Социально-экономические и культурные права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Новая Конституция Российской Федерации по сравнению с другими законами советского типа дает трактовки экономических и социальных прав и свобод личности, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В современном подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства.

Содержание

Введение….............................................................................................................2
1. Экономические, социальные и культурные права:
1. Право на экономическую деятельность.....................................................5
2. Право частной собственности.....................................................................10
3. Трудовые права и свободы.......................................…..............................19
4. Защита материнства, детства и семьи..........................................................23
5. Право на социальное обеспечение..................................….....................26
6. Право на жилище………………. .. ........................................................30
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь........................33
1. Право на благоприятную окружающую среду....................................37
8. Право на образование.................................................................................42
9. Свобода творчества......................................................................................45
10. Право на участие в культурной жизни..........................................................48
2. Заключение………………………………………………………………………50
3.
Литература...…….…….........................................................................................51

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.71 Кб (Скачать файл)

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или  искаженной информации о состоянии  среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в  административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению  вред, причиненный здоровью или имуществу  граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда  учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты  на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные  профессиональные возможности; затраты  связанные с необходимостью изменения  места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей  или риском иметь детей с врожденной патологией.

При определении ущерба имущества  учитывается прямой ущерб, связанный  с разрушением и снижением  стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная  выгода от потери урожая, снижения плодородия.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании  решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного  на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма  денежных средств взыскивается с  того, кто причинил вред, а при  невозможности его установления - из средств государственных экологических  фондов.

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает  причиненный вред согласно ст.454 ГК. 
Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Право на образование.

       Образование  - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса  общества, необходимая предпосылка  развития каждого человека, его  культуры и благополучия. Развитое  общество не жалеет средств  на образование, понимая окупаемость  этих затрат в перспективе.  Однако важно, чтобы сами граждане  были заинтересованы в получении  образования и имели реальную  возможность его получить.

Закрепляя право на образование, Конституция Российской Федерации (статья 
43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. 
Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным. 
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально - экономических условий для получения образования. 
Под системой образования понимается совокупность:

( сети реализующих и  образовательных учреждений различных  организационно-правовых форм, типов  и видов;

( системы преемственных  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного  уровня и направленности;

( системы органов управления  образованием и подведомственных  им учреждений и предприятий.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако конституция  не предусматривает полной общедоступности  этого уровня образования, а предоставляет  гражданам право на его получение  на конкурсной основе. Речь опять же идет о государственном или муниципальном  образовательном учреждении. Что  касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить  в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве  развитых стран, основное общее образование  является в России обязательным. Однако это обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может  быть получено вне образовательного учреждения 
(домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

В последние годы в стране децентрализовано управление государственными учебными заведениями, ослаблен государственный  контроль и укрепляется самоуправление. Появилось много частных учебных  заведений. Однако государство сохраняет  важную функцию: оно устанавливает  федеральные государственные образовательные  стандарты, т. е. обязательные требования к учебным планам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение этих требовании, носящих только минимальный  характер, является важной гарантией  права на образование, которое имеет  смысл только тогда, когда оно  является качественным.

Основные принципы организации  системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права  и обязанности обучающихся и  преподавателе, закрепляет основы взаимоотношений  между учебными заведениями и  их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования.

Регулирование отношений  в области высшего и послевузовского  профессионального образования, а  следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. 
Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Свобода творчества.

Эта свобода гарантируется  каждому, кто занимается творческим трудом (ч.1 ст.44 Конституции Российской Федерации). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую  тему и в любой манере. Таким  же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульпторы, а также  ученые, изобретатели, рационализаторы  и др. Преподаватели учебных заведений  свободны в создании учебников и  в изложении своих взглядов перед  учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы  в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали  как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода  творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного  прогресса общества, инструментом его  самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы  творчества содержаться в Основах  законодательства Российской Федерации  о культуре, принятых в 1992 году. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования  это свободы во вред обществу, другим людям. 
Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке, я авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Право граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также  в 
Законе Российской Федерации об авторском праве и смежных правах (1993 год), в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии в РФ от 22 августа 19996 года и в ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом «О науке и государственной научно- технической политики» от 23 августа 1996 года. Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

( гарантируют субъектам  научной и научно-технической  деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора  направлений и методов проведения  научных исследований и экспериментальных  разработок;

( гарантируют субъектам  научной и научно-технической  деятельности защиту от недобросовестной  конкуренции;

( признают право на  обоснованный риск в научной  и научно-технической деятельности;

( обеспечивают свободу  доступа к научной и научно-технической  информации, за исключением случаев,  предусмотренных законодательством 
Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

( гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку  научных работников и специалистов  государственных научных организаций;

( гарантируют финансирование  проектов, выполняемых по государственным  заказам.

Принципиальное значение имеет конституционное положение  об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений, продажи копий картин, распространения  программ ЭВМ, издания литературных произведений и т.д. без оплаты авторского гонорара. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты творческой деятельности. Объектом интеллектуальной собственности  весьма многообразно, чем объясняется  большое число законов, охраняющих соответствующие права.

Авторское право на результаты своего труда признаются за автором  пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора. 
Патент действует 20 лет. Нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков и ряд других смежных деяний влекут за собой уголовную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Право на участие в культурной жизни.

Это право (ч.2 ст. 44 Конституции  Российской Федерации) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует  доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой  культуры, находящихся в государственных  и общественных фондах, развитием  и равномерным размещением культурно- просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и  радио, книгоиздательского дела и периодической  печати, сети библиотек; расширением  культурного обмена с зарубежными  государствами. 
Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако развитию науки, культуры, искусства препятствует слабая поддержка их государством, по-прежнему остаточный принцип финансирования учреждений данного рода.

Особенно важно приобщать  детей к культурной жизни, к занятию  любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления  все одаренных детей и молодых  людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т.е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, признана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основы законодательства о культуре 1992 устанавливают, что  культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национальности или социального  происхождения, пола, политических, религиозных  или иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции  говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия, беречь памятники  истории и культуры. 
Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

 

 

 

Информация о работе Социально-экономические и культурные права граждан