Социальные интересы различных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Социальная динамика осуществляется в обществе во многом помимо воли людей. Изменения в экономике, политике, духовной и социальной сфере дают толчок процессам социальной мобильности. Однако это не означает, что люди являются только объектами перемен и от них ничего не зависит. Личность, группы и общества в условиях социальной поляризации, ущемления их прав и свобод, дискриминации со стороны работодателей закономерно организуются в социальные движения.

Содержание

1. Функциональное представительство в государственном управлении………………………………………………………………….6
2. Понятие, виды, значение лоббизма…………………………..…….…16
2.1. Понятие, виды, способы, значение корпоративизма….18
Заключение…………………….…………………………………………………21
Список используемой литературы…………….……………………………..…22

Вложенные файлы: 1 файл

социология вариант 2.docx

— 46.28 Кб (Скачать файл)

 

 

      1. Понятие, виды, значение лоббизма

 

Функциональное представительство  характеризует наличие специальных  институтов и неформальных связей, в которых протекают отношения  групп организованных интересов  и государства. В разных странах  сложились собственные системы  функционального представительства. В числе общих черт, присущих таким  системам, можно отметить наличие  специальных институтов, посредством  которых происходят контакты представителей организованных интересов и государства, способы деятельности этих институтов, а также разветвленную сеть неформальных связей и отношений, нередко играющую более важную роль. Здесь людьми движут прежде всего экономические интересы. Примеры формализованных структур являют консультативные комитеты при правительственных учреждениях и парламентах, состоящие из представителей государственных органов, групп интересов, независимых экспертов. Другими формами институциализированных связей государства и заинтересованных групп могут быть так называемые спонсорные подразделения.

Так, в Великобритании при  экономических и социальных правительственных  ведомствах спонсорные подразделения занимаются организацией регулярных связей с отраслевыми ассоциациями бизнеса и отдельными корпорациями с целью выработки совместных рекомендаций для правительства. В Швеции существуют также учреждения, как и консультативные комитеты, состоящие из представителей госучреждений, групп интересов, независимых экспертов, однако наделенные распорядительными и управленческими полномочиями. В основном они занимаются регулированием рынка рабочей силы с помощью мер по ограничению масштабов и смягчению последствий безработицы и т.п.

Система функционального  представительства развивалась  в Европе за счет увеличения движений экологов, потребителей и других заинтересованных групп. Ее роль в системе властных отношений возрастала по сравнению  с партийно-политическим представительством.

Взгляд на государственное  управление как результирующее взаимодействие различных организованных групп  людей позволяет выйти за формальные рамки институционального изучения и, исходя из реальности, рассматривать  не только нормы и идеи, но и группы, на деле контролирующие публичную власть. Группы интересов - это центральное  понятие системы организованного  представительства. Организованные группы интересов выполняют следующие  функции представительства:

артикуляции интересов, преобразуя личностные и эмоционально окрашенные побуждения отдельных людей в  конкретно выраженные требования, облеченные в форму диалога с государственными органами (например, профсоюзы ставят перед правительством вопросы увеличения социальных выплат, повышения зарплаты и т.п.; организации предпринимателей требуют изменений налоговой  политики, принятия мер, позволяющих  повысить деловую активность);

агрегации интересов, согласовывая посредством дискуссии множество  частных требований и установление между ними определенной иерархии (наряду с политическими партиями выполнение этой функции означает для групп  интересов необходимость выбора из всего объема представленных требований лишь тех, которые более значимы  для достижения коллективных целей); так, некоторые требования могут  усиливаться, принимать компромиссные  формы или отвергаться;

интеграции, приближения  интересов, которые различные группировки  представляют вовне, к мнениям рядовых  членов, объясняя им смысл предпринимаемых  действий;

информирования органов, принимающих политические и административные решения по конкретным вопросам.

Группы интересов, созданные  на добровольной основе, понятие более  широкое, чем “лобби” (или лоббисты, которые “лоббируют”, проталкивают нужные их заказчикам решения) и “группы  давления” (создаваемые для непосредственного  прессинга, воздействия на госорганы  с целью поддержать конкретное решение  или воспрепятствовать его принятию). В отличие от лоббизма, проявляемого обычно в открытых формах, корпоративизм  носит латентный (скрытый) характер.

 

    1. Понятие, виды, способы, значение корпоративизма

 

Само слово корпоративизм  происходит от лат. corporatio - объединение, сообщество, система принятия решений, при которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных и могущественных корпоративных организаций (главным образом бизнеса и профсоюзов). Корпоративизм бывает:

государственный (Жесткость, принудительность, разрешительный характер)

либеральный (Добровольность участия, равенство сторон)

При корпоративном способе  представительства интересов доступ к власти получает, помимо бюрократии, ограниченный круг могущественных организаций, преимущественно бизнеса и профсоюзов.

Обеспечивая исполнение полномочий государственных органов, государственные  служащие подготавливают (разрабатывают) и реализуют (исполняют) управленческие решения, которые так или иначе затрагивают интересы различных социальных субъектов. Поэтому их деятельность потенциально протекает в конфликтной зоне зачастую противоположных интересов и связана с постоянной возможностью привлечения к ответственности за нарушения прав и интересов граждан и организаций. Это обусловливает общую корпоративную заинтересованность работников органов государственной власти в защите собственных профессиональных интересов от риска, связанного с заведомо непредсказуемыми последствиями ответственности за возможные ошибки.

Типичные выразители профессиональных интересов, которые присущи людям  разных профессий, специальностей и  квалификаций, - профсоюзы. Опыт многих развитых стран мира показывает, что  профсоюзы играют важную роль в представительстве  интересов трудящихся, выступают  эффективным инструментом защиты их прав в сфере трудовых отношений. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений с правительством - основная форма  выполнения профсоюзами своих функций  представительства, отстаивания и  защиты прав, социально-экономических  профессиональных интересов работников перед работодателем, которым может  выступать правительство, управляя и регулируя многими сферами  социально-экономической деятельности, а также будучи главным держателем пакетов акций тех или иных компаний, концернов, других структур.

Публичная политика вырабатывается во взаимодействии между правящей элитой и корпоративно организованными  группами. Такой тип представительства  позволяет им монополизировать свое влияние в определенных сферах, но в обмен на получаемые от государства  привилегии они должны следовать  установленным правилам. Тем самым  группы интересов инкорпорированы  в механизм принятия государственных  решений. Примером политического оформления можно считать систему государственного управления, которая складывается при  так называемой супер президентской республике. Здесь наблюдается концентрация власти в руках главы государства за счет ослабления институтов представительной демократии. Согласование интересов широких слоев общества в такой системе компенсируется фаворитизмом, преобладанием аппаратно-бюрократических методов выражения государственной воли. Данная система в большей степени ориентирована на обеспечение режима личной власти, чем на политическую консолидацию правящих кругов. Это характерно для авторитарных режимов вне зависимости от господствующей идеологии (СССР времен Сталина, Китай - Мао Цзэ-дуна, Чили - Пиночета, Иран - Хомейни, Ирак - Хусейна, Индонезия - Су-харто, а также Южная Корея и ряд стран Латинской Америки).

В корпоративной системе  проявляются клиентельные зависимости. Почву для них дают договорные отношения личных и коллективных автономно-вертикальных связей, имеющих форму клиентел (семейственность, фамилизм, плановость). Клиентельные отношения возникают из-за неравномерного распределения ресурсов власти, что отличает патерналистские государства, где государство - “патрон" (опекун) общества. В Европе и России в условиях феодализма клиентела была социально организованной основой государственности, пронизывая образ жизни разных слоев общества. В новейшее время в условиях слабости политического представительства на первый план выступает функциональное представительство, место политических партий занимают группы интересов, а законодательная власть оттесняется государственной бюрократией.

Проявление корпоративных  начал при формировании органов  государственной власти характеризуется  тем, что во властные структуры всех уровней стремятся представители  самых различных социальных групп, финансово-экономических и промышленных кругов, социально активных демографических  группировок (молодежных, феминистских и прочих), политических партий, общественных движений. Корпоративный натиск особенно заметно проявляется в период выборных кампаний в законодательные органы. Причем активизируются не только группы экономических интересов, но и политических корпоративных интересов, которые представлены партиями и движениями. Однако, если на общегосударственном уровне превалирует партийно-политический фактор, то в ходе региональных выборов он не доминирует, что можно интерпретировать как слабость организующих начал в деятельности местных политических образований.

Значение институтов социально  мотивированного представительства  заключается в стимулировании приспособления управленческих механизмов государства  к сдвигам в гражданском обществе, что способствует более адекватному  учету возрастающего плюрализма социальных групп и их предпочтений. Развитие форм представительства различных  видов и уровней является одним  из важнейших критериев эффективности  государственного управления, поскольку  позволяет обеспечивать демократический  контроль “снизу”, лишая субъект  управления его “командных иллюзий”, инициируя процесс корректировки  принятия решений в соответствии с требованиями управляемого объекта. Здесь нелишне обратиться к высказыванию французского философа П. Гольбаха. “Править народом - значит удерживать в равновесии его страсти, подавлять те из них, которые могут привести к опасным  последствиям, и направлять на пользу государству те, которые могут  быть ему полезны". Смысл института  представительства интересов в  системе государственного управления в том и состоит, чтобы в  обществе, разделенном на множество  социальных сил и интересов, обеспечивать определенную согласованность, целесообразность, осознанную с координированность публичного поведения и деятельности людей, способствуя гармонизации общественных отношений в их поступательном развитии.

 

 

Заключение

 

Государственное управление нельзя рассматривать лишь как совокупность законодательных и административных способов преобразования воли граждан  и их организаций в управленческие решения государства. Важно признавать и учитывать значение государственной  администрации, которая представляет реальный социально-политический фактор и при определенных обстоятельствах  может играть самостоятельную, хотя и не гласную роль. Поэтому для  того, чтобы всесторонне выяснить влияние общественных институтов и  механизмов контроля государственной  администрации, работающей на разных уровнях, необходимо понимать логику бюрократии, особенности ее внутренней структуры, ее корпоративные интересы и т.п.

Лоббизм - кулуары, в принятии государственных решений в условиях специфики политической системы  общества и ее институтов вообще и  законодательно-представительной власти - в особенности.

Корпоративизм - объединение, сообщество, система принятия решений, при которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных  и могущественных корпоративных  организаций.

 

Список используемой литературы

 

  1. Волков Ю. Г. Социология : учебник для вузов / Ю. Г. Волков. – 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. – 383 с.
  2. Добреньков В. И. Социология : учебник для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 623 с. 
  3. Забродин В. Ю. Социология : учеб. пособие / В. Ю. Забродин. – СПб. : Прометей, 2007. – 311 с.
  4. Кравченко А. И. Социология : учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2008. – 508 с.
  5. Социология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 447 с.
  6. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб. пособие для вузов / Е. П. Тавокин. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 238 с. 
  7. http://www.intuit.ru
  8. http://www.kazedu.kz
  9. http://www.top-personal.ru
  10. http://5ballov.qip.ru

 


Информация о работе Социальные интересы различных групп