Социальные интересы различных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Социальная динамика осуществляется в обществе во многом помимо воли людей. Изменения в экономике, политике, духовной и социальной сфере дают толчок процессам социальной мобильности. Однако это не означает, что люди являются только объектами перемен и от них ничего не зависит. Личность, группы и общества в условиях социальной поляризации, ущемления их прав и свобод, дискриминации со стороны работодателей закономерно организуются в социальные движения.

Содержание

1. Функциональное представительство в государственном управлении………………………………………………………………….6
2. Понятие, виды, значение лоббизма…………………………..…….…16
2.1. Понятие, виды, способы, значение корпоративизма….18
Заключение…………………….…………………………………………………21
Список используемой литературы…………….……………………………..…22

Вложенные файлы: 1 файл

социология вариант 2.docx

— 46.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

1. Функциональное представительство  в государственном управлении………………………………………………………………….6

2. Понятие, виды, значение  лоббизма…………………………..…….…16

      2.1. Понятие, виды, способы, значение корпоративизма….18

Заключение…………………….…………………………………………………21

Список используемой литературы…………….……………………………..…22 

 
Введение

 

Социальная динамика осуществляется в обществе во многом помимо воли людей. Изменения в экономике, политике, духовной и социальной сфере дают толчок процессам социальной мобильности. Однако это не означает, что люди являются только объектами перемен  и от них ничего не зависит. Личность, группы и общества в условиях социальной поляризации, ущемления их прав и  свобод, дискриминации со стороны  работодателей закономерно организуются в социальные движения.

В любом обществе обнаруживают себя социальные противоречия. Они обусловлены  различиями, между общностями и слоями в социальной структуре общества. Социальное неравенство и функциональные особенности, характеризующие социальные статусы, определяют несовпадение социальных потребностей, интересов, целей различных  групп общества. Социальные противоречия существуют в форме классовых, национальных, региональных, профессиональных противоречий, а также в форме противоречий, между поколениями, стратами и т.д.

Степень остроты социальных противоречий зависит от ряда факторов. Во-первых, это степень несовпадений интересов  различных социальных групп, которая  может варьироваться от незначительных различий до полной противоположности. Чем больше степень несовпадения социальных интересов, тем вероятнее, что социальные противоречия будут  более острыми. Во-вторых, это характер социальной стратификации общества. Чем больше социальная поляризация общества, тем острее и социальные противоречия. Чем глубже социальная интеграция в обществе, тем больше средств, для своевременного разрешения социальных противоречий. В-третьих, острота социальных противоречий определяется уровнем осознания социальными группами себя как таковыми (осознание себя как класса, нации, профессиональной группы и т.д.).

Социальные противоречия являются источником социальных изменений.

Типы массовых общественных движений и организаций:

  1. Группы социальной инициативы (общества охраны памятников культуры, научные, социологические, соционические и другие клубы, творческие союзы, фонды).
  2. Группы культурно-досуговой ориентации: спортивные фанаты, брейкеры, рокеры и т.д.
  3. Группы альтернативного образа жизни (хайристы, пацифисты, панки, хиппи и др.).
  4. Экстремистски настроенные группы (проповедуют акции насилия).
  5. Криминальные группы.
  6. Социально-политические группы (политические клубы, клубы воинов-интернационалистов, "народные фронты" и движения).

Назовем условия возникновения  социальных движений. Во-первых, социальные движения возникают тогда, когда  есть угроза для социального статуса  тех или иных общностей. Так, структурные  изменения в экономике приводят к тому, что сокращается рабочие  места для представителей ряда профессий. Это приводит к росту забастовочного движения. Ущемление интересов тех  или иных этнических, расовых, конфессиональных групп также толкает людей  к совместным действиям. Однако национальные, расовые, конфессиональные движения тех  групп, интересы которых ущемляются, которые имеют низкий социальный статус, но хотят изменить его, в  свою очередь могут вызвать ответные социальные действия. Так, движение национальных меньшинств могут угрожать благополучию определенной этнической элиты (верхушки этнического большинства). Данная элита  может спровоцировать ответное шовинистическое  движение. То же самое можно говорить и взаимосвязи антирасистских и  расистских движений, политических движений правящей партии и оппозиционных  сил.

Во-вторых, социальные движения возникают тогда, когда те или  иные социальные, группы стремятся  повысить свой социальный статус. Такие  движения возникают тогда, когда  социальная структура общества создает  труднопреодолимые барьеры на социальной лестнице, ведущей вверх. Участники  социальных движений требуют социальных реформ, равных возможностей, создания благоприятных социальных условий.

В-третьих, социальные движения возникают в условиях социальных изменений. В обществе, социальная структура  которого характеризуется устойчивостью, неизменностью многие представители  социальных низов рассматривают  свой социальный статус как неизбежность, как данность, которую невозможно изменить. Социальные статусы передаются по наследству и становятся традиционными. Происходит некое примирение с порядком вещей. Однако даже самые незначительные социальные изменения способны "разбудить" социальные группы. Они начинают осознавать возможность и необходимость  изменения своего социального статуса.

В-четвертых, социальные движения возникают тогда, когда складываются условия для совместных действий. Необходимы определенные контакты, общение  представителей социальной группы, проживающих  в разных регионах. Таким образом, условием социального движения являются социальные коммуникации. Разрозненные, хотя и полные решимости бороться представители группы не смогут выступать совместно, координировать свои действия. Роль социальных коммуникаций могут сыграть средства массовой информации, связи между различными организациями и объединениями.

В пятых, социальные движения возникают в условиях социальной консолидации общностей людей их сплочения, осознания себя как группы с общими интересами. Социальная общность осознает себя как "Мы", а люди должны идентифицировать себя с этой общностью. Классовое движение предполагает классовое самосознание, а национальное движение – национальное самосознание.

В-шестых, социальные движения возникают тогда, когда представители  той или иной социальной группы осознают свои цели и средства, могут обосновать для себя пути решения своих социальных проблем. Иначе говоря, условием зарождения социального изменения в социальном сознании: формируются социальные представления (обобщенные образы своей группы, социальных союзников и противников) социальная идеология (групповое мировоззрение, отражающее и выражающее социальные интересы) и групповое мнение (массовые суждения, выражающие отношение к тем или иным социальным проблемам и путям их решения).

 

 

      1. Функциональное представительство в государственном управлении

 

Виды социальных интересов - система представительства интересов - политическое представительство - функциональное представительство - способы представительства  интересов - лоббизм - корпоративизм - группы интересов - клиентелы.

В процессе государственного управления происходит согласование и  разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных  групп многих людей.

С точки зрения институциализации, представительство интересов в государственном управлении являет собой механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику улаживания разного рода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных, классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая тем самым условия для их нормального сосуществования.

Во взаимодействии государства  и общества целесообразно выделить следующие виды социальных интересов  по их масштабности:

• общественные;

• государственные;

• региональные;

• национальные;

• профессиональные;

• корпоративные;

• частные (индивидуальные).

Система их представительного  выражения занимает в процессе государственного управления далеко не последнее место. Хотя применительно к российским условиям говорить о ее эффективности  можно пока лишь условно, поскольку  на данном этапе еще окончательно не стабилизировались социальные (политические, экономические, правовые и др.) факторы, определяющие ее ключевые параметры. В  этой связи уместно вспомнить  мысль Д.И. Менделеева: “Правильное  общество тем отличается от ложно  устроенного, что достижение собственных выгод не может быть иным, как сообразным с общими выгодами".

Основными объектами воздействия  института представительства в  системе государственного управления являются органы государственной власти. Оказывая влияние на процесс выработки  и принятия решений, субъекты представительства  обеспечивают более тесную связь  между обществом и государством, что делает последнее способным  откликаться на импульсы, исходящие от социально влиятельных структур. Этим общество оберегает государственную власть от стагнации и дает ей возможность исправлять свои решения законным образом, не прибегая к насилию.

При определении субъектов  представительства в современном  обществе следует иметь в виду, что в демократическом государстве  первичным субъектом права и  политики, а также отношений собственности  является гражданин. Государственное  управление, т.е. деятельностное выражение публичной власти, непосредственно взаимодействует с политикой, исходит из права и опирается на собственность. С этой точки зрения гражданин должен быть субъектом государственного управления, имеющим в нем свои политические, экономические и прочие интересы, отстаивать которые ему приходится в политико-правовых формах. Свои интересы гражданин - субъект государственного управления может отстаивать в любых законных формах непосредственной и представительной демократии. Следовательно, участвуя в управленческих процессах, граждане являются не просто отдельными индивидами со свойственными им разнообразными намерениями и чертами характера, а выступают носителями институционально оформленных ролей.

Субъектом государственного управления может выступать как  отдельный человек, так и общности людей, такие как властно-политическая элита и бюрократия, непосредственно  представляющие в управленческих отношениях различные группы и организации. Их социальный статус, различия ролей  и соответствующих интересов  связаны с занимаемым ими положением в системе политических институтов и отношений, которое определяет способы и степень их влияния на позицию государственных органов.

В процессе осуществления  государственного управления происходит реализация интересов прежде всего тех сил, которые:

а) принимают решения;

б) влияют на них;

в) выполняют их.

Через систему представительства  институционально происходит согласование обществом насущной повестки злободневных проблем, требующих государственного решения.

Система социального представительства  в процессе государственного управления выполняет две важнейшие функции:

1) посредничество между  государством и гражданами (членами  общества), выражая и защищая их  конкретные интересы;

2) коррекцию государственных  решений, причем как на этапе  их подготовки, так и при назревшей  необходимости последующих изменений.

Система представительства  интересов в государственном  управлении включает две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы. Первая - политическое представительство, оформленное через прямое и опосредствованное  участие населения в органах  государственной власти, в том  числе и их представителей, политическое лидерство и т.п.

Вторая - разветвленные связи, прямо не опосредствованные политическими  выборами, между государством и группами интересов, - функциональное представительство. Содержание и характер представительства  отличается большим разнообразием. Важно отметить связь и отличие  двух видов представительства: в  одном оно реализуется через  участие индивида в политической жизни, а в другом - посредством  деятельности специально созданных  для достижения определенных интересов  групп. Оба вида тесно взаимосвязаны  и только в своей совокупности решают проблему адекватного взаимодействия общества и государства.

Согласно своим реальным или мнимым интересам граждане и  их организации (экономические ассоциации, профсоюзы, общественные объединения  и другие структуры) используют различные  каналы для выражения своих требований, переводя их в сферу политической борьбы и принятия государственных  решений. Анализ изъянов государственного управления показывает, что причины  их могут корениться в несовершенстве механизма выявления и согласования социальных интересов. К пониманию  этого механизма ведет изучение способов представительства интересов  и согласования предпочтений как  вне, так и внутри государственного аппарата.

Основные способы представительства  интересов:

законодательный,

партийный,

региональный,

корпоративный,

лоббистский.

Потребности и интересы общественной системы сочетаются в государственном  управлении посредством двух основных каналов: политического представительства, преимущественно по партийной линии, и функционального представительства - по линии субъектов социально-экономической  деятельности.

Поэтому в теории различают  два взаимообусловленных, но все  же различных пути представительства  интересов:

Информация о работе Социальные интересы различных групп