Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении на прямую
отражает происходящее в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности ; изменения взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие местного самоуправления ; зарождение основ не государственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что за частую негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.

Содержание

Введение.
Глава 1.Понятие и предмет права, социального обеспечения.
1.Понятие социального обеспечения.
2.Функции социального обеспечения.
3.Социальное обеспечение и защита.
4.Предмет права социального обеспечения.

Глава 2.Метод и система права социального обеспечения.
1.Метод права социального обеспечения.
2.Система права социального обеспечения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по обеспечению..docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Российской Федерации.

Северо-Восточный Федеральный  Университет им М.К. Амоссова.

Юридический колледж

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ

«Социальное обеспечение.»

На тему: «Социальное обеспечение  ».

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Кириллов Михаил Валерьевич

Специальность: Право и  организация социального обеспечения.

Группа ЮК 12-01

Преподаватель: Егорова Ульяна Павловна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2013.

 

План:

Введение.

Глава 1.Понятие и предмет права, социального обеспечения.

1.Понятие социального  обеспечения.

2.Функции социального  обеспечения.

3.Социальное обеспечение  и защита.

4.Предмет права социального обеспечения.

 

Глава 2.Метод и система права социального обеспечения.

1.Метод права социального обеспечения.

2.Система права социального обеспечения.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Вопросы правового регулирования  отношений по социальному обеспечению  в настоящее время относятся  к числу наиболее актуальных в  общественной жизни России. Это обусловлено  новыми явлениями в экономике  страны – формированием рыночных отношений, построением федеративного  устройства государства и пр.

Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении на прямую

отражает происходящее в  стране коренные преобразования. К  ним относятся: становление и  функционирование экономики с многообразием  форм собственности ; изменения взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие  местного самоуправления ; зарождение основ не государственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что за частую негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.

    Издержки затянувшегося  так называемого переходного  периода особенно остро ощущают  нетрудоспособные граждане, а также  семьи с детьми. Размеры получаемых  ими государственных пенсий и  пособий не достигают уровня  установленного прожиточного минимума. (Такой минимум следовало бы  именовать минимумом физиологического  выживания человека.)

    Вполне очевидно, что проводящаяся экономическая  реформа затрагивает государственную  систему социального обеспечения  и все его виды (элементы) –  пенсии, пособия и компенсационные  выплаты, социальные услуги, медицинскую  помощь и лечение.

Отношение по поводу указанных  видов обеспечения регулируются самостоятельной отраслью российского  права –правом социального обеспечения. Так как право на прямую отражает, политические,       социально экономические процессы положение дел в стране, то и отраслевые нормы права отличаются нестабильностью, нередко противоречивостью.

       Становление  федеральной системы социального  обеспечения – процесс долгий. Естественно, нормы права социального обеспечения будут динамичны – постоянно развиваться, меняться, совершенствоваться. Вне зависимо от этого особая значимость и роль отраслевых норм для каждого

человека по-прежнему останутся. Это связано с тем, что право социального обеспечения, его нормы сопровождают человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения ( в большинстве случаев и изменения ) отношений по социальному обеспечению положены такие жизненные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной помощи и поддержки по причинам, за частую не зависящим от человека. Поэтому каждому человеку необходимо знать действующее законодательство о социальном обеспечении. Знание своих прав помогает квалифицированно их защищать. 
Глава 1.Понятие и предмет права социального обеспечения.

1.Понятие социального  обеспечения.

Обычно определения того или иного понятия даются в  кодифицированных правовых актах, имеющих  высшую юридическую силу по сравнению  с другими нормативными актам. Многие определения непосредственно содержатся в отраслевых кодексах, например в  земельном, уголовном, семейном, трудовом и иных кодексах. Законодательного же закрепления понятия ( социальное обеспечение ). Зачастую его смешивают с другими, схожими терминами, например социальная защита. Поэтому в начале рассмотрим , что понимается под социальной защитой.

   В конституции  РФ 1993г. социальной защитой населения  как правовой дефиниции не  имеется. Выявить ее общий смысл  и содержание невозможно также  по причине разного употребления  термина, а иногда и противоречивости  при обозначении соответствующего  круга общественных отношений,  относящихся к понятию социальной  защиты населения. В обще употребительном  смысле слова ( защита) означает ( защитить кого- ни будь, что ни будь;  предохранить, обезопасить от чего – ни будь; то, что защищает, служит обороной )1. Исходя из этого под защитой в сочетании со значением термина ( социальный ) следует понимать комплекс различных политических, экономических и правовых мер государства и общества.

    Эти меры направлены  на предоставление необходимых  средств существования не только  нетрудоспособным, но и трудоспособным  нуждающимся гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, и с целью поддержания их  уровня жизни, для развития  физических и духовных способностей, включая окружающую среду человека.

   В отечественной  литературе термин ( социальная защита ) как таковой в первые появляется в конце 80-х-начале 90-х гг. в 20 веке при разработке программ перехода СССР к рыночной экономике.

Основные методологические подходы к формированию содержания социальной защиты разрабатывались  в позиции имевшихся социальных и экономических проблем. Поэтому  термин ( социальная защита ) чаще всего употреблялся в экономическом или в социологическом ( социально политическом ) аспекте.

   Под социальной  защитой населения в экономическом  смысле понимается система решений  государственных органов разных  уровней, по созданию экономических,  правовых и социальных гарантий  социальных прав для каждого  члена общества. Для трудоспособного населения это прежде всего, право на труд ,на получение дохода от своей деятельности, обеспечивающий ему достойный уровень жизни , нормальные условия работы, отдыха.

   В социально  политическом значении социальная  защита населения рассматривается  как совокупность социально-экономических  отношений, включающая в себя  комплекс социальных гарантий ,законодательно закрепленных прав.  Она предоставляет трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а не трудоспособным и социально уязвимым слоям населения – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в виде пособий, стипендий и других выплат, в снижении налогов.

   В настоящее время  также существуют разные подходы   к определению содержания и  понимания социальной защиты  в юридическом ( правовом ) аспекте. Так под социальной защитой в правовом аспекте подразумевается комплекс мер: по социальной поддержке пожилых ,нетрудоспособных, инвалидов семей с детьми, безработных и других лиц ,оказавшихся по независящим от них причинам в трудном материальном положении; по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы ( путем индексации доходов граждан, установление социальных стандартов по оплате труда, минимальной продолжительности ежегодного отпуска, максимальной продолжительности рабочего времени, по обеспечению граждан жильем и т п.).

Некоторые ученые придерживаются позиции, что социальная зашита характеризуется как система приоритетов и механизмов их реализации, государственных и иных институтов, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности в соответствии с определенными условиями общественного развития.

На наш взгляд, рассматривать  социальную защиту населения и социальное обеспечение необходимо как одно из внешних проявлений социального  государства и как основной элемент  его содержания.

Поэтому применительно к  современной ситуации в России представляется возможным дать обобщенное определение:  Социальная защита населения –это гарантированная система экономических, правовых и организационных мер в отношении как нетрудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, направленная на их социальное обеспечение,

оказание социальной помощи и поддержки в соответствии с социальными стандартами, отвечающими  уровню достойной жизни, человека, в  различных формах и в порядке, установленных законодательством.2

Как мы видим, во всех выше приводимых определениях социальной защиты население  четко прослеживается ее главная  цель – оказание помощи в решении  многих проблем, стоящих перед людьми.

Всевозможные меры зашиты особенно важны для граждан в условиях перехода страны к рыночным отношениям. На фоне экономической нестабильности происходят многие асоциальные явления : происходит обнищание отдельных категорий граждан ;Заметно усиливается расслоения общества;Увеличивается число лиц без определенного места жительства ;

Не сокращается безработица;

Растет приток беженцев и  вынужденных переселенцев;

В том числе и бывших соотечественников из стран СНГ, и пр.

Вполне очевидно, что те или иные меры социальной защиты могут  быть осуществлены в ходе функционирования различных общественных отношений, которые регулируются соответствующими нормами права.

А так как социальная защита населения – это комплексное  явление, то и представляет собой  совокупность общественных отношений

Рассмотрим, какими нормами  права регулируются основные общественные отношения, относящиеся социальной защите населения.

Проблемы трудоустройства  и оплаты труда работников могут  решатся в   ходе трудовых отношений. Такие отношения регулируются нормами трудового права, и в первую очередь трудовым кодексом РФ.

Вопросы укрепления семьи, права  и обязанности членов семьи, как  и иные семейные отношения, разрешаются  семейным К. РФ, и нормами семейного  права.Жилищные вопросы граждане решают с помощью жилищного кодекса РФ, и норм жилищного права.

Охрана и защита частной  собственности и многих других частных  интересов граждан предусмотрено  нормами гражданского права.

Земельные отношения, в том  числе и отдельные вопросы  частной собственности на землю, регулируются Земельным кодексам РФ, и в целом земельным правом

Вопросы социального обеспечения  нетрудоспособных граждан и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации,

решаются в ходе осуществления  отношений по социальному обеспечению, т.е. нормами права социального обеспечения.   Таким образом, социальное обеспечения является частью социальной защиты населения. В свою очередь социальное обеспечение состоит из нескольких групп общественных отношений.

Первая группа - это группа отношений по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение.

  Вторая группа – отношения по организации управление социальным обеспечением.

Третья группа – это отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов обеспечения за счет специальных денежных средств, предназначенных ( выделяемых ) на эти цели. Кратко рассмотрим каждую группу отношений.

   Участники  первой группы отношений: по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение, являются компетентные государственные органы, правомочные организации, работодатели, в отдельных случаях сами граждане, уплачивающие страховые взносы, например в Пенсионный фонд РФ на свое будущее пенсионное обеспечение.( эта группа общественных отношений регулируется нормами финансового права.)

Вторая группа отношений  - это организационные, управленческие отношения, которые возникают между соответствующими компетентными органами и организациями по вопросам социального обеспечения, (эти отношения регулируются нормами административного права ).

Третья группа отношений   – это отношения по поводу социального обеспечения отдельных категорий граждан, которое предоставляется им в разных формах и видах в случаях и на условиях, установленных в законодательстве, ( они регулируются нормами социального обеспечения).

   Существуют другие  признаки, которые характерны для  социального обеспечения. К ним  относят, например: - государственный  характер устанавливаемых организационных  способов распределения совокупного  национального продукта через  систему социального обеспечения;- правовое закрепление перечня  социальных рисков, которые признаются  государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Информация о работе Социальное обеспечение