Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д..
Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.
Использование в социальной педагогике идей и данных других наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предостережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.
4. Вербальная и невербальная коммуникация
Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.
Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности
Под культурой невербальной коммуникации личности мы понимаем личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия невербальной информации, а также использования и обогащения знаний, обеспечивающих успешность применения и понимания средств невербальной коммуникации – жестов, мимики, пантомимики, качества голоса, его диапазона, тональности и др. в повседневной практике общения.
В свою очередь, мимика, пантомимика, «вокальная мимика» являются проявлениями испытываемых человеком эмоций. Эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами.
Эмоциональное поведение
личности опосредовано и регламентировано:
с одной стороны –
Эмоциональная культура общения личности характеризует адекватность, коммуникативность и экономичность эмоций. Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах. Коммуникативность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие. Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.
Основными механизмами восприятия человека человеком являются: идентификация – отождествление себя с другим; рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.
Идентификация связана с эмпатией – способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства. Эмпатия есть аффективное «понимание».
С другой стороны, важно
осознание действующим
На первый взгляд кажется неправомерным вопрос о «культурности» восприятия, поскольку оно является сложным психическим процессом, синтезом ощущений, результатом непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.
Вместе с тем, стремление понять позицию другого человека предполагает наличие гуманистической установки на партнеров по общению, потому что другой – это ценность, «в нем заключен весь мир человеческой культуры, только посредством другого каждый может быть включен в социальное целое».
В.В. Бойко описывает
коммуникативный стиль
На основе представленных положений определяем интерактивную культуру общения личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения этико-этикетных норм взаимодействия, применения и степень обогащения знаний в области эффективного взаимодействия в повседневной практике общения.
Все выше изложенные теоретические
положения позволяют
5. Социализация как социально-педагогическое явление
Раньше проблемы образования и способы их раз решения усматривались в развитии разума человек; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменений социальной среды. Социальная педагогика выступает как разновидность социальной технологии е целенаправленной социальной работе по самоорганизации разумной, продуктивной и нравственной жизни личности.
Социальная педагогика исследует социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется в организациях, специально созданных для этого и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие). Разработка ее проблем способствует развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную деятельность, которая внесет вклад в связь воспитательных сил общества в целях повышения его культурного уровня.
Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.
Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек, 1роходя этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость), меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройденного этапа образ жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, ему приходится переучиваться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализацию (отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения) и ресоциализацию (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Десоциализация и ресоциализация — это две стороны одного процесса социализации. Если социализация в детстве и юности шла плавно, равномерно, представляя собой накопление новых знаний, ценностей, норм, то в зрелом возрасте на первый план выходят Десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Но в экстремальных условиях (колония, психиатрическая больница, армия, тюрьма) индивид дезориентируется (отвергает асе старое, не имея возможности обрести новое), так как воспитание и социализация, которые он получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
Человек выполняет определенную социальную роль в различных видах деятельности: - экономической, общественно-политической, педагогической, культурной, управленческой и т. д. При этом он формируется как творец материальных и духовных благ, является активным субъектом социального отн-ния. Если он не б.вкл-ен ни в один вид д-ти совместно с др.людьми,пр-с соц-ции , форм-ние л-ти, будет не возможным,т.к.соц-ость это форма общ-ого созн-ия и д-ти.
6. Механизмы социализации
К психологическим и
социально-психологическим
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенч возрасте. Но и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком соц.опыта.
Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Идентификация (отождествление)
- процесс неосознаваемого
Рефлексия – внутр.диалог, в кот. человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свой-ные различ институтам общ-ва, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. С пом рефлексии чел м форм-ся и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в к-ой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К соц-пед.механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм соц-ции (стихийной) предст-ет собой усвоение челом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, к-ые хар-ны д/его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с пом запечатления, некритического воспр-ия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм соц-ции, функц-ует в пр-се вз/дей-ия чела с институтами общ-ва и разл орг-ями, как специально созданными для его соц-ции, так и реализующими соц-ющие ф-ции попутно, параллельно со своими основными ф-ями.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей опр.возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
Принцип воспитания – основные положения, на базе которых разрабатывается и реализуется на практике содержание, формы и методы
7. Человек как объект социализации
Кажд.чел, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв-ся объектом соц-ции. Об этом свид-ует то, что содержание пр-са соц-ции опр-тся заинтересованностью общ-ва в том, чтобы чел успешно прошел полоролевую, семейную, профессиональную и политическую соц-цию и т. д.
Требования к челу в том/ином аспекте соц-ции предъявляют не только общ-во в целом, но и конкретные гр-ы и орг-ции.
Эмиль Дюркгейм, рассм-вая пр-с соц-ции, полагал, что активное начало в нем принадлежит общ-ву, и оно является субъектом соц-ции. Поэтому оно стремится сформ-ать чела «по своему образцу», т. е. утверждая приоритет общ-ва в пр-се соц-ции чела.
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и пр-сы интеграции чела в соц.систему.
Т. Парсонс опр-ял соц-цию как «интернализацию кул-ры общ-ва, в к-ом реб-к родился», как «освоение реквизита ориентации для удовл-ного функц-ния в роли». Универсальная задача соц-ции – сформ-ать у вступающих в общ-о «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отн-ию к системе. Чел «вбирает» в себя общие ценности в пр-се общения со «значимыми другими». В рез-те этого следование общепринятым норм-ным стандартам стан-ся частью его мотив-ной стр-ры, его потреб-ью.
Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».
Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности