Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 10:22, контрольная работа
1. Актуальность социального партнерства в современном профессиональном образовании России.
2. Зарубежный опыт социального партнерства.
3. Основные модели социального партнерства в европейских странах.
Второй принцип, напротив, предполагает широкое участие государства в организации профессионального образования и обеспечении его высокого качества. Этот принцип в наибольшей степени характеризует систему профессионального обучения Франции.
Общим для всех Европейских национальных систем является возрастающее внимание к реализации принципа непрерывности профессионального образования. Из-за динамичных изменений производства и технологий навыки и умения, получаемые в процессе профессионального обучения вскоре оказываются недостаточными и требуют повышения квалификации, либо профессиональной переподготовки. Изменение характера профессиональной деятельности и структуры специальностей вынуждает многих работников менять специальность в течение своей трудовой жизни. Концепция непрерывного профессионального образования в настоящее время воспринята и реализуется российской профессиональной школой.
Сравнение уровней безработицы среди молодежи в странах-членах Европейского союза выявляет существенные отличия. В 2005 году уровень безработицы среди молодежи младше 25 лет в Германии составлял 8,8%, в Великобритании – 15,9% и во Франции – 27,3%. В России удельный вес молодежи в общей структуре безработных в последние годы обычно превышал 30%. По этим показателям также можно судить об эффективности национальных систем профессионального обучения.
В Германии в среднем 56% рабочей силы имеет признаваемые в общенациональном масштабе профессиональные квалификации. В Великобритании эта цифра составляет только 20 процентов. Эти данные позволяют отметить наличие в Германии более благоприятной для молодежи, по сравнению с Великобританией, системы профессионального обучения. В России же доля высококвалифицированных рабочих к 2007 году упала до 10-15 процентов.
Несмотря на общепризнанную высокую эффективность дуальной системы профессионального образования Германии, в последние годы, по оценке самих немецких партнеров, она теряет привлекательность для работодателей. Только около 30% всех предприятий предлагают молодежи профессиональное обучение. В связи с этим профсоюзы выдвигают требование о замене принципа дуальной системы обучения общенациональным налогом на профессиональное обучение для того, чтобы часть расходов на обучение перенести на предприятия.
В странах Европейского Союза организация общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и гибкое социальное партнерство. Характерным и традиционным принципом для Европейских стран является социальное партнерство государства и бизнеса. Привлечение работодателей к профессиональному обучению молодежи особенно активно проявляется в организации мониторинга рынков труда и образовательных услуг. Это позволяет согласовать потребности, структуру профессий и корректировать содержание труда с учетом требований развивающейся экономики.
В западноевропейских странах организационные структуры социального партнерства в образовании формировались в основном в послевоенный период (с 1950-х гг.) [2]. Важнейшую роль в них играет государство. Хотя, строго говоря, социальное партнерство базируется на гораздо более сложных, часто - неформальных (но не менее влиятельных), социально-идеологических структурах, присущих гражданскому обществу, корни которых лежат в более ранних периодах социально-исторического развития стран ЕС. В них партнерство развивается при нарастании социальной интеграции.
В странах Европы существуют разные формы сотрудничества между государством и социальными партнерами в области регулирования профессионального обучения – от "социального партнерства" в немецкой дуальной системе до консультативной роли социальных партнеров во Франции и преобладающего влияния работодателей в Великобритании. Но во многих зарубежных странах именно потребители рабочих кадров берут на себя ряд функций по управлению системой профессионального образования.
Одним из факторов, объясняющих различную степень участия социальных партнеров в процессах принятия решений в области образовательной политики, является организационно-правовая основа систем профессионального обучения в обозреваемых странах. В привязанных к предприятию системах обучения, как в немецкой дуальной системе, возможности государства реализовывать политику в области профессионального обучения значительно ограничены самой системой. Однако и французская система профессионального обучения на базе учебных заведений не позволяет правительству обойтись без социальных партнеров, поскольку это поставит под угрозу признание свидетельств о профессиональном обучении на рынке труда. В британской системе профессионального обучения главная роль отведена самим действующим лицам на рынке труда. Роль правительства сводится к поддержанию конкурентоспособности образовательного рынка. В целях повышения прозрачности образовательного рынка государство проводит аккредитацию стандартов национальных квалификаций, которые в случае с НПК разрабатываются главным образом работодателями.
В Великобритании центральную роль в области профобучения играют работодатели, а политику в сфере образования определяют в основном местные органы власти. Законодательные акты, регулирующие профобразование, в стране отсутствуют. Объем обучения определяется краткосрочными потребностями работодателей [6]. |
Модель, используемая в Великобритании, получила название «либеральной». Согласно этой модели объем и качество начального и непрерывного профессионального образования устанавливаются компаниями, а государство лишь предписывает уровни квалификационных стандартов выпускников, не осуществляя при этом регулирования образовательных «траекторий», приводящих к получению этих квалификаций. На общегосударственном уровне регулируются только национальные профессиональные квалификации (НПК) и общие национальные профессиональные квалификации (ОНПК). Форма и место их приобретения не представляют собой объектов регулирования.
В Дании, Нидерландах и Германии государство определяет общие рамки системы профобразования, всеми остальными вопросами занимаются работодатели. В большинстве стран организации работодателей и профсоюзы активно участвуют в системе производственного обучения. Бизнес часто выступает в качестве организатора независимых учебных центров и учреждений непрерывного профессионального обучения. Государство использует следующие механизмы привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профобразования:
-государственные субсидии
работодателям, создающим дополнительные
учебные места для
- создание в рамках
коллективных договоров
-предоставление ссуд
для организации курсов
-государственные дотации
на обучение на рабочем месте;
- налоговые льготы предприятиям.
В Германии функционирование системы профессионального образования и обучения осуществляется на основе консенсуса между правительством (на федеральном и земельном уровнях) и организациями социальных партнеров, а финансирование — по «либеральной» модели. Консенсус касается содержания обучения и итоговой аттестации (так называемая неокооперативная модель). Федеральное правительство отвечает за регулирование начального и непрерывного профессионального образования на предприятиях, выработку образовательных требований по медицинским специальностям, регламентацию получения квалификации юриста и некоторые другие вопросы. Законодательство земель распространяется на среднее и высшее образование, обучение взрослого населения и непрерывное обучение. Сотрудничество и координация действий земель осуществляются на основе систематических совещаний земельных министерств образования и культуры.
В Венгрии с 1995 г. существует
Национальный совет по профессиональному
обучению, который занимается подготовкой
соответствующих предложений. В состав
Совета входят представители пяти групп,
обеспечивающие интересы правительства,
работодателей, наемных работников, местного
самоуправления и экономических палат.
Помимо этого существует Национальный
совет по обучению, который с 1995 г. действует
как трехсторонний примирительный комитет
в рамках Совета по примирению интересов
и занимается обсуждением стратегических
вопросов, связанных с обучением.
В Чешской Республике в рамках соглашения
между правительством и социальными партнерами
в 1990 г. был создан Национальный совет
по социальному диалогу. Этот Совет занимается
вопросами коллективных договоров, выступает
с различными инициативами. Он включает
представителей профсоюзов, работодателей
и правительства и занимается развитием
социального диалога на национальном
уровне, а также поиском консенсуса по
основным вопросам экономического и социального
развития. Однако в этой стране участие
социальных партнеров в профессиональном
обучении до сих пор законодательно не
закреплено.
3. Основные модели
социального партнерства в
Рассмотрим основные модели социального партнерства в странах Европы подробнее. В европейских государствах социальное партнерство активно реализуется в управлении содержательным компонентом профессионального образования [6].
Основными его задачами являются:
• определение содержания образования, повышение качества учебных планов и программ, формирование единого европейского пространства для дистанционного обучения;
• определение условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;
• осуществление профессиональной ориентации (выявление связей между общим образованием и профессиональным обучением);
• определение сроков обучения;
• подготовка преподавательского состава;
• организация и осуществление производственного обучения.
Работодателям и их организациям принадлежит значительная роль в развитии социального партнерства в сфере профессионального образования. Они выполняют следующие функции:
1) лоббирование собственных
интересов в рамках
2) участие в разработке квалификационных требований и профессиональных стандартов;
3) формирование приоритетов обучения на рабочем месте;
4) участие в формировании
государственной политики и
5) участие в разработке образовательных программ;
6) определение требований к содержанию обучения и к итоговой оценке [7].
Необходимо подчеркнуть, что ключевая роль работодателей не означает, что они всегда являются инициаторами социального диалога, степень их инициативности определяется традициями, производственными отношениями, региональной спецификой, социально-экономическим развитием.
В результате распространения и внедрения социального взаимодействия с учетом специфики каждого субъекта в европейских странах сформировались три управленческие модели, разница между которыми в основном определяется спецификой социального партнерства в образовательном процессе.
1. Модель ограниченной роли государства.
Ярким примером данной модели, как уже отмечалось выше, является Великобритания, где большое влияние на государственную образовательную политику в области НПО и СПО оказывает бизнес, которому лучше всего известны потребности рынка труда. Кроме того, велика роль местных органов в определении содержания образовательных программ, прежде всего посредством обозначения уровня квалификационных стандартов. Исходя из этого, выстраивается следующая схема участников социального партнерства (рис. 1):
Рисунок 1 – Схема участников социального партнерства в Великобритании [8].
Социальное партнерство в области НПО и СПО в Великобритании осуществляется преимущественно местными органами власти, обучающими организациями и организациями, представляющими интересы предприятий. Бизнес-сообщество принимает участие в установлении объема и качества начального и среднего профессионального образования, государство определяет только уровни квалификационных стандартов, однако здесь следует отметить, что Правительство осуществляет мощный контроль за качеством образования.
В рамках существования данной модели могут создаваться совместные органы, объединяющие профсоюзы и работодателей в форме «профессиональных комитетов» и «отраслевых комитетов», «комитетов по профессиональному обучению» с равным представительством обеих сторон.
В частности, за последнее время были созданы отраслевые квалификационные советы, в которых объединяются усилия работодателей в рамках отраслей и их консолидация на национальном уровне. В дальнейшем советы объединяются в сеть, получившую название квалификационная сеть для бизнеса, чья деятельность регулируется Агентством по формированию квалификаций для отраслей.
Главной задачей советов является обеспечение промышленности квалификационными работниками высокого уровня, необходимыми для повышения конкурентоспособности экономики и реализации профессиональных устремлений граждан. Отраслевые советы, в свою очередь, должны оказывать влияние на государство и сферу образования, для того чтобы все отрасли получили доступ к необходимым квалификациям.
На настоящий момент в Великобритании создано и лицензировано более 20 советов, в ведении которых находится около двух третей всей трудовой сферы Великобритании [7].
Советы представляют интересы и потребности своих отраслей, в то время как функции агентства состоят в регулировании, развитии и продвижении сети.
К настоящему моменту сложилось три модели советов:
• организации, практически совпадающие с ранее существовавшими отраслевыми организациями;
• организации, сформировавшиеся на базе слияния национальных советов по обучению, которые взяли на себя более широкие обязательства в соответствующей отрасли (основная группа);
• совершенно новые организации.
На современном этапе сформулирована задача заключения так называемых отраслевых соглашений по квалификациям. Эти соглашения должны стать механизмом сотрудничества между работодателями и государством в области развития квалификаций, необходимых для отраслей путем повышения роли работодателей в определении потребностей в обучении и формировании вариативных траекторий обучения.
Информация о работе Социальное партнерство в зарубежном профессиональном образовании