Социальные конфликты в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:40, доклад

Краткое описание

Можно задаться вопросом, почему же возникают конфликты? Разве нельзя жить не конфликтуя? Вероятно, нельзя. Дело в том, что суть конфликта заложена в самой природе человека. Все люди разные и представления о жизни у каждого свое. Цель одного человека в этой жизни порой не совпадает с целью другого, на этой почве возникают сложности. Конфликты напрямую связаны с социальной неоднородностью общества, различными уровнями дохода, престижа, власти и других благ цивилизации. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества, когда разрыв между различными слоями населения становится катастрофическим. Вопиющее кричащее богатство и полная нищета на грани выживания – вот два полюса нашего общества! Разве это не достаточная причина для социального конфликта?

Вложенные файлы: 1 файл

сОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ_2.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

 

Я думаю, что молодежь в данной ситуации является оружием в недобрых руках тех, кто должен как бы воспитывать молодежь, направлять энергию и творческий потенциал молодежи  на созидание, а не на разрушение.

 

4. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ  КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

Успешным завершением любого конфликта является его урегулирование. Для урегулирования конфликта его нужно проанализировать.

Анализ конфликтов надо начинать  с  причины их возникновения. Все причины кроются в потребностях, значит, их и нужно анализировать. У каждого человека и каждой социальной группы имеется свой набор потребностей. Социологи делят потребности на пять основных видов. Посмотрим, удовлетворяются ли они у нашей молодежи:

    1. Материальные (физические) потребности (насущные - пища, одежда, жилье и т.д.) – не имея постоянных и легальных источников доходов, молодежь может удовлетворить эту потребность только за счет других людей (родственники, воровство, мошенничество и другие криминальные действия), отсутствие этих потребностей толкает молодежь на паразитический путь существования;

    2. Безопасность – молодежь, как и любой член нашего общества, не чувствует себя в безопасности, а в первую очередь, под защитой государства;

    3. Социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие),  если человек не имеет работы, нигде не учится, его контакты сводятся к минимуму;

    4. Потребности в получении знаний,  достижении престижа,  уважения,  определенного   опыта, навыков – НЕТ!;

    5. Высшие потребности в самоутверждении, самореализации, самовыражении, – НЕТ!.

 

То есть предпосылки для конфликтной ситуации в молодежной среде НАЛИЦО.

 

Если человек встречается с непреодолимым  препятствием  на пути к удовлетворению  потребности, у него возникает напряжение, чувство неудовольствия и неудовлетворенности, которое перерастает в раздражение и злость, т.е. возникает то, что социологи называют «фрустрацией».   В этой ситуации человек может или отступить, т.е. постараться избежать  фрустрации, отказавшись от данной потребности на время или навсегда, или проявить агрессию, которая может быть направлена на других людей,  как он думает, которые являются причиной фрустрации. Этот вид агрессии носит социальный характер. Агрессия порождает ответную агрессию – и, таким образом, зарождается социальный конфликт, который сопровождается состоянием ненависти к другим людям и враждебными действиями.

 

 

Значит,  социальный конфликт возникает:

     . - если причиной неудовлетворения потребности, было поведение других людей;

      - если в ответ на агрессивное социальное действие возникла такая же агрессивная       реакция.

           

 

Ни   один   социальный   конфликт   не   возникает   мгновенно.       Раздражение и злость обычно накапливаются постепенно, также постепенно нарастает напряжение.   Предварительный    этап    иногда       длится так долго, что забывается причина противоречия.    Предварительный этап представляет собой предконфликтную стадию, на протяжении которой  конфликтующие       стороны оценивают свои силы и возможности, прежде чем  принять решение, что целесообразнее: приступить к агрессивным действиям или отступить.

 

На данном этапе в нашей стране предконфликтная стадия в молодежной среде уже перетекает в стадию открытых активных конфликтов. Примером является недавнее столкновение молодежных группировок на Манежной площади, когда совершались определенные социальные  действия,  целью которых было   изменение   поведения противной стороны. В данном случае конфликт уже вступил в свою активную открытую фазу.

 

На самом деле, действия противоборствующих сторон во время активной стадии конфликта могут быть различными.   Они могут быть открытыми, т.е. реальное физическое противоборство, информационная война, экономические меры и т.д., как в нашем случае. Но могут быть и скрытыми. То есть имеют место попытки манипулирования соперником, блеф, что-то наподобие НЛП (нейролингвистическое программирование). Я думаю, скрытые действия свойственны скорее не молодежи, а тем, кто ею манипулирует. В данной ситуации, получается – молодежь действует открыто, причем и та и другая сторона, власти же выступают в роли манипуляторов, приводя в действие скрытые рычаги воздействия и в то же время, открыто как бы выступая в роли «миротворцев».

 

 

5. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 При завершении инцидента, кажется, завершен и конфликт, но на самом деле это не так. Завершение инцидента необходимо, но недостаточно для завершения конфликта. Ситуация на манежной площади подтверждает это на все 100%. Да, активное конфликтное  взаимодействие прекращено, но участники конфликта продолжают находиться в состоянии фрустрации, неудовлетворения, все еще ищут причину своего недовольства, и не нужно быть предсказателем, чтобы   спрогнозировать все новые вспышки этого затянувшегося конфликта.

 

Решить социальный конфликт можно, только изменив конфликтную ситуацию. Можно изменить ее по-разному, но самым эффективным способом будет устранение причины конфликта.

 

Можно, конечно, решить конфликт и по-другому, но тогда одна из сторон должна изменить свои требования, а другая сторона должна пойти на уступки. Кажется, именно такой путь сейчас и избрали третьи силы, которые пытаются урегулировать рассматриваемый нами конфликт. Но нет уверенности, что этот метод окажется действенным.

 

Какие же меры по разрешению социального конфликта в молодежной среде  в данной ситуации, возникшей в нашей стране, можно и нужно  принять?

 

Ясно, что просто силовые методы сдерживания конфликта, которые в данный момент применяют власти, к разрешению конфликта не приведут, так как социальные причины не устранены, и, судя по всему, не будут устранены в ближайшее время.

 

Можно, конечно, перечислить конкретные пути урегулирования данного конфликта на данный момент, но насколько они реальны? То есть, этот вопрос должен звучать по-другому. Захотят ли власти принимать эти меры?

 

Хочется перечислить меры по урегулированию конфликтной ситуации, сложившейся в молодежной среде России на данном этапе, которые лежат на поверхности:

  1. ЗАНЯТЬ МОЛОДЕЖЬ (трудоустроить, создавать рабочие места, создать режим наибольшего благоприятствования в предпринимательской деятельности, вовлекать в занятия спортом и т.д., возможность учиться, возродить сеть профессионального обучения).
  2. ПРИВЛЕКАТЬ МОЛОДЕЖЬ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  3. ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ МОЛОДЕЖЬ, (т.е. направить энергию в нужное русло, использовать во благо, а не во вред)
  4. ОБРАТИТЬСЯ ЛИЦОМ К ПРОВИНЦИИ
  5. ОБЪЯВИТЬ БЕСПОЩАДНУЮ ВОЙНУ НАРКОТИКАМ, АЛКОГОЛИЗМУ
  6. ВОЗРОДИТЬ ШКАЛУ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
  7. ВОЗРОДИТЬ ВЕРУ В СПРАВЕДЛИВОСТЬ, В СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ (ведь ни для кого не секрет, что сейчас найти место под солнцем можно только «по рекомендации» - все остальные без рекомендации и знакомств оказываются за бортом, будь они хоть семь пядей во лбу).

 

Все это требует, безусловно, затрат, т.е. грубо говоря, денег, с которыми наши власть имущие расставаться не хотят. Отсюда и вопрос: А хотят ли они урегулировать конфликты? А не используют ли их в своих целях?

 

Может быть, это и звучит ненаучно, но мне кажется, что за каждым молодежным конфликтом стоят конкретные «взрослые» люди и группы, которые разжигают и поддерживают эти конфликты. И для них гораздо выгоднее конфликты, чем их урегулирование.

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Судя по всем признакам и критериям, сейчас наше общество находится в переходном состоянии, в обществе возник глубочайший социальный, культурный, экономический и политический кризис. Идет ломка устоев – поэтому социальные конфликты сейчас наиболее глубоки, и будут иметь самые тяжкие последствия.      

 

Конфликтами охвачены  все сферы  жизни  российского  общества. Особенно социальная и политическая.  И молодежь находится на самом гребне этой волны конфликтов.

 

Понимание  характера конфликтов,  их причин и последствий   позволит, в идеале, своевременно выявить конфликт и урегулировать его к обоюдному согласию сторон.     

 

А главное, нельзя забывать, что любое общество жизнеспособно, если у него есть будущее. Будущее общества – это его молодое поколение. Если сейчас не направить энергию молодежи в созидательное русло, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что наше общество ОБРЕЧЕНО.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. "Социология конфликта" А.Г. Здравомыслов АО «Аспект  пресс».,  М.,         1994 
  2. «Социология». С.С.Фролов «Гардарики»., М., 1999 г.
  3. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 2005.
  4. Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Общее и особенное. Москва, 2002.
  5. Самарин А.Н.  Педагогические идеи А. Ф. Шишкина перед лицом  современного кризиса воспитания в России// Шишкин Александр Федорович. М., 2003 г. Сайт: APRIORI&APOSTERIRI,
  6. Самарин А.Н. III Всероссийская научно-практическая конференция «Построение нравственного (человечного) общества в России» // Вестник РФО, №1, 2004.: http://www.sociognosis.narod.ru/myweb8/docs/report2003.htm,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции социологического знания

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

идея общества

идея естественного закона

идея прогресса

идея метода (познавательный инструмент)

Термин функция в социологии подразумевает:

назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности

зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Функции социологии:

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (вт.ч.организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Социология как наука

 

Функции социологического знания

 

Функции социологии

 

Общая характеристика предметной области социологии.

 

Специфика социологического объяснения.

 

Система социологического знания.

 

Социальное действие и социальное взаимодействие

 

Признаки социального действия

 

Социальное действие.

 

Теории социального взаимодействия

 

Концепция социального обмена

 

Концепция символического интеракционизма

 

Концепция управления впечатлениями

 

Культура

 

1. Осн. теоретические подходы в  исследовании культуры.

 

1. Функционализм

 

2. Символизм

 

3. Адаптивно-деятельностный подход

Информация о работе Социальные конфликты в молодежной среде