Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 02:37, реферат
Цель: Определить степень воздействия средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций личности в современных социально-культурных условиях.
Введение.....................................................................................................................3
1. Ценностные ориентации личности в современных социально-культурных условиях.......................................................................................................................5
2. Средства массовой информации в системе факторов формирования ценностных ориентаций...........................................................................................19
Заключение.................................................................................................................26
Список литературы....................................................................................................
Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями5.
Образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы , а также по совершенствованию каких-либо знаний и умений6.
Образовательная система направлена на формирование человека с правильной гражданской позицией и профессионала в своем деле, но духовное, нравственно-эстетическое воспитание и развитие системы ценностей, лишь косвенным образом отражено в деятельности образовательных учреждений.
В свою очередь, задачи просвещения охватывают все сферы жизнедеятельности индивида, причем, начиная с ранних лет и до глубокой старости. Ведь в понятие «просвещение» входит нетолько передача предметных знаний, но и воспитание, обучение различным навыкам, начиная от бытовых заканчивая творческими.
Просвещение
1.Распространение знаний, образования.
2.Идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Просвещение7 - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.
В образовательной системе образовательные и просветительные технологии реализуются в большинстве учреждений предназначенных для воспитания, обучения и образования всех возрастов и категорий людей.
Образование является единственной социально-культурной технологией, которая может обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее8.
Образовательные технологии в свою очередь подразделяются на 3 типа:
Образовательные технологии очень действенны в процессе формирования личности, так как направлена на развитие интеллектуальных способностей, что в свою очередь влияет на становление мировоззрения, ценностных ориентаций и социально-значимых характеристик индивида.
Рекреативные технологии в системе образования более всего используются педагогами в дополнительных образовательных учреждениях.
Рекреация может происходить на нескольких уровнях.
Первый представляет собой снятие психологического, физиологического, эмоционального напряжения, простое расслабление и отвлечение.
Второй(«активный») уровень рекреации требует большей затраты сил, для его осуществления необходимо желание, личная мотивация, активизацию волевых и мыслительных возможностей личности.
Третий уровень построен на побуждении и уровне мотивации самого индивида.
Рекреация четвертого уровня - наивысшая степень рекреационно- оздоровительной деятельности, так как суть ее заключается в производстве определенных культурных продуктов, ориентирована на удовлетворение и развитие творческих потребностей и способностей.
Творческие и креативные технологии в системе образования.
В настоящее время школ и гимназий для одаренных детей становится все больше, но обучение в подобных учреждениях доступно не многим.
творческие технологии и креативные технологии — это определенный специализированный подход в образовании, который должен внедряться повсеместно, а не являть собой единичный случай.
Творчество, творческий подход возникает там, где активность и оригинальность личности пересекается с внутренним желанием осуществить и способностью воплотить какую-либо идею и задачу. Творческая деятельность - поиск оригинальных решений поставленной задачи.
Творческие технологии — набор специфичных приемов, способов, мер, направленных на овладение индивида определенным видом творчества.
Близкими по значению к творческим и креативным технологиям инновационные технологии, являющие собой по сути все новые методики включенные в систему образования.
Возрастные технологии в системе образования занимают одно из важнейших позиций, так как применение остальных в корне зависит от возраста обучаемых.
Чтобы полноценно функционировать, социальными институтами разработаны технологические приемы, направленные на осуществление задачи, которая поставлена перед тем или иным социальным институтом.
Опыт технологического решения природных задач, накопленный российской педагогикой представляет благодатную почву для совершения современный СКТ.
К социально-культурным технологиям относятся: 1) культуротворческие, культуроохранные 2) рекреативные 3) образовательные 4) социально-защитные и реабилитационные 5) Управленческие 6) исследовательские. 7) проектные 8) альтернативные 9)коммуникации и общественных связей 10) информационно-просветительские и рекламные 11)этнокультурные.
СКТ определяется как средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.
СКТ основаны на взаимодействии репродуктивных(в технологии воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы и подходы) и творческих элементов. Репродуктивный творческий элемент указывает на то, что автор открыл для себя то, что не является новым.
Производство культурного продукта, конкретных услуг в сфере образования, досуга.
Культурное – фиксирует содержательные границы данного вида технологий. Означает так же культурную наполненность методов, с помощью которой человек реализует свой культурный потенциал.
Социальное – предусматривает формы взаимодействия индивидов между собой с окружающей их средой.
Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и вопроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и др.технологий. Формируются они в зависимости от ряда факторов: 1)наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства 2) От характера общественных и досуговых инициатив населения. 3) От условий их практической реализации. 4) Технология формируется в зависимости от социально-демографической, этнической, экономической ситуаций.
Как говорилось ранее каждый социальный институт влияет на становление личности вцелом, а так же оказывают непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентаций, играющих первостепенную роль в духовной полноценности индивида. Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит еще на ранней стадии взросления, когда семья является для ребенка представителем всего социума, и законы царящие в нем закладывают духовно-ценностный фундамент личности. На институт семьи возложен ряд функций — репродуктивная, экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая.
Воспитательная функция семьи воздействует на осознание общечеловеческих ценностей и выполнение индивидом законов, норм и правил принятых в том или ином социуме. Развитие ребенка на ранних этапах напрямую зависит от законов, соблюдаемых членами семьи и формирует определенные модели поведения, которыми впоследствии будет руководствоваться индивид. Семья — первый социальный институт указывающий грани дозволенного и запрещенного, добра и зла и всего того, что формирует мировоззрение человека.
Весь процесс воспитания в семье и, в частности, формирование ценностных ориентаций осуществляется с помощью коммуникации, личного примера, так как именно в этом возрасте ребенок восприимчив к копированию поведения взрослых и интересуется практически всем, безустанно задавая вопросы.
Ценностные ориентации касаются всех сфер жизнедеятельности индивида и общества и могут рассматриваться в узком и широком смысле, а так же в зависимости от контекста в котором используется данное понятие.
Ценности
Смыслообразующая категория социально — гуманитарного знания, означающая трудно рационализируемую и вербализируемую характеристику личности, ее внутренних предпочтений и устремлений. Ценности и ценностные ориентации конструируют внутренний мир личности, придают ему смысл. Ц. -
значимость объектов окружающего мира, положительная или отрицательная для человека и общества( благо, добро, прекрасное и безобразное в явлениях личной и общественной жизни)
Ценностные ориентации
Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества человека как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам.
Ценности социальные, в широком смысле: - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества , социальных групп, личности.
В узком: - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. ( мир. Социальная справедливость, человеческое достоинство и т. д. )
Исходя из определения, ценностные ориентации руководят личностью, поступками, целями, поведением, отношением к другим людям и т. д.
Итак, система ценностей, сформированная институтом семьи, в сознании индивида определяет его принципы и идеалы, которые служат руководством к действиям. Ценностные ориентации, в зависимости от устойчивости, меняются полностью, либо поддаются трансформации, но никогда не остаются на первоначальном этапе развития.
Процесс приобретения СМИ значительного властного влияния оказался теснейшим образом связан с поворотным пунктом в европейской истории - формированием современного типа общества для которого характерно уменьшение роли насилия в осуществлении властных полномочий и перенос центра тяжести на процесс убеждения в условиях развития массовой избирательной системы10.
Средства массовой информации и коммуникации как социально-культурный институт имеет огромное колличество разработанных и применяемых технологий, которые направлены на создание определенного типа личности и способны изменять и контролировать формирование человека вцелом.
Человек, являясь главной составной частью системы общественных отношений, всецело подвергается трансформации и в свою очередь оказывает влияние на других, что одновременно его делает объектом и субъектом общественных отношений. Личность не может вести нормальный образ жизни вне общества, тем не менее даже на начальном этапе социализации он подвержен господствующим в обществе законам, которые коректируют его поведение, обозначают границы дозволенного, заново формируют его «Я», но уже в большей степени, не внутренне наполняя личность, а изменяя ее внешне, с целью адекватного привычного функционирования индивида как единицы социума.
Индивид, совершая переход из одной социальной группы в другую, не взирая на убежденность в тех или иных идеалах, подвержен воздействию системы ценностей, которая царит в каждой отдельно взятой группе.
Для того, чтобы более подробно рассмотреть педагогические факторы системы ценностей, определяющей истинное «Я» человека, путем воздействия на него общественных связей и социальных явлений, выделим и дадим объяснение наиважнейшим понятиям.
Межличностная коммуникация11 - процесс одновременного речевого общения коммуникантов (лиц, участвующих в процесе коммуникации) и их воздействия друг на друга. Коммуникативными являются лишь действия , осуществляемые с определенной целью,- имеющие мотивационное основание. Межличностная коммуникация имеет ряд специфических особенностей:
Сталкиваясь с ежедневной необходимость ежедневного общения, взаимодействия с социумом,
развивает ряд личностных качеств способных подвергнуть трансформации всю систему ценностей индивида.
Социокультурная коммуникация12 — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых , систем (языков), приемов и средств их использования. Именно социокультурная коммуникация обеспечивает возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта.
Общественные отношения13 – совокупность связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и прочей деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей
Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. «Социальное (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов», - Д.В. Кухарчук.
Информация о работе Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций средствами СМИ