Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 09:04, контрольная работа
Мотивация определяет в первую очередь существующими в организации социальными нормами, а не физиологическими потребностями и материальными стимулами. Важнейший мотив высокой эффективности деятельности – удовлетворенность трудом, которая предполагает хорошую оплату, возможность служебного роста, ориентацию руководителей на сотрудников, интересное содержание и перемену труда, прогрессивные методы организации труда. Важное значение для мотивации производительного труда имеют социальное обеспечение и забота о каждом человеке, информирование работников о жизни организации, развитие коммуникации между иерархическими уровнями организации, т.е. руководителями всех уровней и подчиненными.
Система мотивации персонала 3
Мотивирующие факторы 4
Заработная плата как мотивирующий фактор 5
Мотивация отдельных сотрудников 7
Эффективная система мотивации 11
Личность: понятие, структура и социальная роль 14
Список используемой литературы20
Реалисты стремятся к лидерской позиции и управлению. Это – потенциальные руководители. Если в компании есть вакансии, они будут работать, если вакансий, соответствующих их профессионализму, нет, они уйдут.
И последняя классификация сотрудников на основе того, как по-разному они относятся к работе в организации. По этому критерию выделяют профессионалов, исполнителей, руководителей (лидеров) и нейтралов. Психологический тип работника, проявляющийся в его отношении к компании, тоже влияет на его мотивационные ожидания.
Профессионалы
проявляют интерес к содержанию
работы, любят трудные задачи, стремятся
получать новую, профессионально значимую
информацию, проявляют независимость
и автономность, не любят ни руководить,
ни подчиняться. Мотивировать профессионала
можно тем, что он получит свободу
в выборе проблемы, возможность работать
самостоятельно, и за ним будет
минимальный контроль или вообще
отсутствие контроля. Ему нужно давать
сложные задания, периодически отсылать
на разные обучающие семинары и тренинги.
Для профессионала важно
Исполнители любят работать в коллективе, вместе со всеми, они любят утром уходить на работу, а вечером приходить с работы, стремятся к распределению ответственности и функций на рабочем месте, ориентированы на выполнение приказов и поручений, избегают ответственности и лидерства. Мотивировать их будут положительная оценка со стороны руководителя, публичное поощрение морального характера, поручения по выполнение представительских функций.
Лидер стремится к влиянию и власти. Если его не назначают руководителем, как правило, он становится неформальным лидером, может сопротивляться решениям руководства, критиковать руководство компании. Мотивировать такого работника будет перспектива стать руководителем – ответственность и карьерный рост.
Нейтрал – самый сложный работник в плане его мотивации, потому что любая мотивирующая система может быть для него неэффективной, потому что его интересы лежат вне работы. Он может увлекаться чем угодно: религией, эзотерикой, бабочками, живописью, охотой, спортом, машинами и проч. Для него важны такие условия работы: четкая постановка рабочих задач, стабильный график без сверхурочных, понятная и несложная работа, дружеские отношения с коллегами, от которых он ждет принятие своих ценностей и интерес к его увлечениям. Заработная плата его интересует не в первую очередь.
Эффективная система мотивации
Чтобы разработать
и внедрить эффективную систему
мотивации, нужно реализовать три
этапа: провести диагностику мотивационной
среды компании, разработать сегментированную
систему мотивации, в которой
комплексно применять материальные
и моральные средства мотивации,
регулярно проводить мониторинг
и коррекцию мотивационной
Первый
этап: диагностика мотивационной
среды компании (системы стимулирующих
условий). На этом этапе реализуются
следующие мероприятия:
• Разработка методов объективного и
однозначного измерения результатов работы
сотрудников.
• Доступность для сотрудников официальной
информации о желаемом результате (как
нужно работать и какие результаты иметь).
• Оценка степени достижимости желаемых
результатов. При слишком трудной или
слишком легкой задаче мотивация работников,
как правило, снижается.
• Учет принципов стимулирования: наличие
общих для всех условий мотивации, обоснованная система оценки,
наличие четких критериев измерения результатов,
простота и понятность средств оценки
результатов, связь результата и поощрения,
измерение результатов и вознаграждение
всех работников соответственно результатов
их работы, упор на качество, контроль
за нормативами, наличие механизма пересмотра
нормативов, стимулирование способных
и талантливых работников.
Второй этап разработки системы мотивации – это этап построения сегментированной мотивирующей системы и учет психологических особенностей работников.
На втором этапе необходимо провести именное анкетирование работников с целью выделения определенных групп и разработки сегментированной системы мотивации. Пример такой анкеты, направленной на получение информации для построения сегментированной системы мотивации, приведен в конце статьи.
На втором этапе можно также провести психологическое тестирование работников внутри каждой группы с целью учета их ожиданий и реализации индивидуального подхода соответственно психотипам отдельных работников.
На втором
этапе, учитывая выделенные группы работников
и данные по их индивидуально-психологическим
особенностям, необходимо ввести принцип
комплексности, т.е., применять не только
материальное, но и моральные средства
стимулирования:
• Оценка и признание личных заслуг отдельных
работников: публичная оценка на совещаниях,
улучшение интерьера кабинета способного
руководителя, статьи во внутрикорпоративной
прессе о достижениях, фотографии или
сообщения на специальных стендах и «Досках
почета», почетные поручения от высшего
руководства, почетные знаки и награды.
• Оценка и признание заслуг подразделения:
информирование о достижениях подразделения
на совещаниях и во внутрикорпоративной
прессе, организация торжественных обедов
в честь определенных сотрудников, направление
сотрудников на определенную конференцию
(семинары, выставки, встречи), направление
группы на обучение, поездка группы на
экскурсию или в туристическую поездку,
вручение знаков отличия.
• Личное признание заслуг сотрудников
со стороны руководства: устное выражение
благодарности, письменное выражение
благодарности, подарки, беседа с руководителем.
Третий этап разработки системы мотивации – это проведение мониторинга и коррекции. На этом этапе проводится постоянное анкетирование сотрудников, примерно раз в полгода и изменение мотивирующих факторов в соответствии с получаемой информацией об их отношении к условиям работы в компании.
Вопрос 12. Личность: понятие, структура и социальная роль.
Понятие личности и ее структура
Первичным
агентом социального
Понятие
“личность” употребляется для
Итак, существует
человечество как специфическая
материальная реальность. Но человечество,
как таковое самостоятельно не существует.
Живут и действуют конкретные
люди. Существования отдельных
“Индивид”
- единичный представитель
Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория “личность”.
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности “не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество”.
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Социальные статусы
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.
Человек
может иметь несколько
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.
Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.)
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений.
Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы.
С этой точки
зрения социальная организация общества
может быть представлена в виде сложной,
взаимосвязанной системы
Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальным статусом являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т.д.
Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.
Социальная роль
Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социальных ролей.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляют определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастание» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Информация о работе Социально-психологические проблемы мотивации работников в организации