Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 08:35, курсовая работа
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально – экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей – инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Заболевания, несомненно, оставляют свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая «барьеры» на пути детей – инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Введение…………………………………………………………………………...3
I Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми-инвалидами………………………………………………………………………
1.1 Основные подходы к исследованию социальной работы с детьми-инвалидами……………………………………………………………………….
1.2 Нормативно - правовая база организации с детьми-инвалидами……….
II. Основные направления и модели социальной работы с детьми-инвалидами……..
2.1. Формы социального обслуживания как направления социальной работы
2.2. Модели социальной работы с детьми-инвалидами……………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы…………………
По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 9 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.
В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в лечебных учреждениях силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).
В широком смысле в контингент инвалидов входят так же лица, подпадающие под установленное законом определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ. Какие же это обстоятельства? Их можно разделить на 2 класса. Первый связан с развитием здравоохранения и медицины, в частности диагностикой заболеваний и её доступностью (например, несвоевременное выявление злокачественных новообразований). Второй – с мотивами человека в получении статуса инвалида. В настоящее время эта мотивация выше, чем в прошлом, когда ограничения для трудовой деятельности инвалидов были весьма существенны, а статус инвалида не позволял работать.
Среди инвалидов можно выделить три группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий.
Рост инвалидности, с которым мы сегодня сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. О чем идет речь? В течение длительного времени инвалидность не было столь необходимо оформлять, в то время как показатели заболеваемости и травматизма всегда оставались довольно высокими. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Что бы выжить в таких условиях, они прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.
Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам,
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым соо6ществом:
- государство отвечает
за устранение условий, ведущих
к инвалидности, и решение вопросов,
связанных с последствиями
- государство обеспечивает
инвалидам возможность
- инвалиды имеют право
жить в социуме, общество порицает
изоляцию инвалидов, для этого
общество стремится
- за инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов, как членов общества.
- государство стремится к равнодушности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).
- при реализации политики
в отношении инвалидов должны
учитывать особенности
Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.
В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остаются второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике пока далеко не во всех случаях можно говорить о готовности и возможности обеспечивать и достигать обозначенных целей.
Государственная политика в отношении инвалидов значительно разнится между странами. Диапазон основных предположений относительно характера недееспособности и спектр социальной проблематики инвалидности отражают разнообразие социальных, культурных и политических условий. Из всех можно назвать одну центральную проблему, общую для многих современных государств. дело в том, что современная маргинализация инвалидов по-прежнему связана с «измерением» ценности человека на основании способности трудиться и не быть иждивенцем. Однако вопрос заключается не только и не всегда в том, что инвалид не может трудиться физически, но часто в том, что на производственные системы (фабрики, заводы, рабочие места) накладываются дополнительные обязанности и требования гибких методов работы, решения вопросов, связанных с ритмами и порядком труда человека с ограниченными возможностями.
Здесь пересекаются интересы рынка и государства. Работодателю зачастую удобнее осуществлять благотворительность и вспомоществование, чем изменять условия труда в соответствии с индивидуальными потребностями работника. А система социальной защиты в современных капиталистических государствах в большей степени управляется категориями рыночной полезности человека. Одинаково неадекватна в рассуждениях о положении инвалидов как позиция патернализма, формирующая иждивенческие настроения, таки позиция невмешательства: «сумей сам продать себя на рынке труда». Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.
Концепция равного гражданства расценивает людей с ограниченными возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формированию отношения к инвалидам как к людям с особы ми, дополнительными потребностями.
Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов — это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях. Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие настроения, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действу ют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно.
Вот почему современным специалистам, занятым в системе социального обслуживания, необходимо владеть нормативно-правовой базой работы с инвалидами, а так же знать механизмы ее применении и уметь добиваться законодательных гарантий, привлекая юристов и активистов общественных организаций для того, чтобы защитить тех, чьи права ущемляются.
II Основные направления и модели социальной работы с детьми-инвалидами
2.1 Формы социального обслуживания как направления социальной работы
Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основными видами социального обслуживания являются следующие:
•материальная помощь;
•социальное обслуживание на дому;
•социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
•предоставление временного приюта;
•консультативная помощь;
•реабилитационные услуги.
Социальное обслуживание инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.
Социальное обслуживание инвалидов осуществляется с помощью следующих принципов:
соблюдения прав человека и гражданина; [14]
- предоставления
- обеспечения равных
- преемственности всех
видов социального
- ориентации социального
обслуживания на
- приоритета мер по
социальной адаптации и
- ответственности органов
государственной власти и
К формам социального обслуживания инвалидов можно отнести: стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; срочное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); социально-консультативную помощь. [1]
Стационарное социальное обслуживание предполагает оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Полустационарное социальное обслуживание состоит из социально-бытового, медицинского обслуживания, организации питания, отдыха, трудовой деятельности инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания экстренной помощи единовременного характера инвалидам. [2]
Социальное обслуживание на дому направленно на продление пребывания инвалидов в социальной среде в целях поддержания их социального статуса, включает защиту их прав и законных интересов.
Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной (до 6 месяцев) посторонней помощи, в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию. Социальные работники предоставляют социально-бытовые, социально-правовые, социально-экономические услуги. В штат данного отделения введены медицинские сестры, которые осуществляют патронаж инвалидов на дому и оказывают следующие услуги: наблюдение за состоянием здоровья, кормление ослабленных больных, санитарно-гигиенических процедур.
Специалист по социальной работе содействует в предоставлении социально-консультативной помощи инвалидам, результатом которой является адаптация граждан с ограниченными возможностями в обществе, создание благоприятных отношений в семье. Данная форма социальной работы применяется и в практике стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов. [7]
В последнее время происходит развитие сети реабилитационных центров для инвалидов. Реабилитационный центр для инвалидов представляет собой государственное социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей-инвалидов, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию. Реабилитационный центр для инвалидов осуществляет следующие функции: осуществление процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации; проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера; питание и уход; организация посильной трудовой деятельности людей, имеющих инвалидность; организация их отдыха и досуга; предоставление социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).
Информация о работе Социальная реабилитация детей - инвалидов