Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека меж какими-или социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Содержание

Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы

Вложенные файлы: 1 файл

маргиналы.docx

— 162.63 Кб (Скачать файл)

 

1. Проблема маргинальности в современной социологии

1.1 Эволюция понятия маргинальности в истории социологии

Концепция маргинальности сыграла  важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении  содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько  дисциплинарных подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии и экономике), что  придает самому понятию достаточно общий, междисциплинарный характер. Во-вторых, в процессе уточнения, развития понятия утвердилось несколько  значений, относящихся к различным  типам маргинальности. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение  самого явления, его анализ в социальных процессах. В то же время достаточно распространенное и подчас произвольное употребление термина приводит к  необходимости уточнения его  содержания, систематизации различных  подходов и аспектов его использования. С этой целью попытаемся рассмотреть  историю термина, подходы его  использования, характеристики разных типов маргинальности в том виде, в каком они сложились в западной социологии [1, c. 7].

- дезорганизованность,  ошеломленность, неспособность опре-делить  источник конфликта;

- беспокойство, тревожность,  внутреннее напряжение;

- изолированность, отчужденность,  непричастность, стесненность;

- разочарованность, отчаяние;

- разрушение "жизненной  организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования;

Исследователи отмечают близость его характеристик "маргинального  человека" и определенных Дюркгеймом характерных черт общества, находящегося в состоянии аномии, как следствия  разрыва социальных связей. Однако Стоунквиста, признававшего, что в  каждом из нас множество социальных двойников, что дает основание ассоциации с маргинальностью, интересовали причины  культурно-детерминированной маргинальности [10, c. 25].

Тем не менее, анализ усложняющихся  социальных процессов в современных  обществах через понятие маргинальности, приводивший к интересным наблюдениям  и результатам, становится одним  из признанных социологических методов.

Развивая концепцию маргинальности, Хьюз отметил важность переходных фаз, часто отмечаемых ритуалами перехода, которые переводят нас "от одного образа жизни к другому... от одной  культуры и субкультуры к другой" (жизнь в колледже - переходная фаза в подготовке к более взрослой жизни и т.д.). Хьюз расширил концепцию, включив фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами  или референтными группами, но нигде  не принимается полностью (например, молодой человек, мастер). Феномен  маргинальности, определенный в таком  широком смысле, появляется, когда  многие из нас участвуют в жизни  высокомобильного и гетерогенного  общества. Хьюз, а затем Дивэй  и Тирьякьян в американской социологии определили, что социальное изменение  и восходящая мобильность имеют  тенденцию быть причиной маргинальности для членов любой группы [1, c. 9-10].

В самом общем виде маргинальность связывается с исключением индивидов  или социальных групп из системы  общественных связей. В работе отечественных  авторов "На изломах социальной структуры", рассматривающей проблемы маргинальности в Западной Европе, приводится вполне характерное утверждение, что к  маргинальной относится часть населения, "не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые  либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются  из общественных фондов - во имя политической стабильности - имущими классами". Причины, приводящие к появлению  этой массы населения, скрыты в глубоких структурных изменениях общества. Они  связаны с экономическими кризисами, войнами, революциями, демографическими факторами.

- социальное - маргинализация  как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация  и т.п. маргинальных групп.

- определенная стабильность  и преемственность в развитии  социальной структуры, в которой  кризисные явления и структурные  перестройки, связанные с научно-технической  революцией, приводят лишь к количественным  и качественным изменениям "окраинных" (по отношению к основному обществу) социальных групп;

Можно привести здесь работу Дж. Б. Манчини. Она обобщает и, отчасти, синтезирует различные теоретические  подходы и позиции.

Культурная маргинальность - в ее классическом определении  относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. В основе этого типа маргинальности - взаимоотношения  систем ценностей двух культур, в  которых участвует индивид, результатом  которых становится двусмысленность, неопределенность статуса и роли. Классические описания культурной маргинальности дали Стоунквист и Парк [5, c. 172].

Заметность, выпуклость: чем  больше степень центральности маргинальной ситуации по отношению к личной идентичности, тем больше степень неприспосабливаемости (например, еще Парк замечал, что  цыгане не являются по-настоящему маргинальными  людьми, потому что они носят свои "домашние связи" с собой, их маргинальность периферийна к их сущностной идентичности).

Направление идентификации: чем больше равнозначность идентификации  личности с двумя вышеназванными группами, тем более высокая степень  неприспосабливаемости. Это случай, когда личность, которая участвует  в двух культурах, будет переживать маргинальность, только если она идентифицирует себя одновременно с обеими. Позиция  довольно сложная. Пути ее разрешения исследователи рассматривали в  разных ситуациях. Одно из предположений - более устойчивая идентификация  с той или иной группой будет  помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности. Другая точка зрения - двойная идентификация может  иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.

Судя по публикациям, появившимся  в 90-е годы, исследования маргинальности развиваются за рубежом в указанных  традициях. Среди аспектов: маргинализация в странах "третьего мира"; маргинальные окраинные, депривированные группы; маргинальность как культурный феномен.

Своеобразие подходов к исследованию маргинальности и понимания ее сущности во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех  форм, которые данное явление в  ней приобретает.

Современная российская действительность также вносит свои коррективы в смысл  и содержание понятия "маргинальность", которое все чаще стало появляться на страницах газет, публицистических и научных изданий, разного рода аналитических обзоров [1, c. 7].

Интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни. Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связывались прежде всего  с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия  научно-технической революции. В  связи с этим интересно привести выводы о характерных чертах и  тенденциях маргинальных процессов  в Западной Европе, сделанные в  вышеупомянутой работе.

Особенно ярко тема маргинальности прозвучала в полемически-публицистической постановке в работах Е. Старикова, опубликованных в конце 80-х годов. Эта проблема исследуется скорее как политическая. Советское общество предстает маргинализированным  изначально, фактом маргинального "первородства" (революция, гражданская война). Источники  маргинализации - массовые процессы мобильности  и формирование "азиатской" парадигмы  общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую  автор называет "социальной имитацией"). Действие указанных факторов приводит к производству и воспроизводству  маргинальных масс, которые Е. Стариков отождествляет с "охлосом", чернью, люмпенами. Процесс маргинализации на современном этапе автор представляет как процесс деклассирования, идущий с верхнего "социально-психологического этажа" (Е. Стариков называет эту  модель инвертированной). Иными словами, размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет  скорее не экономическую, а социально-психологическую  основу - разрушение профессионального  кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма. По этому признаку выстраивалось весьма умозрительное  представление о советском обществе маргиналов. Антитезой таковому провозглашалось  гражданское общество с нормальными  человеческими связями, представлявшее в идеале главную, конечную цель перестройки [9, c. 105].

Анализ процессов социального  расслоения, проведенный Институтом социологии РАН в 1993 году, позволил определить новые критерии в оценке маргинальных слоев, образующихся в  результате этого процесса. Один из них - работники умеренно автономного  труда (состав: специалисты в городе, руководители, в т.ч. высшего уровня, новые слои, рабочие, служащие, ИТР). Основание: в этой группе отсутствует  определенная направленность автономии  труда, т. е. работники этого типа могут иметь как большие возможности  продвижения, так и никаких [1, c. 10].

Ряд работ поднимает традиционную проблематику молодежи как маргинальной группы, рассматривая ракурсы ее процессов  маргинализации в России. В качестве примера можно назвать публикацию Д.В. Петрова, А.В. Прокоп.

Следует отметить ряд пограничных  тем, в которых можно увидеть  потенциал взаимодействия с эвристическим  полем концепции маргинальности. Это темы одиночества и нетипичности, разрабатывавшиеся соответственно С.В. Куртиян и Е.Р. Ярской-Смирновой. Определенные черты этого поля можно обнаружить в философской проблематике "аномального человека" - учащегося-инвалида, разрабатываемой В. Линьковым [1, c. 11-12].

Подводя итог многообразию современных  взглядов на проблему, можно сделать  следующие выводы. В начале 90-х  годов явно растет пристальный интерес  к этой проблематике. При этом сказались  и отношение к ней как к  теории, свойственной именно западной социологии, и публицистическая традиция. Тем не менее, констатация этого  явления в нашем обществе, его  специфические черты и масштабы, определяемые уникальностью ситуации "революционного перехода", определили потребность более четкого определения  его параметров, теоретических подходов к его исследованию.

Ко второй половине 90-х  годов складываются основные черты  отечественной модели концепции  маргинальности. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной  стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых  отношений. При этом процесс этот должен быть объектом социальной политики на разных уровнях, имеющей различное  содержание в отношении различных  групп маргинализированного населения.

1.2 Основания маргинализации

Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (опривычиванию), которая способствует уменьшению различных  выборов человека, избавляет его  от необходимости определять каждую ситуацию заново. Таким образом, человеческая деятельность до известной степени  автоматизируется, часто повторяющиеся  действия становятся образцами. Наиболее важная часть хабитуализации человеческой деятельности сопряжена с процессом  институционализации. Она имеет  место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий.

Для понимания маргинальности особенно важно то, что типизация  относится не только к действиям, но и к деятелям в рамках институтов. "Институт исходит из того, что  действия типа Х должны совершаться  деятелями типа Х".

На этом основан феномен "белой вороны" в любой общности. Это перекликается с концепцией "принятия девиантной идентичности" Э. Хьюз. "Большинство статусов имеют  одну ведущую черту, которая служит для различения тех, кто принадлежит  этому статусу, и тех, кто не принадлежит" . Таковой, к примеру, является сертификат врача. Кроме того, от того или иного  статуса обычно неформально ожидается  ряд "вспомогательных" черт, таких  как принадлежность к классу, вероисповеданию, расе и полу. Вероятно предположить, что индивид, не обладающий какими-то из вспомогательных черт, окажется "маргиналом", не соответствующим  общим ожиданиям. Опять же, в отличие  от девиантных характеристик, которые  могут привести к официальному лишению  статуса врача (нарушение этики, совершение преступления), в обозначенной культуре "маргинальными" будут  врачи женщины или афроамериканцы. Они будут "маргиналами" до тех  пор, пока не произойдет переопределения  ситуации, в результате которого будет  расширен или видоизменен список вспомогательных черт того или иного  статуса [1, c. 80].

Другим примером несоответствия группе ее вспомогательным характеристикам  является маргинальный статус "новых  бедных ученых" в современной  России. При наличии формально-квалификационных признаков (высшее образование, занятость  в научных центрах, публикации) эта  группа потеряла такие важные вспомогательные  черты, характерные для нее ранее, как доход и престиж. Не перестав быть учеными, эта группа оказалась  маргинальной.

Маргинальность как нетипичность рассматривается в социологии инвалидности. В этом случае нетипичными оказываются  либо внешность, либо поведение человека, не вписывающиеся в заданные стандарты. При том, что люди с нетипичной внешностью и поведением, опять же, не представляют угрозы для социума, доминирующая культура стремится оградить себя от Иного, непонятного. Как известно, "уродству" и "юродивости" разные культуры приписывали магический смысл, где нетипичность являлась либо "черной меткой", либо "богоизбранностью". Сегодня средства массовой информации транслируют позиции здорового  большинства, которые не оставляют  легитимной ниши людям с ограниченными  возможностями, продуцируют их социальное исключение, придавая этим людям в  лучшем случае бенефициарный статус. Предубеждения и негативные стереотипы основываются на традиции ограждения "приличных", "нормальных" людей  от контактов с нетипичностью [1, c. 81-82].

Информация о работе Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры