Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа
Социальная динамика осуществляется в обществе во многом помимо воли людей. Изменения в экономике, политике, духовной и социальной сфере дают толчок процессам социальной мобильности. Однако это не означает, что люди являются только объектами перемен и от них ничего не зависит. Личность, группы и общества в условиях социальной поляризации, ущемления их прав и свобод, дискриминации со стороны работодателей закономерно организуются в социальные движения.
1. Функциональное представительство в государственном управлении………………………………………………………………….6
2. Понятие, виды, значение лоббизма…………………………..…….…16
2.1. Понятие, виды, способы, значение корпоративизма….18
Заключение…………………….…………………………………………………21
Список используемой литературы…………….……………………………..…22
1) представительство в
рамках избирательных систем
и электорального процесса, где
ведущую роль играют
2) прямое, или функциональное,
представительство, где
Оба эти вида представительства
носят общественный характер и выводят
на принятие наиболее значимых государственных
решений, имеющих, как правило, форму
законодательных актов. Это побуждает
рассматривать парламентское
Лоббизм (от англ, lobby - кулуары)
в принятии государственных решений в
условиях специфики политической системы
общества и ее институтов вообще и законодательно-
При ее слабо развитости,
что отражается на формах и методах
политической активности, группы интересов
берут на себя функции парламентских
фракций, а те, в свою очередь, не
упускают случая, чтобы не извлечь
из этого выгоду. Деятельность фракций
и особенно парламентских комитетов
подвержена влиянию лоббистов и
прежде всего тех из них, которые
обладают связями и деньгами. Среди
причин этого - своеобразная роль комитетов
в законотворчестве. В отличие
от стран с устоявшимися парламентскими
режимами, где парламентарии в
основном обсуждают, дорабатывают, принимают
или отвергают
Взаимодействие лоббистов с парламентскими госслужащими помогает им безошибочно ориентироваться в сложностях парламентских процедур, аппаратной “кухне” и даже улавливать психологические тонкости личных качеств должностных лиц, имеющих то или иное влияние на судьбу интересующего лоббиста законопроекта. Знание механизмов работы парламента, структурных подразделений его аппарата представляет ценность, например, знанием особенностей стадий прохождения конкретных законопроектов и возможностей влияния на их содержание.
Роль законодательного лоббирования
определяется тем, что в представительных
органах различного уровня принимаются
решения, имеющие для всех участников
государственно-
В настоящее время лоббистская деятельность признается де-факто, но до сих пор не легализована, так как не получила законодательной регламентации.
При этом в российском обществе
продолжают бытовать представления
о лоббизме как о явлении, имеющем
только негативный оттенок. Логика подсказывает,
что такое отношение к лоббизму
идет от неприятия на российской почве
индивидуалистического начала природы
этого явления, которое по сути своей
строится на инициативе, активности и
целеустремленности в отстаивании
части общественного интереса перед
совокупным общественным интересом. Игнорировать
этот факт нельзя, так как надо учитывать
особенности национального
Судя по тому, как идут
политические процессы в России, роль
основных субъектов лоббистской
деятельности, т.е. заинтересованных групп,
как в близком, так и в отдаленном
будущем останется
Правовое регулирование лоббизма позволит существенно снизить уровень криминализации процесса взаимодействия представителей различных групп интересов с представителями власти, обеспечить гласность и открытость принятия важнейших решений государства. Регламентация лоббизма должна осуществляться законодательным путем. Закон о лоббистской деятельности должен решать две взаимосвязанные задачи. Во-первых, создавать благоприятные условия для представительства значимых интересов различных групп населения. Во-вторых, создавать нормальные условия для работы депутатов и госслужащих с учетом ожидаемого возрастания числа и влиятельности лоббистов. Политические должностные лица государства, депутаты и госслужащие являются объектами лоббистской деятельности. Они должны выступать арбитрами, делающими выбор наиболее подходящего варианта решения из всего множества предложений, поступающих от лоббистов чьих-то интересов. Закон о лоббизме должен поставить преграду злоупотреблениям в силу сращивания частных и публичных интересов.
Однако с его принятием не обязательно произойдет коренное изменение ситуации в данной области, так как она зависит и от уровня политической культуры и от профессионализма самих лоббистов и госслужащих, с которыми они контактируют. Может получиться и так, что тот, кто полномочен принимать решения, сам по себе окажется мощным носителем интересов - как групповых, так и личных. Это означает, что выбор в процессе принятия государственно-управленческих решений возможно будет, как и прежде, осуществляться чаще не из интересов дела как такового, а в пользу группы давления, чьим представителем может оказаться депутат или госслужащий. Помимо этого между чиновниками происходит постоянное деловое общение, “перетекание” из аппарата палаты парламента в аппарат органа исполнительной власти и, наоборот, большинство которых сохраняет свои прежние связи с коллегами. И здесь поле представительства возможных интересов остается практически не освещенным прожекторами гласности и не доступным для общественного и иных форм контроля.
Представительная функция
государственных органов служит
политическому выражению
Представительство в различных его формах обеспечивает функционирование целой системы социальных институтов легального выражения общественных интересов и устойчивых механизмов прямых субъект - объектных и обратных субъект - субъектных взаимосвязей общества и государства в их сложноподчиненных властно-управленческих отношениях. В этой связи эффективное управление современными общественными системами возможно лишь при отлаженном механизме обратной связи, что рассматривается как непреложный принцип государственного управления.
Теоретической основой изучения
системы представительства
Девиз плюралистической теории демократии (теория групп) - “каждой группе соответствует интерес, каждому интересу - группа". Однако нельзя забывать, что в обществе есть те, чьи интересы обязательно должны быть защищены (инвалиды, больные, бедные, дети, старики и др.), но они не обладают теми ресурсами, какими пользуются. Например, лоббисты финансовой олигархии, индустриальных магнатов.
Одним из ключевых механизмов формирования связи “человек - общество - государство - человек" является политическое представительство, позволяющее обществу удерживаться в состоянии необходимого равновесия и учитывающее его публичные интересы. Не менее значимо функциональное представительство, с помощью которого учитываются частные интересы.
Механизм учета частных интересов при реализации публичной власти охватывает потребности людей как в государственной, так и в негосударственной (частнопредпринимательской) сферах. Примером может служить корпоративный способ представительства интересов независимо от того, институциализировано это в парламентской форме или нет. Формирование под патронажем правительства закрытых групп экономической элиты (олигархии) означает разъединение властных отношений в государстве с выборами законодательной власти, т.е. отношениями политического представительства. Этот процесс затмевается бюрократией, группами специализированных интересов, разными типами общественного и/или институционального корпоративизма и т.п.
Частные интересы, которые движут людьми, выражают их личные потребности. Интересы частного бизнеса в государственном управлении по сути сводятся к тому, как люди, находясь в роли предпринимателей, используют различные способы решения своих личных интересов во властных структурах.
Для бизнесменов, находящихся в постоянном поиске увеличения своих доходов на конкурентных рынках, участие в реализации правительственных программ может способствовать получению более высоких и стабильных прибылей. К тому же экономическое сотрудничество с властными структурами им выгодно еще и тем, что с помощью последних могут уменьшаться конкурентные издержки “уполномоченных" фирм (банков, компаний и т.п.).
В теории общественного выбора
процесс получения и защиты прибыли
с помощью правительства
В то же время, вопреки устоявшемуся
мнению, что уход из частной сферы
в область общественных интересов
предполагает замену мотива личной выгоды
на мотивы социального блага, представители
школы общественного выбора утверждают,
что люди не меняются, уходя из бизнеса,
перемещаясь в сферу
Следовательно, по мнению теоретиков общественного выбора, действия людей, занимающих те или иные посты во властных структурах, так же подчинены соображениям выгоды. Чиновники реализуют свои интересы различными способами. Это, например, принятие программ и решений, связанных с прямыми (социальная защищенность) и косвенными (контроль за определенными сферами через лицензирование различных видов деятельности, установление разрешительных или регистрационных процедур и т.д.) благами. Все подобные решения создают возможности для поиска политической ренты бюрократии.