Социальное партнерство в зарубежном профессиональном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

1. Актуальность социального партнерства в современном профессиональном образовании России.
2. Зарубежный опыт социального партнерства.
3. Основные модели социального партнерства в европейских странах.

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗАРУБЕЖНОМ.docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗАРУБЕЖНОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1. Актуальность  социального партнерства в современном  профессиональном образовании России.

Профессиональное образование в России имеет более чем трехсотлетнюю историю. Оно прошло свой путь от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтехшкол, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура [1]. Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.

В 2007 г. национальный проект «Образование» пополнился новым направлением – ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках данного направления предполагается выявить и поддержать государственные учреждения НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Результатом реализации данного направления станет: для сферы образования – создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей – повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений данного уровня. Предполагается, что инновационные учреждения НПО и СПО смогут стать ресурсными центрами, «точками роста» всей системы профессионального образования.  
Учитывая, что 75% вакансий, заявленных предприятиями в органы государственной службы занятости, составляют рабочие профессии, можно предположить достаточно высокий уровень востребованности на рынке труда выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

В последние годы в России активно развивается система высшего образования: ежегодно растет число студентов, создаются новые, в основном негосударственные, вузы. В том же направлении, хотя и в значительно меньшей степени, происходят изменения в сфере среднего профессионального образования. При этом совершенно противоположные тенденции наблюдаются в системе начального профессионального образования, где за период 1993–2007 гг. численность учебных заведений сократилась на 11%, количество учащихся – на 12%, а выпуск квалифицированных рабочих – на 41%. Сегодня отечественные предприятия заявляют о нехватке именно квалифицированных рабочих кадров, подготовку которых обеспечивает система начального профессионального образования.

Комплексная, глубокая модернизация профессионального образования – обязательное требование государственной политики России на современном этапе. Это обусловлено рядом проблем:

  • слабая мотивация в выборе профессии и отсутствие готовности после окончания колледжа работать в общеобразовательных учреждениях;
  • жесткая конкуренция на рынке образовательных услуг;
  • отсутствие механизмов распределения выпускников;
  • социальная незащищенность молодых специалистов.

Одним из условий решения данных проблем является создание института социального партнерства в профессиональном образовании. Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласие и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Социальное партнерство – важная проблема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности.

Необходимость социального партнерства в профессиональном образовании вызвано прежде всего непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Если государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране и регионах (цели, задачи, стандарты) и предоставление для этого необходимых ресурсов, то вряд ли оно может охватить всю сложность задач, потребностей, условий конкретных сообществ. Это касается местных особенностей в отношении отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп риска, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, семейных условий жизни и т.д. Многообразие различий и привели во многих странах к гораздо большей свободе образования и вовлечению институтов гражданского общества в деятельность образовательных учреждений [2].

В России предполагалось, что в сфере образования (прежде всего профессионального) удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен известной старой практики "шефства". Со второй половины 1990-х в регионах страны по инициативе исполнительной власти создавались консультативные советы и координационные комитеты, но ситуацию к лучшему они не изменили. В образовательном менеджменте коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию и экспансии оказывались сильнее чувства социальной ответственности [3].

В российском профобразовании до сих пор сохраняются крупные и весьма болезненные перекосы – дефицит объемов подготовки рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада численности обучающихся в учреждениях среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности.

В логике развития партнерских связей между профессиональным образованием и социальными партнерами складываются новые подходы к профессиональному ориентированию учащихся, управлению их карьерным ростом.

Данная система отношений учебного заведения и различных социальных субъектов ориентирована на достижение общих интересов: подготовку творчески и профессионально грамотных, мобильных, легко адаптирующихся к условиям конкретного рынка специалистов. Для успешной организации партнерства необходимы взаимная заинтересованность, соответствующая нормативная база, адекватная система взаимодействий и управления, точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон.

Постановкой цели обусловлена необходимость решения следующих задач:

- В рамках социального  партнерства осуществление совместной  взаимовыгодной деятельности, направленной  на эффективное развитие и  совершенствование профессионального  образования. 
- Создание нормативно-правового обеспечения социального партнерства как одного из инструментов формирования рынка труда и рынка профессиональных образовательных услуг. 
- Выстраивание индивидуальной траектории образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей обучающихся. 
- Обеспечение многофункциональности учреждения профессионального образования. 
Повышение социальной защищенности студентов и учащихся, создание структур содействия трудоустройству молодых специалистов.

В современной России вряд ли какой-либо регион может похвастаться четко действующим, отлаженным социальным партнерством в сфере профессиионального образования. О достижении социального эффекта партнерства в России пока говорить не приходится. Здесь, как это было и за рубежом, становление социального партнерства в образовании также займет не одно десятилетие, но общество заинтересовано в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс.

2. Зарубежный опыт социального  партнерства.

В принятой Правительством Москвы «Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы» сформулирована задача обеспечения более высокого уровня квалификации и конкурентоспособности рабочей силы [4]. Это повышает актуальность исследования и практического использования опыта национальных систем профессионального образования зарубежных стран по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Наиболее интересен опыт европейских стран по организации систем профессионального образования, история которых богата и многогранна, а современное развитие отличается устойчивостью и эффективностью. Здесь можно выявить ряд проблем, отражающих мировые тенденции развития образования, общность основных направлений модернизации профессионального образования на современном этапе. Обращение к зарубежному опыту позволяет более критически подходить к проблемам подготовки кадров в собственной стране, дает лучшее понимание путей совершенствования содержания и методов оценки качества профессионального образования, благоприятствует педагогическим инновациям.

По многим направлениям модернизации отечественного профессионального образования в качестве основы сегодня апробируется опыт развитых, прежде всего европейских стран. Утверждается невозможность их прямого копирования, но одновременно признается, что сравнительный анализ зарубежной и отечественной практики создает предпосылки внедрения в России наиболее эффективных элементов системы профессионального образования.

Сравнительный анализ опыта Европейских стран и России показывает основные противоречия профессионального образования на современном этапе: возрастающая конкуренция рабочей силы; несогласованность содержания обучения между работодателями и профессиональной школой; нечеткое разделение полномочий по регулированию качества профессионального образования между государством и социальными партнерами; необходимость более объективной оценки качества образовательного процесса и несовершенство оценочных методик и процедур измерения качественных параметров [5].

Актуальность проблемы качества профессионального образования возрастает в связи с вступлением России в Копенгагенский и Болонский процессы, что предполагает выделение следующих приоритетов:

- основные цели развития  системы профессионального образования  должны быть соотнесены с государственной  образовательной политикой (государственный  образовательный стандарт, лицензирование, аттестация, аккредитация учреждений  профессионального образования);

- обеспечение сопоставимости  сертификатов и дипломов о  профессиональном образовании, их  признания на всей территории  Российской Федерации и необходимость  их нострификации в связи с ее постепенным вхождением на мировой рынок труда;

- необходимость привлечения  к определению содержания и  уровня профессионального образования  социальных партнеров с целью  объективной оценки качества выпускников учреждений профессионального образования.

В одном из официальных документов правительства Великобритании по проблемам конкурентоспособности профессиональное образование рассматривается в числе 10 ведущих факторов, влияющих на конкурентоспособность национальной экономики (остальные факторы: система занятости, управление, управление в государственном секторе, инновации, справедливые и открытые рынки, финансирование в сфере предпринимательства, коммуникации, инфраструктура и схема деловой активности).

Совет Европейского Сообщества разработал в 1985г. систему квалификаций профессионального образования для стран ЕС. Она состоит из пяти ступеней квалификации. Квалификационная ступень, достижение которой планируется в России, соответствует третьей ступени европейской системы квалификаций.

Вместе с тем, Статья 127 Договора ЕС исключает возможность использования одной модели в рамках законодательства для гармонизации систем обучения в странах-членах Европейского союза. Вместе с тем, глобализация и интернационализация мировой экономики не привели к развитию в одном направлении систем профессионального обучения стран Европы. Но общие процессы интернационализации ставят перед странами Европейского союза схожие проблемы. На этой основе формируется главная цель европейской политики в области профессионального обучения – содействие в сближении уровня эффективности национальных систем профессионального обучения.

Вопросы регулирования структуры и содержания профессионального образования имеют значительные отличия в разных странах Европейского союза (для анализа взяты такие страны, как Германия, Франция и Великобритания):

- дуальная система в  Германии, как пример привязанной  к предприятию системы профессионального  обучения, которая регулируется  в рамках корпоративных принципов;

- профессиональное обучение  во Франции, как пример привязанной  к учебному заведению системы  профессионального обучения, регулируемой  на основе государственных принципов  управления;

- британская система национальных  профессиональных квалификаций, как  пример системы профессионального  обучения, которая регулируется  по жестким принципам рыночной  экономики.

Совокупность принципов организации этих национальных систем достаточно полно характеризует возможные варианты организационной структуры профессионального образования и позволяет сделать сравнительный анализ моделей оценки качества профессионального обучения в странах ЕС. Подобный анализ приводит к выводу о том, что принципы организации среднего профессионального образования современной России ближе всего к французской модели. Различие принципов организации профессионального образования касается, прежде всего, роли рынка труда и государства. Здесь можно выделить два основных принципа.

Первый из них трактует отношение к рыночным принципам как к самой эффективной форме регулирования, предполагающей невмешательство государства в профессиональное обучение. Его роль ограничивается созданием условий оптимального функционирования профессионального обучения: определение профессиональных квалификаций, контроль за качеством учебных программ, нормы оплаты труда в зависимости от уровня квалификации и т.п.

Информация о работе Социальное партнерство в зарубежном профессиональном образовании