Социально-экономические и культурные права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Новая Конституция Российской Федерации по сравнению с другими законами советского типа дает трактовки экономических и социальных прав и свобод личности, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В современном подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства.

Содержание

Введение….............................................................................................................2
1. Экономические, социальные и культурные права:
1. Право на экономическую деятельность.....................................................5
2. Право частной собственности.....................................................................10
3. Трудовые права и свободы.......................................…..............................19
4. Защита материнства, детства и семьи..........................................................23
5. Право на социальное обеспечение..................................….....................26
6. Право на жилище………………. .. ........................................................30
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь........................33
1. Право на благоприятную окружающую среду....................................37
8. Право на образование.................................................................................42
9. Свобода творчества......................................................................................45
10. Право на участие в культурной жизни..........................................................48
2. Заключение………………………………………………………………………50
3.
Литература...…….…….........................................................................................51

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.71 Кб (Скачать файл)

Однако это не означает, что любой человек, не имеющий  жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору  суда.

Государство и муниципальные  органы обладают жилищным фондом, из которого предоставляют гражданам квартиры на условиях договора найма и в  порядке очереди, определяемой нормативными актами. Граждане также вправе арендовать жилую площадь, участвовать в кооперативном строительстве и приобретать квартиры в свою полную собственность без ограничения размеров жилой площади.

В годы реформ право на жилище было существенно укреплено предоставлением  гражданам возможности бесплатно  переводить государственные и муниципальные  квартиры в частную собственность (приватизация). Такая возможность  была закреплена Законом РСФСР о  приватизации жилищного фонда от 
4 июля 1991 года. Собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по собственному усмотрению, т.е. вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними другие законные сделки.

Жилищное строительство  развивается в стране в соответствии с Законом 
Российской Федерации об основах федеральной жилищной политики от 24 декабря 
1992 года, который предусматривает, что строительство жилья должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Конституция дает определенный ориентир органам государственной власти и органам местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В этом состоит определенная материальная гарантия данного права, ибо с государства не снимается обязанность заботиться о расширении жилищного фонда, включающего жилищные помещения различных форм собственности.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального  использования. 
Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. 
Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Таким фондом является не только в прошлом общественный, а ныне частный жилищный фонд, принадлежащий на праве частной собственности юридическим лицам на праве собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации. Такое же право принадлежит и тем, кто арендует жилье в какой-либо разновидности жилищного фонда (ст.18 Закона): с учетом совокупного дохода семьи им может предоставляться компенсация (субсидии) на оплату аренды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Право на охрану здоровья и

медицинскую помощь.

       Охрана  здоровья - комплексный институт, который  включает подготовку медицинских  кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические,  научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические  и профилактические меры, которые  обязано проводить государство  в интересах своих граждан.  Право на охрану здоровья как  раз означает совокупность этих  обязанностей, выполняя которые  государственные органы при содействии  общественных организаций создают  национальную систему здравоохранения. 
Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных  условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством  и реализацией доброкачественных  продуктов питания, а также предоставлением  населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам  охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств.

Государство гарантирует  гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них  каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся  за ее пределами, гарантируется право  на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской 
Федерации.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, необходимость  принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность. 
Способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым, закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют специальные программы и законы: 
Федеральная целевая программа на 1993-1995 гг. по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г., Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г., 
Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. и др. Целями охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная грань охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на 
Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. 
Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Для охраны здоровья граждан  важную роль играют гарантии при распространении  рекламы. Они установлены Указом Президента РФ от 17 февраля 
1995 г. не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не утвержденных в установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины, продукции, не имеющей необходимого сертификата. За рекламу подобного рода редакции средств массовой информации несут ответственность.

Право на медицинскую помощь является субъективным правом человека на лечение в поликлиниках, больницах  и специальных медицинских учреждениях. 
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Граждане также могут пользоваться платной медицинской помощью за счет личных средств в платных медицинских учреждениях. 
При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ граждане имеют право на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям; проведение консилиума и консультаций других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст.61 Основ; информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст.32 Основ; отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ; получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ; получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ; возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой  непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно- профилактического учреждения, в  котором ему оказывается медицинская  помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

 

 

 

7. Право на благоприятную окружающую среду.

       Право  граждан на благоприятные условия  жизни предполагает реальные  возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным  стандартам окружающей природной  среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических  решений, осуществлять контроль  за их реализацией, получать  надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную  среду обитания обеспечивается планированием  и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и  ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и  государственным страхованием граждан, образованием государственных и  общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем  за состоянием окружающей среды и  соблюдением природоохранного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического  надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При  нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных  веществ и иные виды воздействия  на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию  органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 
Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое  страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности  и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических  фондов объединяет Федеральный экологический  фонд, республиканские, областные, краевые  и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических  и физических лиц, включая платежи  за выбросы, сбросы, размещение отходов  и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих  экологических прав, предполагающими  возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения  и фонды, делать взносы; принимать  участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать  в административном и судебном порядке  отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных юридических  лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут  дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а  предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую  культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств  и добровольного участия населения  выполнять работы по охране и воспроизводству  природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного  законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды  и расходовать их на проведение экологических  мероприятий; рекомендовать своих  представителей для участия в  государственной экологической  экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения  ее результатов органами государственной  экспертизы); требовать назначения государственной экологической  экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах  массовой информации.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать  всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений  и требований. Должностные лица и  граждане, препятствующие осуществлению  экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности  в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать  от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной  информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Информация о работе Социально-экономические и культурные права граждан