Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:10, курсовая работа
Цель работы: выявление социальных проблем семей военнослужащих на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Задачи:
Рассмотреть основные социальные проблемы семей военнослужащих.
Проанализировать сущность и особенности социальной работы с семьями военнослужащих.
Провести эмпирическое исследование социальных проблем семей военнослужащих; на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Приложение А
Тест «Кинетический рисунок семьи»
Предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка.
Методики «Рисунка семьи» (Drawing-Family Techniques) — группа проективных методик, для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Методики основаны на анализе и интерпретации рисунков семьи, как правило, применяются при обследовании детей. Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии».
Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы
ее члены были чем-то заняты».
Выполнение.
Для выполнения рисунка предлагают
стандартный чистый лист бумаги, карандаш
2М, ластик. Дополнительно можно предложить
цветные карандаши.
В протоколе фиксируется время выполнения
задания, все вопросы и высказывания
испытуемого, стирания, поправки и прочее.
Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:
1. Кто нарисован на рисунке?
2. Что делает каждый член семьи?
3. Где они находятся?
4. Им весело или скучно?
5. Кто из них самый счастливый и почему?
6. Кто самый несчастный, почему?
Кроме вопросов ребенку можно
предложить решение нескольких ситуаций
для выявления позитивных я негативных
отношений в семье:
1. Представь себе, что ты имеешь два билета
в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в
гости, но один из вас заболел и должен
остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что
ты попал на необитаемый
6. Ты получил в подарок интересное лото.
Вся семья села играть, но вас одним человеком больше,
чем надо. Кто не будет играть?
Интерпретация.
1. Анализ структуры рисунка.
1) Сравнение состава
а) Если семья нарисована в полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.
б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.
в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди не связанные с семьей может свидетельствовать о:
— неких травматических переживаниях
по поводу семьи;
— о чувстве отверженности, покинутости
(например, дети из интерната);
— об аутизме;
— о высоком уровне тревожности,
связанном с чувством небезопасности;
— а также, отсутствии контакта между психологом и
ребенком.
2) Случаи уменьшения состава семьи на
рисунке можно объяснить тем, что ребенок
не рисовал тех, кто для него менее всего
эмоционально привлекателен или тех, с
кем у него существуют конфликты в семье.
На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок»
дает ответ защитного характера: «не хватило
места», «боюсь, это плохо получится» и
пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек
или птиц.
3) Если ребенок не рисует
себя или рисует только себя,
это обозначает отсутствие
— если он украшает образ на рисунке большим
количеством деталей, аксессуаров, цветов
и пр., а также делает изображение очень
большим, то это может свидетельствовать
о наличии эгоцентричности и, возможно,
истероидных чертах характера;
— если величина рисунка маленькая я «совокупности с негативным эмоциональным фоном это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
— вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как:
— неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же
возраста (брат, сестра);
— потребность быть в обществе других людей;
— желание занять родительскую охраняющее–руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);
— потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
— кроме того, иногда это может
быть связано с символическим разрушением
целостности семьи, месть родителям вследствие
ощущения отверженности, ненужности.
2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий.
а) Семья нарисована в полном составе,
с соединенными между собой руками, или
семья занята одним делом — все это признак
сплоченности, эмоционального благополучия
семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.
б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:
— разобщенность членов семьи на рисунке;
— большое расстояние между ними;
— помещение между ними различных предметов или стены, например, отец —
газета, мать — плита или гладильная доска.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
в) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
3. Последовательность и особенности
рисования членов семьи.
а) Наиболее значимый персонаж рисуется
первым, большего размера, чем все остальные,
более тщательно и детадизированнее, дольше
всех остальных. В процессе рисования
ребенок может возвращаться, подправлять
и дополнять его.
б) Отрицательное отношение к какому-либо
члену семьи может выражаться через недетализированное
или неполное (без каких-либо частей тела,
например) изображение. Использование
штриховки для изображения персонажа
может обозначать наличие конфликтов
в отношении с ним или отсутствии аффективных
связей. Так же можно объяснить и паузы,
сомнения перед рисованием какого-либо
персонажа.
в) Величина фигуры рисовальщика
по сравнению с другими фигурами может
быть разной. Если она больше или наравне
с другими, то это трактуется либо
как признак соревнования за родительскую
любовь с другим родителем или братом
— сестрой. Если же фигура автора меньше
остальных, что не слишком соответствует
реальности, то это — признак чувства
незначительности или требование заботы
со стороны родителей. По тому, как или
в каком стиле ребенок рисует себя (насколько
он напоминает других персонажей), можно
установить, с кем он себя идентифицирует,
соответствует ли это его полу.
4. Символика рисунка:
а) Грязь (сваленные в кучу грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т. д.) — символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д.
б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними.
в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.
г) Цветы и бабочки — символ
реального или желаемого спокойствия
и безмятежности.
д) Шарики, бумажные змеи — символ чувства
давления, от которого ребенок пытается
избавиться.
е) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка).
ж) Дорожные знаки — символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой.
з) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.
и) Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) — символ агрессивности, существования фактора соперничества.
Для теста КРС разработана система
количественной оценки. Было выделено
пять симтомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности;
5) враждебность в семейной ситуации.
Таблица П. А.1 – симтомокомплексы кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1. Благоприятная |
1. Общая деятельность
всех членов семьи |
0,2 |
2. Тревожность |
1. Штриховка |
0, 1, 2, 3 |
3. Конфликтность |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
4. Чувство |
1. Автор рисунка |
0,2 |
5. Враждебность |
1. Одна фигура на другом
листе или на другой стороне
листа |
0,2 |
Информация о работе Социальная работа с семьями военнослужащих