Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:10, курсовая работа
Цель работы: выявление социальных проблем семей военнослужащих на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Задачи:
Рассмотреть основные социальные проблемы семей военнослужащих.
Проанализировать сущность и особенности социальной работы с семьями военнослужащих.
Провести эмпирическое исследование социальных проблем семей военнослужащих; на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
В исследовании приняли участие 20 семей военнослужащих.
Цель исследования: определение основных социальных проблем семей военнослужащих
Задачи:
1.Исследовать материальное благополучие семей военнослужащих;
2. Изучить семейное состояние с субъективной точки зрения детей;
3. Исследовать уровень удовлетворенности браком супругов.
Нами были использованы следующие методики:
Тест «Кинетический рисунок семьи»
Тест представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает видеть отношение ребенка к членам его семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты у рисующего. Показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Тест КРС состоит из 2-х частей: рисование семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давался стандартный лист для рисования, цветные карандаши и ластик.
Тест на уровень удовлетворенности браком
Авторы — В.В. Столин,
Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко, тест позволяет
в общих чертах по сумме полученных баллов
оценить удовлетворенность браком у
супругов. Тест предназначен для экспресс-диагностики
степени удовлетворенности-
Статистическая обработка данных
Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы Microsoft Office Excel, с использованием методов описательной статистики. Рассчитывали среднее значение и ошибку среднего значения – ( ), .
Для определения связи между измеряемыми признаками мы использовали коэффициент ранговой корреляции. Для применения данного метода на практике регистрируют два показателя на одной выборке испытуемых, предварительно их проранжировав.
Коэффициент ранговой корреляции – это число, по которому можно определить характер и силу связи.
По характеру связь может быть либо прямой, либо обратной.
Прямая связь показывает, что высокий уровень одной измеряемой величины (например, аккуратности) соответствует достаточно высокому уровню другой измеряемой величины (в данном случае, вежливости). Обратная связь, напротив, демонстрирует, что наиболее высоким значениям первой величины соответствуют наиболее низкие значения второй измеряемой величины. Важным является также понятие силы. Чем сильнее связь, тем ярче выражена зависимость измеряемых величин.
Если коэффициент корреляции равен нулю, то связь между величинами практически отсутствует.
Чем ближе модуль коэффициента корреляции к единице, тем более сильной является связь между измеряемыми величинами. Связь принято считать сильной, если |rs| 0.7, средней силы, если 0.3<|rs|<0.7 и слабой, если |rs| 0.3.
Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование родителей и срок брака).
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные
данные семей военнослужащих
№ |
Состав семьи |
Мать, образование |
Отец, образование |
Стаж брака |
Дети |
1 |
полный |
высшее |
высшее |
10 л |
Олег, 10 л |
2 |
полный |
средне-специальное |
высшее |
11 л |
Маша, 7 л. |
3 |
полный |
средне-специальное |
высшее |
4 л |
Денис, 4 л., Женя, 5 л. |
4 |
полный |
среднее |
высшее |
3 л |
Маргарита, 3 л. |
5 |
полный |
высшее |
высшее |
11 л |
Диана, 11 л.. Саша, 9 л. |
6 |
полный |
средне-специальное |
средне-специальное |
8 л |
Алина, 7 л. |
7 |
полный |
средне-специальное |
средне-специальное |
5 л |
Вадим, 9 л. |
8 |
полный |
среднее |
средне-специальное |
7 л |
Илья, 5 л. |
9 |
полный |
среднее |
высшее |
8 л |
Антон, 8 л. |
10 |
полный |
высшее |
высшее |
9 л |
Лиза, 7 л. 2. Егор, 11 л. |
11 |
полный |
средне-специальное |
высшее |
6 л |
Рита, 5 л |
12 |
полный |
средне-специальное |
высшее |
9 л |
Вероника, 10 л, Даниил, 4 л. |
13 |
полный |
средне-специальное |
высшее |
6 л |
Игорь, 6 л. |
14 |
полный |
среднее |
высшее |
7 л |
Оля, 7 л. |
15 |
полный |
высшее |
высшее |
9 л |
Лиза, 8 л. |
16 |
полный |
высшее |
высшее |
6 л |
Дима, 7 л, Саша, 9 л. |
17 |
полный |
высшее |
высшее |
7 л |
Маша, 6 л, Ваня, 7 л. |
18 |
полный |
средне-специальное |
средне-специальное |
12 л |
Даниил, 12 л, Ваня, 7 л. |
19 |
полный |
средне-специальное |
высшее |
7 л |
Лена, 6 л. |
20 |
полный |
среднее |
средне-специальное |
3 л |
Владик, 5 л. |
Общий анализ данных
выглядит следующим образом:
1. 100% из 20 семей имеет
полный состав.
2. по количеству детей
- 65 имеют 1 ребенка, 35 - 2 детей.
3.средний стаж брака всех семей составляет – 7, 4 2,04.
Следующим этапом исследования был опрос, выявляющий материальное благополучие семей военнослужащих. В ходе опроса было выявлено, что 45% семей оценивают свое материальное благополучие как низкое, 45%- как удовлетворительное и лишь 10% как высокое.
Также в результате опроса, проводимого с семьями военнослужащих (n=20) было выявлено, что 50% семей живут в отдельных квартирах, без родственников, но среди них 30% живут вместе с дедушками и бабушками. Расширить жильё практически невозможно, это не позволяет материальное положение семей. Имеющиеся жилищные условия зачастую не соответствуют даже минимальным нормам по общему правилу, а приобретение нового жилья на собственные средства для 11% семей просто невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще больше осложняет материальное положение семей.
В результате опроса было выявлено, что лишь 20% многодетных семей проживают в четырех и более комнатных квартирах, 20% семей живет в общежитиях, 5% в однокомнатных квартирах, остальная часть имеет 2-3-х квартиры или частные дома (n=20).
Из этого можно сказать, что финансовая составляющая семей военнослужащих является социальной проблемой и требует отдельного рассмотрения.
Кроме этого мы исследовали психологическую обстановку в семье. При помощи таких методики, как КРС (кинетический рисунок семьи), мы оценивали уровень эмоционального благополучия, эмоционального комфорта в семье, уровень тревожности, конфликтности, враждебности, чувства неполноценности и их причины.
Мы использовали методику «Кинетический рисунок семьи» для получения субъективного взгляда на семью со стороны детей. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Количественные показатели кинетического рисунка семьи
Показатели |
Среднее, M |
Стандартное отклонение, |
Благоприятная семейная ситуация |
11 |
1,8 |
Тревожность |
3 |
2,1 |
Конфликтность |
13 |
2,3 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
2 |
0,5 |
Враждебность в семейной ситуации |
3 |
1,2 |
В результате анализа полученных данных было выявлено, что:
- большинство детей (67%) оценивают свои семейные отношения как благоприятные, то есть удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте, общении, чувство благополучия.
- 33% напротив, оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, то есть, ребенок не получает должного удовлетворения своих естественных потребностей. Среди этого:
- конфликтная семейная ситуация - (18%).
- тревожная семейная обстановка (13%) занимает вторую позицию. Как правило это дети, которые не получают достаточного эмоционального комфорта. Как бы живут в своем предметном мире.
- чувство неполноценности (1%). Личная и социальная несостоятельность ребенка.
- враждебная семейная ситуация (1%). Наблюдается лишь у незначительного количества детей и характеризуется полным отсутствием взаимопонимания ребенка и родителей.
Графически данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Графическое отражение психологической обстановки в семьях военнослужащих
В результате количественного и качественного анализа рисунков семьи можно выявить закономерности состояния семьи по уровню эмоционального благополучия ребенка в семье.
1. Благоприятная
семейная обстановка
2. Тревожная
семейная обстановка
3. Конфликтная
семейная ситуация
4. Чувство
неполноценности ребенка
5. Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью, конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности.
Также можно сказать, что:
- уровень благополучия ребенка зависит от уровня конфликтности в семейной ситуации. При высоком уровне конфликтности наблюдается как семейное, так и эмоциональное неблагополучие. Эмоциональное благополучие характеризуется низким уровнем конфликтности, но не исключает ее;
- тревожная семейная обстановка наблюдается в конфликтных и враждебных семьях;
- конфликтная семейная
обстановка характеризуется
- враждебная семейная
обстановка характеризуется
Далее исследование касалось супругов, для чего был предложен опросник «Удовлетворенность браком. В результате анализа полученных данных можно отметить, что:
Далее мы анализировали взаимосвязь удовлетворенности либо неудовлетворенности супругов со стажем брака. Для этого пункты 1,2,3 из вышеуказанных данных мы отнесли к показателю неудовлетворенности, а пункты 4,5,6,7 – к показателю удовлетворенности.
Для разделения на группы стажа супружеской жизни мы использовали периодизацию развития семьи, предложенную В. А. Сысенко. Согласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается довольно расширенно: «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет. С целью более детальной дифференциации семей по стажу брака, мы модифицировали периодизацию В.А. Сысенко и разделили выборку на супружеские пары, состоящие в браке 1-3 года, 3-7 лет и 7 лет и выше:
первая группа — семьи, состоящие в супружеских отношениях 1-3 года;
вторая группа — семьи, состоящие в супружеских отношениях 3-7 лет;
третья группа — семьи, состоящие в супружеских отношениях 7 и выше лет.
Для обнаружения взаимосвязи между стажем брака и удовлетворенностью супругов после ранжирования данных мы использовали корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции Спирмена. В таблице 3 приведены полученные значимые коэффициенты корреляции.
Информация о работе Социальная работа с семьями военнослужащих