Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении на прямую
отражает происходящее в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности ; изменения взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие местного самоуправления ; зарождение основ не государственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что за частую негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.

Содержание

Введение.
Глава 1.Понятие и предмет права, социального обеспечения.
1.Понятие социального обеспечения.
2.Функции социального обеспечения.
3.Социальное обеспечение и защита.
4.Предмет права социального обеспечения.

Глава 2.Метод и система права социального обеспечения.
1.Метод права социального обеспечения.
2.Система права социального обеспечения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по обеспечению..docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

   Часть 2 ст. 39 К.РФ. Закрепляет важное правило о  том, что государственные пенсии  и социальные пособия устанавливаются  законом. Наличие соответствующих  федеральных законов является  необходимой гарантией для реализации  гражданами своего конституционного  права на социальное обеспечение.

   Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав гарантий человека не зависимо от его пола, национальности, возраста места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие (социальная защита) используется в сравнительно узком смысле: оно означает  политику государств, направленную на обеспечения  прав и гарантий человека в сфере  уровня жизни. В то же время концепция  социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление  минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т д.7

      Следовательно, социальная защита населения – это система мер правового, социально экономического  и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Предмет права социального обеспечения.

   Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Предмет права социального обеспечения - это комплекс общественных отношений материального и процедурно—процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Таким образом, предмет  ПСО составляет три блока отношений:

1.Отношения по  поводу денежных выплат, их виды: по поводу обеспечения пенсиями; обеспечения пособиями; обеспечения компенсационными выплатами; обеспечения страховыми выплатами;

2.Отношения, возникающие  по поводу натуральных видов  социального обеспечения: по поводу представления бесплатной или на льготных условиях медицинской помощи; по поводу представления бесплатной или на льготных условиях социальной помощи на дому; по поводу представления протезно-ортопедической помощи; по поводу санитарно-курортного лечения; по поводу представления содержания детей в воспитательных и образовательных учреждениях; по поводу представления профессионального обучения и трудоустройства молодежи; по поводу предоставления транспортных средств инвалидам.

3.Отношения, процедурно-процессуального  характера: по поводу установления юридических факторов; по поводу  реализации права на отдельные виды социального обеспечения; по поводу защиты нарушенных прав.

Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление  развития комплекса правовых норм ПСО.

К числу отраслевых принципов относятся:

1.     Всеобщность  социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы  национальности и т.п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми. Не трудоспособность, инвалидность).

2.Общедоступность  социального обеспечения.

3. Установление  уровня социального обеспечения: гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни.

4.Многообразие  оснований, форм и видов социального  обеспечения.

Под основаниями социального  обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у  человека возникает право на социальное обеспечение. Так, это - временная нетрудоспособность, инвалидность,                достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др.

5. Дифференциация  условий и порядка представления  социального обеспечения субъектами  общественных отношений. Она может быть обусловлена факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, семейное положение и т.д.

6.  Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей (государственные средства и добровольного социального страхования, благотворительности…). Кроме того, в соответствии с гл. 24 НК РФ для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог.

Что касается правовой природы  правоотношений в сфере социального  обеспечения, то традиционна их классификация, то традиционно их классификация поводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; на материальные, процедурные. Возможна также классификация по видам и формам, социального обеспечения.

По видам социального  обеспечения выделяют правоотношения в связи с представлением:

- денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и т д.)

- натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т д.).

- социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь,  санитарно - курортное лечение и т д.).

По срокам существования  во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы.9

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий  - по случаю рождения ребенка, на погребение и д р.)

Правоотношения с абсолютно  установленным сроком существования  во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с  момента их возникновения заранее  известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно  отнести, например, правоотношения по выплате пособия за время отпуска  по уходу за ребенком до достижение им возраста полутора лет ; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т д.). Правоотношения относительно не определенным сроком существования во

времени(например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношения по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, и т.д.)

По видам социального  обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

- правоотношения по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также вне бюджетных государственных фондов;

- правоотношение по обеспечению из не государственных средств(не государственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и д р.)

По формам государственного социального обеспечения: можно провести следующую классификацию:

- правоотношения по государственному  социальному обеспечению;

- правоотношения по государственному  социальному страхованию, в том  числе в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

   Производными от  перечисленных видов общественных  отношений и входящими в предмет  в права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные право отношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

- назначения всех видов социального обеспечения;

- установление юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения. Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначении пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт не трудоспособности и т.д.

Процессуальные  правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным опросам: отказ о назначении того или иного вида социального обеспечения или определенного его размера в денежной форме; установление причины инвалидности ; определение права на льготы и т д. В зависимости от характера  спора , он может быть разрешён вышестоящими в порядке органами либо судом.

Субъекты права  социального обеспечения - это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально- обеспечительную право - субъектность на данный вид обеспечения.10

Правоотношения в сфере  социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов  таких правоотношений всегда выступает  отдельный гражданин, а в некоторых  случаях – семья.

Так в правоотношении по поводу пенсии по случаю потере кормильца  субъектом выступает семья.

 В зависимости от  вида социального обеспечения,  субъектом рассматривающих правоотношений  может быть несовершеннолетний  подросток, ребенок – сирота,  инвалид, безработный, беженец,  вынужденный переселенец, человек  преклонного возраста, а также  лица, пострадавшие от радиационных  аварий или природных бедствий.

Объект правоотношения - это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений. Объектами правоотношений в сфере право социального обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения: денежные выплаты (пособия, пенсии, компенсации.). Социальные услуги (обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно- курортные лечения; протезирование и т д.; льготы натуральная помощь (вещи, продукты и т. д ).

Содержание правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Одна сторона  - физическое лицо – имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, обязана выполнить это требования.

Основанием для  возникновения, изменения или прекращения  правоотношения в сфере социального  обеспечения: являются различные юридические факты, как события (временная не трудоспособность,  смерть.). так и действия.

Для возникновения, изменения  правоотношений по социальному обеспечению  необходим сложный юридический  фактический состав, который включает в себя:

- объективное основание  для обеспечения.(рождение ребенка, инвалидность.)

- волеизъявление гражданина  на получение социального обеспечения.(личное заявление или заявление законных представителей – опекунов, попечителей.).

- акт соответствующего  органа о предоставлении (отказе  в предоставлении) конкретного вида  социального обеспечения.

Отсутствие хотя бы одной  из названных элементов сложного юридического состава ведет к  невозможности возникновения (изменения, прекращения ) правоотношения в сфере социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Методы и система права социального обеспечения.

1.Методы права социального обеспечения.

Метод представляет собой: совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения. В сфере ПСО применяются методы – административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой метод:   основан на отношениях власти  и подчинения, т.к. одним из субъектов отношений по социальному обеспечению всегда является государственный или иной орган управления. Он выражается  в установлении предписаний, запретов, ограничений, различий.

Гражданско-правовой метод: основан на «автономности» действий субъектов по дополнительному социальному обеспечению, а также на отсутствии в некоторых случаях конкретной юридической  связи между правами и обязанностями субъектов. В данном случае подразумевается возможность оказания отдельных видов социальных услуг на договорной основе (например, по оказанию медицинской помощи).

Воздействуя на общественные отношения, право использует два  способа регулирования: императивный и диспозитивный. Для каждого из них характерно особое сочетание таких правовых приемов воздействия на волю участников общественных отношений, как запреты, веления, дозволения и материальные предоставления.

Наиболее полно служебное  назначение метода правового регулирования  в аспекте юридической характеристики отрасли права определил Л. С. Явич11. Он указывает, что метод дает возможность проанализировать и обнаружить специфику отрасли по следующим пяти параметрам:

1) порядку установления  прав и обязанностей субъектов  права;

2) степени определенности  предоставленных прав и «автономности»  действий субъектов;

3) взаимоотношениям субъектов  правоотношений;

4) наличию или отсутствию  конкретной юридической связи  между субъектами прав и обязанностей;

5) путям и средствам  обеспечения установленных субъективных  прав и юридических обязанностей:

1. Не отрицая значения  перечисленных черт метода, С.  С. Алексеев.12 считает, что «решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус»

2. Представляется, что, выдвинув  этот элемент в качестве основной  черты метода, С. С. Алексеев  нашел главную опорную точку,  в которой концентрированно собраны,  сфокусированы юридические особенности  отрасли права.

Кроме того, С. С. Алексеев более  четко обозначил и признаки метода правового регулирования, сформулированные Л. С. Яви чем, а именно:

1) характер способов формирования  содержания прав и обязанностей  субъектов;

2) характер оснований  возникновения, изменения и прекращения  правоотношений;

3) характер общего юридического  положения субъектов;

4) характер юридических  мер воздействия3.

Между тем в теории права  есть и другой подход к понятию  метода правового регулирования. Если первая позиция ученых-правоведов основана на том, что существует столько методов  правового регулирования, сколько  имеется самостоятельных отраслей права, то, в частности, В. Д. Сорокин  утверждает, что существует лишь один метод правового регулирования  разных общественных отношений, составляющих предметы правового регулирования самостоятельных отраслей права. При этом, с одной стороны, он полагает, что эта правовая категория может существовать реально только как объединение трех критериев регулирования: дозволений, предписаний и запретов, а с другой — (что пропорции между дозволением, предписанием и запретом неодинаковы в различных конкретных ситуациях, и прежде всего применительно к предметам регулирования отраслей права).

Возникает закономерный вопрос: если пропорции классических правовых приемов воздействия зависят  от типа общественных отношений и  если они неодинаковы, то может ли это быть некий единый метод правового  регулирования, пусть даже в предлагаемой автором триаде реального воплощения? Не получается ли, что из методологически  правильных посылок автор делает неверный вывод? Думается, есть все  основания для положительного ответа на поставленный вопрос. Кроме того, В. Д. Сорокин отождествляет метод  правового регулирования с типом  правового регулирования.

Так, дозволение, предписание  и запрет действительно составляют в их различных компоновках основу любого отраслевого метода правового  регулирования, но метод лишь часть, хотя и существенная, типа правового  регулирования.

Единый метод правового  регулирования есть не что иное, как научная абстракция, позволяющая  выделить лишь общие признаки для  всех реально существующих разновидностей методов отраслей права.

Впервые к проблеме метода правового регулирования права социального обеспечения обратился его основатель В. С. Андреев, выделив три признака, 13которые в своей совокупности характеризуют специфику этого метода;

во-первых: метод связывался им с той особенностью предмета регулирования, что все входящие в него отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять социальное обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений или по поручению государства профсоюзы или органы колхозов;

во-вторых: одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим — органы государства или по его поручению профсоюзы либо органы колхозов;

в-третьих: посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

Исходя из социально-алиментарного  характера общественных отношений, входящих в предмет права социального  обеспечения, автор данного параграфа  в 80-е годы прошлого века определял  метод названной отрасли права как метод означающий особое сочетание юридических приемов и способов воздействия (запретов, велений, дозволений и материальных предоставлений) на социально-обеспечительные отношения, которое обеспечивает осуществление бесплатного, без эквивалентного распределения материальных благ и услуг из фондов социального обеспечения на справедливой основе, без применения договорных начал, на принципах всеобщности, единства и дифференциации условий обеспечения.

Всесторонности, высокого уровня жизнеобеспечения самими трудящимися  через органы государственного управления и общественные организации.

В настоящее время в  связи с коренными преобразованиями, произошедшими в российском обществе, принятием нового законодательства в области социального обеспечения, построенного на иных подходах, давно апробированных и применяемых в законодательстве развитых капиталистических стран, было бы неправильным отстаивать концепцию социальной элементарности, в том числе и применительно к методу права социального обеспечения.

Тем более что большинство  ученых в области права социального обеспечения ее не разделяют. Однако данной концепции в модернизированном ею виде сегодня придерживается Е. Е. Мачульская .Так, по мнению Е. Е. Мачульской, социальную алиментацию можно определить как способ предоставления материального обеспечения и услуг за счет централизованных внебюджетных фондов социального назначения или части бюджетных средств бесплатно для получателя, без - эквивалентно, но нормирование с учетом трудового (страхового) стажа, как правило, на не договорной основе. Позиция Е. Е. Мачульской в части определения метода права социального обеспечения,  как метода (социальной алиментации), как верно отмечают М. Л. Захаров и Э. Г.Тучкова», не согласуется с четко обозначившейся на данном этапе тенденцией, в развитии российской системы социального обеспечения, в основу которой положено, усиление страховых начал в социальном обеспечении работника и его семьи.

Данная черта правового  регулирования в определенной степени  может быть признана характерной  для государственного социального  обеспечения человека как члена  общества, но это лишь часть отношений, входящих в предмет нрава социального  обеспечения.

Нужно отметить, что на данном этапе развития науки права социального обеспечения единых подходов к определению метода правового - регулирования этой отрасли права среди ученых нет. Так, С. И. Кобзева,14

ссылаясь на положения  общей теории права, под методом правового регулирования: понимает совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений. С таким общим подходом к данной правовой категории нельзя не согласиться. Другое дело, что приведенное определение не раскрывает специфики метода правового регулирования права социального обеспечения.

М. Л. Захаров и  Э. Г. Тучкова полагают, что «метод права социального обеспечения(2). — это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли».

Приведенное определение  само по себе особых возражений не вызывает, хотя, с нашей точки зрения, и  нуждается в уточнении. Однако с  чем нельзя согласиться, так это  с утверждением названных ученых, что в правовом регулировании  общественных отношений по социальному  обеспечению граждан применяется императивно-диспозитивный метод, выражающийся в сочетании предписания с дозволением. Такой метод применяется при формировании прав и обязанностей субъектов права социального обеспечения в централизованном порядке на федеральном уровне.

По сути подобную позицию занимает в этом вопросе и Д. И. Рогачев.15

Своеобразие метода правового  регулирования права специального обеспечения может быть раскрыто при анализе основных его черт.

 В данном параграфе  раскроем его главные особенности  на примере правового положения  субъектов социально-обеспечительных  правоотношений.

 Исходные правовые  позиции участников социально-обеспечительных  отношений обусловлены прежде всего характером норм права социального обеспечения. Подавляющее большинство норм этой отрасли носят управомочивающий характер. Все они создают реальные предпосылки для реализации жизненно необходимых потребностей граждан в старости при нетрудоспособности (временной или постоянной), потере кормильца, безработице, бедности и т. д. посредством предоставления социального обеспечения или совершения действий, направленных на его осуществление. При этом законодателем используется разрешительное (на фоне диспозитивного приема) регулирование: сторонам правоотношений дозволяется только то, что прямо разрешено нормативными предписаниями в сфере социального обеспечения. Что касается запретов, то они не сформулированы в виде самостоятельных предписаний. Так, например, запрет нецелевого и нерационального использования средств на социальное обеспечение, запрет применения договора в качестве основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений по общему правилу не обособлены, а «растворены», логически вытекают из содержания норм этой отрасли права в зависимости от того, какой интерес гражданина удовлетворяется в социально-обеспечительных правоотношениях, право — требование о назначении вида обеспечения, установление юридических фактов, рассмотрение споров и т. п. или право на получение пенсии, пособия, иного содержания, эти правоотношения подразделяются на две группы: процедурные и материальные. Каждая из них включает видовые правоотношения (пенсионные, по обеспечению пособиями, по назначению пенсий и т. д.).

Все материальные правоотношения: права социального обеспечения, являющиеся прежде всего имущественными, могут быть отнесены к особому виду обязательственных правоотношений — социально- обязательственным правоотношениям недоговорного характера. Следовательно, в праве социального обеспечения отсутствует автоматическое исполнение социальных обязательств, как это может происходить с обязательствами в других отраслях права. Социальные обязательства, основанные на законе, возникают, как правило, из сложных юридических фактических составов с трехзвенной структурой: правовые основания получения социального обеспечения, указанные в законе; волеизъявление лица, ими обладающего, решение соответствующего органа о назначении конкретного вида социального обеспечения. Социально-обеспечительные правоотношения отличает четкая правовая формализовавшиеся поведения сторон, поскольку все права и обязанности субъектов правоотношений установлены законом и не могут быть распределены соглашением сторон.

Даже в правоотношения, в которых присутствует усмотрение органа материального обеспечения (например, в правоотношениях по оплате проезда в санаторий и  обратно к месту жительства), рамки  дозволенной меры усмотрения очерчены законом или вытекают из смысла закона.

В указанных правоотношениях  субъекты равны в реализации предоставленных  им прав и обязанностей, поскольку  между ними не устанавливаются отношения  власти и подчинения

. Физические лица в  анализируемых правоотношениях  всегда выступают право-притязающей  стороной; органы материального обеспечения обязаны (отвечать) положительными действиями на притязание лица, обладающего правовыми основаниями получения конкретного вида социального обеспечения.

Отмечая это положение, некоторые  ученые связывают с дозволением  внутреннюю сущность метода права социального обеспечения как метода представительного, сформировавшегося на фоне дозволительного регулирования. Однако это не так. Метод права социального обеспечения не может быть сведен только к какому-либо одному юридическому приему. Дозволение — важный, но не единственный прием правового регулирования общественных отношений в социальном обеспечении. Таким образом, поведение обязанной стороны в социально-обеспечительных правоотношениях предопределено характером и содержанием притязания управомочивающего лица. Объем и пределы притязания последнего установлены законом.

Необходимо также отметить, что, поскольку органы материального  обеспечения осуществляют по поручению  государства функцию персонифицированного распределения средств социального  обеспечения, их правомерные действия урегулированы правом с использованием абсолютного обвязывания. Для регулирования  поведения физических лиц право  использует такой прием, как дозволение. Гражданам предоставлена возможность по своему усмотрению притязать или нет на тот или иной вид социального обеспечения, обслуживания на условиях, установленных законом.

Следовательно, именно гражданину закон предоставляет свободу  выбора вида социального обеспечения, на который он может притязать. У  органов материального обеспечения  такое право отсутствует.

Как правильно отмечает В. Ш. Шайхатдинов,16 (правомочия органа государственного управления настолько регламентированы государством, что он по существу в большинстве случаев не властен, принимать какое-либо решение по своему усмотрению, даже избирать варианты решения). Свобода выбора варианта поведения гражданином в праве социального обеспечения установлена и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения и обслуживания. По характеру такие сроки делятся на относительно-неопределенные и абсолютно-определенные. Так, например, по общему правилу в пенсионном обеспечении закон не устанавливает срок для обращения за назначением пенсии тем гражданам, которые приобрели право на ее назначение.

Что касается соответствующих  органов, то закон не только предоставляет  им право решать, какой вид социального  обеспечения назначить конкретному  лицу, но и устанавливает абсолютные сроки для принятия решения о  назначении (отказе в назначении) вида обеспечения, на который он притязает.

Поэтому если равенство сторон анализируемых правоотношений на стадии их возникновения сводить лишь к  свободе выбора вариантов поведения  субъектов, то в этом смысле равенство  между субъектами социально-обеспечительных  правоотношений отсутствует. Однако, обратившись к характеру возникающих прав и обязанностей сторон этих правоотношений, и прежде всего материальных, мы увидим, что законодатель предопределил не только порядок назначения, но и порядок предоставления всех видов социального обеспечения и обслуживания (условия, размеры, правила выплаты, предоставления и т.д.) и тем самым исключил усмотрение (по общему правилу) в этих вопросах как со стороны органа материального обеспечения, так и со стороны трудящегося. Обе стороны обязаны выполнять указание закона.

Равенство здесь проявляется  в исполнении воли законодателя. Каждая из сторон социально-обеспечительных  правоотношений сообразует свое поведение  с предоставленной компетенцией (органы в сфере социального обеспечения) или содержанием видовой (иногда подвидовой) отраслевой правоспособности (гражданина).

Для характеристики такого равенства сторон скорее всего применим термин (автономное равенство, основанное на законе).

Юридическое равенство сторон социально-обеспечительных правоотношений не предполагает совпадения содержания прав и обязанностей. Во всех видах  правоотношений стороны имеют различные  права и обязанности, поскольку  по отношению прежде всего к основным правам и обязанностям одна из сторон (орган материального обеспечения) выступает в качестве обязанной, а другая (как правило, гражданин) — управомочивающей. Подобная расстановка субъектов правоотношений характерна и подавляющему большинству гражданско-правовых отношений. Однако юридическое равенство сторон в гражданско-правовых отношениях основано на дозволительном регулировании, при котором стороны (в одинаковой мере наделены правовой инициативой и диспозитивностью и располагают в принципе равной возможностью усмотрения относительно вступления или невступления в правовую связь, под норма-тивного регулирования отношений, распоряжения принадлежащими им субъективными правами). Кроме того, юридическое равенство субъектов.

 гражданского права  предопределено экономическим равенством отношений собственности, (которое состоит в наличии у обеих или всех сторон имущиственно-распорядительной самостоятельности и в эквивалентно возмездном содержании этих отношений).

Юридическое равенство субъектов  правоотношений в социальном обеспечении  обусловлено разрешительным регулированием, при котором притязания гражданина и предоставления органа материального  обеспечения детально регламентированы законом, что исключает усматренческую позицию сторон как при назначении, так и выплате пенсий, пособий, предоставлении подавляющего большинства иных видов обеспечения В этом первое отличие юридического равенства сторон социально-обеспечительных правоотношений от равенства участников гражданско-правовых отношений. Второе существенное отличие коренится в разной экономической природе регулируемых общественных отношений этих отраслей права.

 Гражданское право  регулирует прежде всего отношения собственности, которые в правоотношениях трансформируются в отношения имущественные и эквивалентно-возмездные.

Нормы права социального  обеспечения регулируют распределительные  и пере - распределительные отношения в связи с осуществлением социальной заботы (заботы всего общества) по обеспечению жизненно важных интересов: лиц, находящихся в после рабочем возрастном периоде, временно или постоянно нетрудоспособных; матери и ребенка; всех граждан страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система права социального обеспечения.

Информация о работе Социальное обеспечение