Социальная работа с семьями военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление социальных проблем семей военнослужащих на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Задачи:
Рассмотреть основные социальные проблемы семей военнослужащих.
Проанализировать сущность и особенности социальной работы с семьями военнослужащих.
Провести эмпирическое исследование социальных проблем семей военнослужащих; на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом соц работа с семьями военнослужащих доработка.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 – Коэффициенты корреляции Спирмена

 

Стаж брака

Удовлетворенность браком, r

Неудовлетворенность браком, r

1-3 года

-0,735

-0,234

3-7 лет

0,276

0,288

7 и выше лет

-0,01

-0,422


 

Коэффициент корреляции стажа брака в 1-3 года и удовлетворенностью супругов составил -0,735 (p<0,05).

Это говорит о том, что между данным стажем брака и удовлетворенностью супругов существует обратная сильная связь.

Коэффициент корреляции стажа брака в 3-7 года и удовлетворенностью супругов составил 0,276 (p<0,05).

Это говорит о том, что между данным стажем брака и удовлетворенностью супругов существует прямая слабая связь.

Коэффициент корреляции стажа брака в 5 и выше лет и удовлетворенностью супругов составил -0,01 (p<0,05).

Это говорит о том, что между данным стажем брака и удовлетворенностью супругов связь не выявлена.

Что касается взаимосвязи стажа брака с неудовлетворенностью супругов, то здесь наблюдается следующая картина.

Коэффициент корреляции стажа брака в 1-3 года и неудовлетворенностью супругов составил -0,234 (p<0,05).

Это говорит о том, что между данным стажем брака и неудовлетворенностью супругов существует обратная слабая связь.

Коэффициент корреляции стажа брака в 3-7 года и неудовлетворенностью супругов составил 0,288 (p<0,05).

Это говорит о том, что между данным стажем брака и неудовлетворенностью супругов существует прямая слабая связь.

Коэффициент корреляции стажа брака в 5 и выше лет и неудовлетворенностью супругов составил -0,422 (p<0,05).

Это говорит о том, что между данным стажем брака и неудовлетворенностью супругов существует обратная умеренная связь.

В результате можно сказать, что стаж семейной жизни связан с уровнем удовлетворенности супругов. Особенно заметно это прослеживается в случае стажа в 1-3 года, когда семья еще относится к категории молодой. В этом случае мы видим обратную сильную связь.

Исходя из всех полученных данных, можно сказать, что в семьях военнослужащих существуют проблемы материального характера, а также психологической обстановки. Что касается финансовой стороны, то данный вопрос должен решаться на государственном уровне путем каких-то дополнительных льгот и выплат.

 

2.3 Анализ и совершенствование социальной работы с семьями военнослужащих в Минске

 

 

   В батальоне милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ, на базе которого выполняется наше исследование, функционирует отдел социальной защиты. Основными направлениями отдела являются:

1) Оказание помощи военнослужащим  и членам их семей в социально-психологической  адаптации к новым условиям  гражданской жизни.

2) Содействие военнослужащим  и членам их семей в повышении  квалификации, переподготовке и  трудоустройстве.

3) Участие в создании  центров психологической и социальной адаптации, профориентации, переподготовки и трудоустройства, специализированных центров, малых предприятий, курсов, школ, клубов с целью вовлечения военнослужащих и членов их семей в общественно полезную трудовую деятельность.

4) Содействие военнослужащим  и членам их семей в обеспечении  жильем.

5) Оказание военнослужащим  и членам их семей адресной  благотворительной помощи.

6) Содействие военнослужащим  в своевременном получении необходимой  медицинской помощи.

7) Оказание военнослужащим и членам их семей правовой помощи в решении текущих вопросов.

Отдел социальной защиты оказывает социальную поддержку военнослужащим и их семьям. Отделом социальной защиты проводится работа по реализации Закона РБ «О статусе военнослужащих, по которому военнослужащие в зависимости от занимаемой должности, воинского звания, квалификации, продолжительности и условий военной службы, качества и результатов служебной деятельности с учетом особенностей военной службы обеспечиваются денежным довольствием за счет средств республиканского бюджета. В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников» отдел социальной защиты содействует получению льготных кредитов для строительства жилья.

В случае потери кормильца в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих» члены его семей обеспечиваются пенсией.

В подразделениях охраны большое внимание уделяется социокультурной деятельности. Ежегодно Мингоруправлением проводятся районные  и общегородской смотры-конкурсы народного творчества и самодеятельности среди сотрудников и членов их семей, по результатам которых отбираются лучшие работы и исполнители, которые впоследствии  попадают на соревнования Департамента охраны.

В Минске создан Фонд социальной адаптации и трудоустройства военнослужащих. Белорусский Фонд социальной защиты бывших военнослужащих (до переименования в 1997 году - Фонд Республики Беларусь по социальной защите бывших военнослужащих, далее по тексту - Фонд) - общественное объединение. Фонд действует на территории Республики Беларусь.

Основная цель Фонда - содействие в защите и реализации гражданских, экономических и социальных прав и свобод граждан, проживающих на территории Республики Беларусь и уволенных с военной службы из Вооруженных Сил, других законных воинских формирований бывшего СССР, государств - участников СНГ и Республики Беларусь (далее по тексту - военнослужащих), и членов их семей.

Фонд создан в мае 1991 года и зарегистрирован Министерством юстиции Республики Беларусь 20 июня 1991 года, свидетельство N112, перерегистрирован 8 июня 1999 года. В состав Фонда входят 6 областных отделений и отделение по городу Минску (на правах областного), 20 городских, 13 районных отделений, 98 первичных организаций Фонда. Кроме того организации Фонда созданы в 58 военных городках.

Основными направлениями Фонда являются:

- организация консультирования, профессиональной ориентации и психологической поддержки военнослужащих, подлежащих увольнению и уже уволенных с военной службы;

-создание возможности  для получения военнослужащими  в год увольнения с военной  службы одной из гражданских  специальностей, востребованных на  рынке труда регионов и республики  в целом;

- создание благоприятных условий реформирования действующих центров переподготовки и формирования системы социальной адаптации военнослужащих;

-  создание условий для трудоустройства граждан, уволенных с военной службы и членов их семей после получения ими гражданских специальностей;

- предоставление адресной  методической, консультационной, информационной, образовательной и правовой поддержки  малым предприятиям, создаваемым  гражданами, уволенными с военной  службы;

- обеспечение межведомственной координации в области переподготовки, трудоустройства и вовлечения в предпринимательскую деятельность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Опыт работы Фонда показывает, что основная масса военнослужащих и членов их семей, обратившихся за помощью, - это специалисты с высшим образованием. В Центр обратилось свыше 1000 человек, из которых инженеры по радиоэлектронике, радиолокационным и радиосредствам составляют до 30% обратившихся, до 20% - инженеры-механики гусеничных и колёсных машин, до 25% - психологи, педагоги, остальные - юристы, менеджеры, экономисты и другие. Из указанного числа обратившихся 22% служили в МВД, КГБ, милиции, МЧС. 45% обратившихся в возрасте до 40 лет, ещё 20% - до 50 лет, 20% от 50 до 60 лет и 15% свыше 60 лет.

Фондом было оказано содействие в трудоустройстве свыше 300 человек (около 30%), ещё 75 человек направлены в Белорусский центр переподготовки и трудоустройства. 

Для социальной поддержки военнослужащих и их семей необходимо создание повсеместное создание Центров социальной адаптации военнослужащих. Центры в своей структуре имели бы отделения, которые помогают решать проблемы людей комплексно, что было и остается особенно актуальным в настоящее время. Это отделения социальной адаптации, медико-социально-психологической помощи, социально-правовой помощи, а также административное отделение.

Целями создания и предметом деятельности центра могут быть: 
1. исполнение правительственных программ переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих по контракту, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

2. выявление совместно с государственными и общественными организациями (военными комиссариатами, органами занятости, фондами социальной поддержки, общественными организациями) бывших военнослужащих, ветеранов боевых действий и военной службы, семей военнослужащих, граждан, уволенных в запас, нуждающихся в социальной помощи;

3. учет и анализ контингента военнослужащих, увольняемых и уволенных с военной службы, проживающих и прибывающих на жительство в область, формирование банка данных;

4. определение наиболее актуальных проблем социальной защиты данной категории граждан и предоставление им конкретных видов и форм социально-экономической, медико-психологической, юридической и другой социальной помощи;

5. проведение социологических исследований с целью определения направлений социальной реабилитации граждан, уволенных в запас, членов их семей, их социальной активности для более эффективного оказания им помощи в адаптации к новым условиям жизни;

6. исследование проблем и выработка рекомендаций по рациональному расселению, обустройству, адаптации семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, прибывших для жительства в Минск;

поддержка семей в решении внутрисемейных проблем, помощь конкретным лицам в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной поддержке;

7.анализ состояния и  перспектив социального обеспечения  и обслуживания ветеранов и инвалидов военной службы, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в городах и районах области, подготовка предложений, программ по развитию и совершенствованию сферы социальной помощи;

8.предоставление гражданам  на платной и бесплатной основе юридических, медико-психологических, образовательных, транспортных услуг, оказание помощи в вопросах предпринимательства и малого бизнеса, профессионального обучения и переподготовки.

 

 

 

Выводы:

 

В результате нашего исследования было показано, что в семьях военнослужащих существуют проблемы материального характера, а также психологической обстановки. Что касается финансовой стороны, то данный вопрос должен решаться на государственном уровне путем каких-то дополнительных льгот и выплат.

В батальоне милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ, на базе которого выполняется наше исследование, функционирует отдел социальной защиты. Основными направлениями отдела являются:

1) Оказание помощи военнослужащим  и членам их семей в социально-психологической адаптации к новым условиям гражданской жизни.

2) Содействие военнослужащим  и членам их семей в повышении  квалификации, переподготовке и  трудоустройстве.

3) Участие в создании  центров психологической и социальной  адаптации, профориентации, переподготовки и трудоустройства, специализированных центров, малых предприятий, курсов, школ, клубов с целью вовлечения военнослужащих и членов их семей в общественно полезную трудовую деятельность.

4) Содействие военнослужащим  и членам их семей в обеспечении жильем.

5) Оказание военнослужащим  и членам их семей адресной  благотворительной помощи.

6) Содействие военнослужащим  в своевременном получении необходимой  медицинской помощи.

7) Оказание военнослужащим  и членам их семей правовой  помощи в решении текущих вопросов.

 

 

 

Заключение

 

Нами проводилось исследование основных проблем семей военнослужащих, в результате которого было показано, что в семьях военнослужащих существуют проблемы материального характера, а также психологической обстановки.

  1. В ходе опроса было выявлено, что 45% семей оценивают свое материальное благополучие как низкое, 45%- как удовлетворительное и лишь 10% как высокое.
  2. При тестировании детей военнослужащих было показано, что большинство детей (67%) оценивают свои семейные отношения как благоприятные, то есть удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте, общении, чувство благополучия. 33% напротив, оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, то есть, ребенок не получает должного удовлетворения своих естественных потребностей. Среди этого: - конфликтная семейная ситуация - (18%), - тревожная семейная обстановка (13%) занимает вторую позицию. Как правило это дети, которые не получают достаточного эмоционального комфорта. Как бы живут в своем предметном мире, - чувство неполноценности(1%). Личная и социальная несостоятельность ребенка, - враждебная семейная ситуация (1%). Наблюдается лишь у незначительного количества детей и характеризуется полным отсутствием взаимопонимания ребенка и родителей.
  3. При исследовании удовлетворенности супругов семейной жизнью было установлено, что стаж семейной жизни связан с уровнем удовлетворенности супругов. Особенно заметно это прослеживается в случае стажа в 1-3 года, когда семья еще относится к категории молодой. В этом случае мы видим обратную сильную связь (r=-0,735) .
  4. Для социальной поддержки военнослужащих и их семей необходимо создание повсеместное создание Центров социальной адаптации военнослужащих. Центры в своей структуре имели бы отделения, которые помогают решать проблемы людей комплексно, что было и остается особенно актуальным в настоящее время. Это отделения социальной адаптации, медико-социально-психологической помощи, социально-правовой помощи, а также административное отделение.

Информация о работе Социальная работа с семьями военнослужащих