Социально-экономические и культурные права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Новая Конституция Российской Федерации по сравнению с другими законами советского типа дает трактовки экономических и социальных прав и свобод личности, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В современном подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства.

Содержание

Введение….............................................................................................................2
1. Экономические, социальные и культурные права:
1. Право на экономическую деятельность.....................................................5
2. Право частной собственности.....................................................................10
3. Трудовые права и свободы.......................................…..............................19
4. Защита материнства, детства и семьи..........................................................23
5. Право на социальное обеспечение..................................….....................26
6. Право на жилище………………. .. ........................................................30
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь........................33
1. Право на благоприятную окружающую среду....................................37
8. Право на образование.................................................................................42
9. Свобода творчества......................................................................................45
10. Право на участие в культурной жизни..........................................................48
2. Заключение………………………………………………………………………50
3.
Литература...…….…….........................................................................................51

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.71 Кб (Скачать файл)

Конституция обязывает законодательный  орган принимать законы о минимальном  размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым  предполагается, что по договору 
(коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании. 
Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные положения.

Право на защиту от безработицы  предполагает обязанность государства  проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно  помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов  о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие  по безработице в размере 45-75% среднего заработка, но не ниже минимального размера  оплаты труда, предоставляется возможность  бесплатного обучения новой профессии  или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в  связи с добровольным переездом  в другую местность. Эти нормы  предусмотрены Законом о занятости  населения, а Российской Федерации  от 19 апреля 1991 г. с изменениями и  дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г. 
Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.).

Действующим законом запрещены  также некоторые виды забастовок. 
Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. 
Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует  установление федеральным законом  продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого  ежегодного отпуска. Действующий 
КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят более высокие стандарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Защита материнства, детства и семьи.

      Конституция  Российской Федерации устанавливает,  что материнство и детство,  семья находятся под защитой  государства (ст.38). Тем самым признается, что рождение детей и браки  не являются только частным  делом, а имеют большое общественное  значение. И требуют государственной  поддержки. 
Всеобщая Декларация прав человека констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч.3 ст.16). Из общего конституционного положения вытекают семейные прав граждан, и прежде всего – определенные права матери и ребенка.

Комплекс прав, связанных  с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года. 
Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86 дней, а при рождении близнецов - 110 дней). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Существуют и другие отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами.

Государство всемерно содействует  укреплению семьи, устраняя дискриминацию  при вступлении в брак, утверждая  равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье, 
Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и обязанностью родителей" (ч.2 ст.38). Следовательно, родители не в  праве перекладывать на государство  функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме  случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности  по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального  положения. Все вопросы воспитания ребенка, как в браке, так и  при его расторжении решаются родителями совместно. Закон предусматривает  возможность лишения родителей  или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести  только суд.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что  дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать  их. При отказе в помощи необходимые  средства (алименты) могу быть взысканы по суду, а при злостном уклонении  от уплаты алиментов наступает уголовная  ответственность. Однако суд может  принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет  установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей (ст.78 Кодекса  о браке и семье). 
Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции Российской Федерации, 
Детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные прав их участников. Отношения государства к семье, к решению проблем развития семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных указом Президента РФ от 14 мая 1996 года. 
Основными принципами этой политики, направленной на обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи, признаны самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития, равенство семей в праве на поддержку, приоритет интересов ребенка, равноправие между мужчинами и женщинами в справедливом распределении семейных обязанностей, единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях, партнерство семьи и государства. Государственная семейная политика должна предусматривать меры по усилению социальной защиты семей в связи с безработицей, поддержку семейного предпринимательства, обеспечение условий для получения образования молодежью, развитие семейных пособий и др. 
Указывается также на необходимость создать надежный механизм финансирования государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Право на социальное обеспечение.

       Непререкаемым  принципом демократического общества  является то, что каждый человек  обязан обеспечить свое существование  сам. Но в любом обществе  живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости  не в состоянии это делать  Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды многодетные  граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют  ухода и лечения и т.д. Общество  не может бросить таких людей  на произвол судьбы, а потому  создает государственную систему  их обеспечения материальными  благами (социальное обеспечение)  за счет общества. В этом проявляются  человеческая солидарность и  гуманизм. Каждый человек должен  помнить, что рано или поздно  он может оказаться в трудном  положении, требующем общественной  помощи. 
Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца(вследствие его смерти или безвестного отсутствия ).Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.) Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т. д. Выход на пенсию –это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека «выталкивают» на пенсию без его согласия (например, при наличии «выслуги лет»), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке.

В Российской Федерации в  настоящее время действует ряд  законов затрагивающих социальное обеспечение, например это Закон  РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей от 12 февраля 1993 г., Закон о  пенсионном обеспечении родителей  погибших военнослужащих, проходивших  военную службу по призыву, от 21 мая 1993 г. и др.

Государственные пенсии для  отдельных категорий граждан  установлены также Законами о  занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на 
Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является Закон РСФСР о  государственных пенсиях в РСФСР  от 20 ноября 1990 года (с дополнениями). Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и  социальные (назначаемые престарелым  и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию).

Право на пенсию по любому основанию - это конституционное право и  оно не подлежит произвольному ограничению  даже через федеральный закон, поскольку  невозможно себе представить, чтобы  какое-либо ограничение этого права  соответствовало основаниям, перечисленным  в ч.3 ст.55 Конституции. Этим правом обладают все граждане, в том числе и  осужденные по приговору суда. Между  тем закон длительное время лишал  права на пенсию эту категорию  лиц.

Специальные виды пенсии (военнослужащих и др.) устанавливаются рядом законов. Несколькими законами устанавливаются  социальные пособия. Так, 
Закон о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991 года с дополнениями от 15 июля 1992 года ввел пособия по безработице и также ряд других пособий. Эти выплаты производятся соответственно из средств федеральных учреждений: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования, Фонда занятости. 
Однако дополнительные пенсии и пособия, т. е. сверх федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из собственных средств.

Важной формой конкретизации  закрепленного в Конституции  Российской 
Федерации принципа социального государства и одновременно – конституционного права на социальное обеспечение явился Федеральный закон 
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 
10. Декабря 1995 года. Закон закрепляет различные виды обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. Такие граждане имеют право на обслуживание в государственной системе социальных служб.

Предусмотрена материальная помощь, предоставление временного приюта, дневное пребывание в учреждениях  социального обслуживания, консультативная  помощь. Действия или бездействия  социальных служб могут быть обжалованы даже в суд. В ст. 39 Конституции  Российской Федерации есть очень  важный и новый по характеру пункт: о поощрении добровольного социального  страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительности. Тем самым  государство оказывает поддержку  негосударственным формам материального  обеспечения людей, т. е. созданию частных  пенсионных фондов, личному страхованию. Указ Президента о негосударственных  пенсионных фондах от 16 сентября 1992 года создал правовую основу для развития этого направления социального  обеспечения. 
Развитию благотворительности и созданию благотворительных фондов служит 
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», подписанный Президентом Российской Федерации 11 августа 1995 года.

В ст.39 Конституции Российской Федерации есть очень важный и  новый по характеру пункт: о поощрении  добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительности. 
Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т.е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию.

 

5. Право на жилище.

       Из этого  права вытекает возможность для  человека пользоваться имеющимся  у него на законном основании  жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его  этого помещения по каким-либо  соображениям. Никто не может  быть произвольно лишен жилища  ни органами власти; ни судебно-  прокурорскими органами; ни хозяйствующими  субъектами; ни должностными лицами  и работниками предприятий, учреждений  и организаций; ни арендатором  или нанимателем; ни собственником  жилого дома или квартиры; ни  членом 
Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами. Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения. Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд 
(по ст.46).

Информация о работе Социально-экономические и культурные права граждан