Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 10:22, контрольная работа
1. Актуальность социального партнерства в современном профессиональном образовании России.
2. Зарубежный опыт социального партнерства.
3. Основные модели социального партнерства в европейских странах.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗАРУБЕЖНОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1. Актуальность
социального партнерства в
Профессиональное образование в России имеет более чем трехсотлетнюю историю. Оно прошло свой путь от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтехшкол, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура [1]. Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.
В 2007 г. национальный проект
«Образование» пополнился новым направлением
– ежегодная государственная поддержка
на конкурсной основе подготовки рабочих
кадров и специалистов для высокотехнологичных
производств в государственных образовательных
учреждениях начального профессионального
и среднего профессионального образования
(НПО и СПО), внедряющих инновационные
образовательные программы. В рамках данного
направления предполагается выявить и
поддержать государственные учреждения
НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные
программы подготовки рабочих кадров
и специалистов для высокотехнологичных
производств. Результатом реализации
данного направления станет: для сферы
образования – создание качественно новых,
адекватных современным требованиям условий
для обучения, повышение привлекательности
начального и среднего профессионального
образования для молодежи, а для работодателей
– повышение инвестиционной привлекательности
образовательных учреждений данного уровня.
Предполагается, что инновационные учреждения
НПО и СПО смогут стать ресурсными центрами,
«точками роста» всей системы профессионального
образования.
Учитывая, что 75% вакансий, заявленных
предприятиями в органы государственной
службы занятости, составляют рабочие
профессии, можно предположить достаточно
высокий уровень востребованности на
рынке труда выпускников учреждений начального
и среднего профессионального образования.
В последние годы в России активно развивается система высшего образования: ежегодно растет число студентов, создаются новые, в основном негосударственные, вузы. В том же направлении, хотя и в значительно меньшей степени, происходят изменения в сфере среднего профессионального образования. При этом совершенно противоположные тенденции наблюдаются в системе начального профессионального образования, где за период 1993–2007 гг. численность учебных заведений сократилась на 11%, количество учащихся – на 12%, а выпуск квалифицированных рабочих – на 41%. Сегодня отечественные предприятия заявляют о нехватке именно квалифицированных рабочих кадров, подготовку которых обеспечивает система начального профессионального образования.
Комплексная, глубокая модернизация профессионального образования – обязательное требование государственной политики России на современном этапе. Это обусловлено рядом проблем:
Одним из условий решения данных проблем является создание института социального партнерства в профессиональном образовании. Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласие и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Социальное партнерство – важная проблема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности.
Необходимость социального партнерства в профессиональном образовании вызвано прежде всего непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Если государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране и регионах (цели, задачи, стандарты) и предоставление для этого необходимых ресурсов, то вряд ли оно может охватить всю сложность задач, потребностей, условий конкретных сообществ. Это касается местных особенностей в отношении отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп риска, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, семейных условий жизни и т.д. Многообразие различий и привели во многих странах к гораздо большей свободе образования и вовлечению институтов гражданского общества в деятельность образовательных учреждений [2].
В России предполагалось, что в сфере образования (прежде всего профессионального) удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен известной старой практики "шефства". Со второй половины 1990-х в регионах страны по инициативе исполнительной власти создавались консультативные советы и координационные комитеты, но ситуацию к лучшему они не изменили. В образовательном менеджменте коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию и экспансии оказывались сильнее чувства социальной ответственности [3].
В российском профобразовании до сих пор сохраняются крупные и весьма болезненные перекосы – дефицит объемов подготовки рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада численности обучающихся в учреждениях среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности.
В логике развития партнерских связей между профессиональным образованием и социальными партнерами складываются новые подходы к профессиональному ориентированию учащихся, управлению их карьерным ростом.
Данная система отношений учебного заведения и различных социальных субъектов ориентирована на достижение общих интересов: подготовку творчески и профессионально грамотных, мобильных, легко адаптирующихся к условиям конкретного рынка специалистов. Для успешной организации партнерства необходимы взаимная заинтересованность, соответствующая нормативная база, адекватная система взаимодействий и управления, точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон.
Постановкой цели обусловлена необходимость решения следующих задач:
- В рамках социального
партнерства осуществление
- Создание нормативно-правового обеспечения
социального партнерства как одного из
инструментов формирования рынка труда
и рынка профессиональных образовательных
услуг.
- Выстраивание индивидуальной траектории
образования, обеспечивающей наиболее
полную реализацию интересов и образовательных
потребностей обучающихся.
- Обеспечение многофункциональности
учреждения профессионального образования.
Повышение социальной защищенности студентов
и учащихся, создание структур содействия
трудоустройству молодых специалистов.
В современной России вряд ли какой-либо регион может похвастаться четко действующим, отлаженным социальным партнерством в сфере профессиионального образования. О достижении социального эффекта партнерства в России пока говорить не приходится. Здесь, как это было и за рубежом, становление социального партнерства в образовании также займет не одно десятилетие, но общество заинтересовано в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс.
2. Зарубежный опыт социального партнерства.
В принятой Правительством Москвы «Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы» сформулирована задача обеспечения более высокого уровня квалификации и конкурентоспособности рабочей силы [4]. Это повышает актуальность исследования и практического использования опыта национальных систем профессионального образования зарубежных стран по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
Наиболее интересен опыт европейских стран по организации систем профессионального образования, история которых богата и многогранна, а современное развитие отличается устойчивостью и эффективностью. Здесь можно выявить ряд проблем, отражающих мировые тенденции развития образования, общность основных направлений модернизации профессионального образования на современном этапе. Обращение к зарубежному опыту позволяет более критически подходить к проблемам подготовки кадров в собственной стране, дает лучшее понимание путей совершенствования содержания и методов оценки качества профессионального образования, благоприятствует педагогическим инновациям.
По многим направлениям модернизации отечественного профессионального образования в качестве основы сегодня апробируется опыт развитых, прежде всего европейских стран. Утверждается невозможность их прямого копирования, но одновременно признается, что сравнительный анализ зарубежной и отечественной практики создает предпосылки внедрения в России наиболее эффективных элементов системы профессионального образования.
Сравнительный анализ опыта Европейских стран и России показывает основные противоречия профессионального образования на современном этапе: возрастающая конкуренция рабочей силы; несогласованность содержания обучения между работодателями и профессиональной школой; нечеткое разделение полномочий по регулированию качества профессионального образования между государством и социальными партнерами; необходимость более объективной оценки качества образовательного процесса и несовершенство оценочных методик и процедур измерения качественных параметров [5].
Актуальность проблемы качества профессионального образования возрастает в связи с вступлением России в Копенгагенский и Болонский процессы, что предполагает выделение следующих приоритетов:
- основные цели развития
системы профессионального
- обеспечение сопоставимости
сертификатов и дипломов о
профессиональном образовании, их
признания на всей территории
Российской Федерации и
- необходимость привлечения
к определению содержания и
уровня профессионального
В одном из официальных документов правительства Великобритании по проблемам конкурентоспособности профессиональное образование рассматривается в числе 10 ведущих факторов, влияющих на конкурентоспособность национальной экономики (остальные факторы: система занятости, управление, управление в государственном секторе, инновации, справедливые и открытые рынки, финансирование в сфере предпринимательства, коммуникации, инфраструктура и схема деловой активности).
Совет Европейского Сообщества разработал в 1985г. систему квалификаций профессионального образования для стран ЕС. Она состоит из пяти ступеней квалификации. Квалификационная ступень, достижение которой планируется в России, соответствует третьей ступени европейской системы квалификаций.
Вместе с тем, Статья 127 Договора ЕС исключает возможность использования одной модели в рамках законодательства для гармонизации систем обучения в странах-членах Европейского союза. Вместе с тем, глобализация и интернационализация мировой экономики не привели к развитию в одном направлении систем профессионального обучения стран Европы. Но общие процессы интернационализации ставят перед странами Европейского союза схожие проблемы. На этой основе формируется главная цель европейской политики в области профессионального обучения – содействие в сближении уровня эффективности национальных систем профессионального обучения.
Вопросы регулирования структуры и содержания профессионального образования имеют значительные отличия в разных странах Европейского союза (для анализа взяты такие страны, как Германия, Франция и Великобритания):
- дуальная система в
Германии, как пример привязанной
к предприятию системы
- профессиональное обучение
во Франции, как пример привязанной
к учебному заведению системы
профессионального обучения, регулируемой
на основе государственных
- британская система
Совокупность принципов организации этих национальных систем достаточно полно характеризует возможные варианты организационной структуры профессионального образования и позволяет сделать сравнительный анализ моделей оценки качества профессионального обучения в странах ЕС. Подобный анализ приводит к выводу о том, что принципы организации среднего профессионального образования современной России ближе всего к французской модели. Различие принципов организации профессионального образования касается, прежде всего, роли рынка труда и государства. Здесь можно выделить два основных принципа.
Первый из них трактует отношение к рыночным принципам как к самой эффективной форме регулирования, предполагающей невмешательство государства в профессиональное обучение. Его роль ограничивается созданием условий оптимального функционирования профессионального обучения: определение профессиональных квалификаций, контроль за качеством учебных программ, нормы оплаты труда в зависимости от уровня квалификации и т.п.
Информация о работе Социальное партнерство в зарубежном профессиональном образовании