Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении на прямую
отражает происходящее в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности ; изменения взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие местного самоуправления ; зарождение основ не государственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что за частую негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.

Содержание

Введение.
Глава 1.Понятие и предмет права, социального обеспечения.
1.Понятие социального обеспечения.
2.Функции социального обеспечения.
3.Социальное обеспечение и защита.
4.Предмет права социального обеспечения.

Глава 2.Метод и система права социального обеспечения.
1.Метод права социального обеспечения.
2.Система права социального обеспечения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по обеспечению..docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

- закрепление в нормах права ( либо в договорах) круга лиц подлежащим материальному обеспечению.

  - нормирование государством уровня и условий ( социального стандарта ), видов социального обеспечения, ниже которого оно не может опускаться. 

По своей сути отношения  по социальному обеспечению –  это материальные отношения, так  как они складываются ( формируются ) при удовлетворении гражданами своих  материальных потребностей ,через индивидуальную форму распределения, за счет специально предназначенных для этого финансовых средств. Они образуются за счет организационно обособленных  финансовых источников, осуществляются государством за счет общества. В рамках выше названных организационных систем государственного социального обеспечения эти средства аккумулируется ( сосредотачиваются) во внебюджетных фондах обязательного социального страхования и государственном бюджете.

Значительная часть этих средств формируется во основном за счет страховых платежей ( страховых взносов ). Такие взносы уплачивается хозяйствующими субъектами не зависимо от форм собственности , индивидуальные предпринимателями без образования юридического лица, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, работниками из своего заработка.

Для социального обеспечения  характерен особый субъектный состав участников одноимённых отношений. К таковым относятся нетрудоспособные и иные категории лиц: дети, больные, пожилые и престарелые граждане.

 Сюда же относятся  и инвалиды ; лица потерявшие кормильца;        

 Безработные граждане;

Лица, имеющие детей; Лица, осуществляющие уход за детьми, престарелыми и инвалидами, и иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в том или ином виде материальной помощи или поддержку в силу различных причин и обстоятельств, установленных законом.

   И так, государственное  социальное обеспечение  можно  рассматривать как гарантированную  систему материального обеспечения  граждан ( в денежной или натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитание детей, утраты трудового заработка и  дохода и в других случаях, специально оговорённых законом, а также охраны их здоровья и осуществляемую за счет специально созданных внебюджетных фондов

обязательного социального  страхования, формируемых за счет страховых  взносов ( единого социального налога) и ассигнований из государственного

бюджета РФ управ омоченными органами в порядке, установленном законодательством.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции социального  обеспечения.

Социальное обеспечение  обладает своими функциями: Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого – либо объекта. Наличие

функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни  общества и государства?

В правовой литературе выделяют экономическую, политическую, производственную, реабилитационную,  демографическую, духовно – идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция :социального обеспечения заключается в следующем:

а) в замещении заработка  или дохода, связанного с трудом (или содержание), тем лицам, которые  его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в  связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей, и др.

   б) в частичном  возмещении дополнительных расходов,  вызванных различными объективными  причинами – рождением и содержанием  ребенка, уходом за малолетними  детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т п.

   в) в оказании  помощи и поддержки гражданам,  оказавшимся в трудной жизненной  ситуации (бедность, сиротств, вынужденное  переселение и пр.).

Источники финансирования для осуществления экономической  функции являются средства, которые  специально предназначены для социального  обеспечения. Они аккумулируются (сосредотачиваются): в специализированных вне бюджетных фондах социального страхования (Пенсионный фонд российской федерации, Фонд социального страхования РФ,  фонды обязательного медицинского страхования ); в федеральном бюджете имеются, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов РФ.).в фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств в бюджетах органов местного само управления.

Реализуются экономические  функция в ходе перераспределения  средств выше названных источников. В реальной жизни эти средства,

предоставляются гражданам  в соответствующих видах социального  обеспечения – в пенсиях, компенсациях и т п.

Вне всякого сомнения, что  достаточность  средств указанных  источниках и их постоянное поддержание – это главная цель государства.

От состояния объема таких  средств зависят экономическая  основа социального обеспечения, развития его будущего.

Логично предположить, что  чем больше средств имеется в  указанных источниках, тем выше будет  размер социальных выплат.

К сожалению, их уровень в  настоящее время не отвечает требованиям  многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952 г. О минимальных нормах социального обеспечения.

   Отсюда вытекает  главная задача государства –  создание условий, при которых  общество было бы заинтересованно   в пополнении выше указанных  источников. Это может достигаться  разными приемами, применяемыми  государством. Так, один из способов  с помощью которого решается  данная задача, - это создание  оптимального режима налогообложения  для всех участников рыночных  отношений, не зависимо от их  организационно правовых форм. (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).

   Социальное обеспечение  с общественным производством,  влияет на него.

Это влияние составляет его производственную функцию.

она выражает в  том, что право на многие виды социального  обеспечения

обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения  зачастую зависит от ее характера  и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере  все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного медицинского-страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

   Социальное обеспечение  способствует также совместному  выводу из общественного производства  стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудится. Право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве от  их общественно полезной деятельности и соблюдение иных условий, установленных в правовых нормах.   В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г.(О трудовых пенсиях в РФ.)3 1.говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой  стаж, когда они не работали и не занимались какой либо общественной деятельностью П.2 ст.6 ст.29. Федерального закона (об обязательном пенсионном страховании в РФ).4 Предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноимённому  пенсионному страхованию – как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны – вовлечение дополнительных финансовых средств ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии, которая выплачивается тем, кто по каким либо причинам не имеет право на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого другим лицом. Его максимальный размер не может превышать 3600 р. в месяц. Политическая функция: позволяет государству через систему социального обеспечения реализовать основные направления социальной политики. ( социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействия государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в котором говориться об достойном уровне жизни граждан.)

Так, в 1999 г. Введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной помощи – бедность. Появился новый субъект социального обеспечения – граждане.

Демографическая функция: реализует посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.

Так, крайне низкий уровень  пенсионного обеспечения, приведший  к резкому сокращению потребления  пенсионеров, стал причиной высокой  смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.

Отсутствие эффективной  системы социальной помощи семьям с  детьми, безусловно влечёт за собой существенное снижение рождаемости в стране.

Ранее действовавший закон  РФ от 20 Ноября 1990 г. (О государственных пенсиях РФ.) предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода не работающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3-х лет 70 дней, но не более 9 лет, в общей сложности. С первого Января 2002 г. При назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Социальная (социально  – реабилитационная ) функция: Социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, потере кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждение обнищания.

На ряду с указанными выше функциями социального обеспечения в литературе выделяют другие функции. Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т д.).5 Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения по безработице – он решает свои материальные трудности.

   Также выделяют духовно – идеологическую функцию: социального обеспечения. В ее состав входят идеологическая, моральная, социально психологическая подфункции.

На наш взгляд, моральную  подфункцию духовно – идеологической функции следует рассматривать  в виде самостоятельной морально - этической функции социального  обеспечения.

 Ведь в основу социального  государства заложены морально- нравственные начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по социальному обеспечению. Социальное обеспечение как внешнее должной деятельности  социального государства осуществляет на практике его нравственное начала, воплощает его принципы. Это дает нам основания определить возможность существования и выделения такой функции социального обеспечения.

   На примере функций  социального обеспечения мы видим,  что от того, насколько государство  учитывает их наличие, считается  с их влиянием на общество, будет зависеть не только успешность  проведения экономических и социальных  реформ в стране, но и будущее  России.

 

3.Социальное обеспечение  и защита.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1998 г. Закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которых необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступление старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.6

   Международный пакт  об экономических, социально и  культурных правах, принятый Генеральной  Ассамблеей ООН 16 декабря 1996 г.(2)., развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

   Российская Федерация,  будучи правопреемницей  СССР, взяла на себя обязательства  по выполнению этих между но- родно – правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. От 12 декабря, 1993 г. Которая провозгласила , что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное развитие человека ,(ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст.39. К. РФ. В соответствии с которой каждому гарантируется социальное  обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

   Признавая право  каждого гражданина на социальное  обеспечение, К.РФ. перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность.), выполнение либо не возможность выполнения семейных обязанностей (воспитанием детей, потере кормильца.). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком и др.   В ст. 39 К.РФ. Говорится только о денежной форме социального обеспечения – о государственных пенсиях и пособиях. Кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться и в натуральных формах: содержание в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.

Информация о работе Социальное обеспечение