-ранжирование, описание  диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую  функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:

соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;

соблюдать этические  нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:

-социальный педагог  — для последующей работы с данным подопечным;

-специалисты-смежники  — для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза;

-сам подопечный —  в целях саморазвития, коррекции  поведения и т.п.

Результаты диагностической  деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет. Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.

 

14. Соц-пед.диагностика

 

Для соц.педагога на этом этапе характерно:

1) Его интересует, в частности, информация:

• о патологии, характерной  для объекта работы.

• потенциальные возм-ти в преодолении или снижении уровня патологии;

• мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем;

• о характере и  результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;

• об особенностях развития и воспитания в целом;

2) стремление опр-ть  соц-пед.проблемы, особ-ти влияния  на клиента;

3) стремление определить  соц-пед.возможности среды жизнед-ти  клиента:

4) стремление собрать  необходимую первичную информацию  для диагностической работы с  клиентом и выявить ее источники.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдение м. осущ-ться непосредственно иссл-лем, либо посредством  приборов набл-ия и фиксации его рез-тов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты набл-ия.

1.По систем-сти различают:

-Несистем-кое набл-ие, при к-ом необходимо создать  обобщённую картину поведения  индивида или группы индивидов  в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

-Систематическое набл, проводящееся по опр-ому плану  и при к-ом иссл-ель регистрирует  особенности поведения и класс-ует  усл. внеш. среды. 

2.По фиксируемым объектам

-Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать  все особенности поведения. 

-Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь  определённые типы поведенческих  актов или параметры поведения. 

Анкетирование -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анк-ние — опрос при пом. анкеты.

Виды анк-ния:

1.По числу респондентов: Индивидуальное Групповое Аудиторное  Массовое

2.По полноте охвата:Сплошное (опрос всех представителей выборки)  Выборочное (опрос части выборки) 

3.По типу контактов  с респондентом: Очное (в присутствии  исследователя-анкетёра) Заочное (анкетёр  отсутствует) Рассылка анкет по почтеПубликация интернете, прессе Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Беседа-псих-кий вербально-комм-вный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога м/у пед-гом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Существует два вида беседы:

- Управляемая психолог  активно контролирует течение  разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

- Неуправляемая происходит  при большей в сравнении с  управляемой отдаче инициативы  от психолога респонденту.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:Терапевтическая Экспериментальная (с целью проверки экспериментальных гипотез) Автобиографическая Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) Телефонная беседа.

Интервьюирование - форма  очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом: стандартизированное интервью, полустандартизированное интервью, фокусированные интервью, свободное и разведывательное интервьюирование.

Параметрический метод  основывается на количественном выражении  исследуемых свойств СУ и установлении взаимосвязей между параметрами  управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).

Анализ документов —  один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

- по степени персонификации — на личные и безличные;

- в зависимости от статуса документального исследования — на официальные и неофициальные;

- по источнику информации — на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

По надежности информации официальные документы более  надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией  для изучения развития личности в  единстве с социальной историей.

 

15. Индивидуальная помощь в жизнедеятельности воспитательных

организаций

 

Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач.

Достаточно условно  можно выделить группы возрастных задач - естественно- культурные, социально-культурные и социально-психологические, а также источники опасностей - семья, общество сверстников, воспитательные организации.

В процессе решения естественно- культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при  возникновении у человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих физических задатков.

В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет  полезной при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей. Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей; агрессивность к родителям; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться.

Воспитательные организации  как социально-психологические группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проблемы. Воспитательным организациям свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликты со взрослыми, агрессивность по отношению к ним; агрессивное (избегающее) поведение по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностные конфликты, порождаемые неуспехами 1Гэначимои для человека или для лиц сфере жизнедеятельности; потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, неприятие себя; отсутствие или потеря перспектив.

Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, понимание  педагогами необходимости оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у  воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя.

В-третьих, наличия у  педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т. е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем.

В-четвертых, умения воспитателя  вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», -советчика», «опекуна»; умение использовать свое влияние для прояснения ситуации.

В-пятых, использования в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.

 

16. Социализированность и воспитанность

 

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными  факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение  человека на протяжении его жизни  и в целом его социализированность.

В рамках проблемы социализированности  как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит  вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.

Охарактеризовать воспитанность  на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообразием трактовок понятия «воспитание».

Все известные попытки  охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности