Социальные конфликты в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:40, доклад

Краткое описание

Можно задаться вопросом, почему же возникают конфликты? Разве нельзя жить не конфликтуя? Вероятно, нельзя. Дело в том, что суть конфликта заложена в самой природе человека. Все люди разные и представления о жизни у каждого свое. Цель одного человека в этой жизни порой не совпадает с целью другого, на этой почве возникают сложности. Конфликты напрямую связаны с социальной неоднородностью общества, различными уровнями дохода, престижа, власти и других благ цивилизации. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества, когда разрыв между различными слоями населения становится катастрофическим. Вопиющее кричащее богатство и полная нищета на грани выживания – вот два полюса нашего общества! Разве это не достаточная причина для социального конфликта?

Вложенные файлы: 1 файл

сОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ_2.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

 

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. В зависимости от значений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и может быть описано бесконечное многообразие социальных действий.

 

Теории социального взаимодействия

 

Многообразие микросоциологических концепций (например концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.

Концепция 

Автор 

Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как:

1. Социального обмена 

Дж. Хоманс Обмен материальными и нематериальными ценностями

2. Символический интеракционизм 

Дж. Мид, Герберт Блумер Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей

3. Управление впечатлениями (социодраматический подход) 

Эрвин Гоффман Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ.

 

 

Концепция социального обмена

 

Основные идеи концепции социального обмена:

В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.

Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")

 

Концепция символического интеракционизма

 

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.

 

Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.

 

Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

 

Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

 

С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.

 

Концепция управления впечатлениями

 

С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама

 

Культура

 

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

 

Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.

 

Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).

 

Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.

 

1. Осн. теоретические подходы в  исследовании культуры.

 

1. Функционализм

(Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)

 

Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

 

2. Символизм

 

(Т. Парсонс, К. Гирц)

 

Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

 

3. Адаптивно-деятельностный подход

 

(Э. Маркарян)

 

Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

 

2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

 

1. Язык

 

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

 

2. Ценности

 

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

 

Различают ценности:

терминальные (ценности цели)

инструментальные (ценности средства)

 

3. Нормы

 

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

 

Различают следующие виды норм:

формализованные правила (все, что официально записано)

правила морали (связаны с представлениями людей)

образцы поведения (мода)

 

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

 

3. Функции культуры

 

1. Коммуникативная

 

Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

 

2. Регулятивная

 

Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.

 

3. Интегрирующая

 

Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

 

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.

 

4. Культурные универсалии и многообразие  культурных форм

 

Культурные универсалии

 

(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные  всем культурам. К ним относят:

совместный труд

спорт

образование

наличие ритуалов

системы родства

правила взаимодействия полов

язык

и т.д.

 

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

 

Этноцентризм и релятивизм

 

- крайние т.з. в исследовании  многообразия культурных форм.

 

Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".

 

В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура.

 

Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.

 

Элитарная культура

 

Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

 

Народная культура

 

Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.

 

Массовая культура

 

(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается  профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой  аудитории, потребление ее продуктов  не требует специальной подготовки.

 

Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:

прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)

прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

 

Субкультуры

 

Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

 

5. Процессы изменений в культуре

 

1. Группа процессов, связанных с  саморазвитием в культуре

стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)

развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)

планомерное развитие

 

2. Изменение культур, связанное  с их взаимодействием, культурными  контактами.

заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).

Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

 

Социальная коммуникация

 

1. Основные определения и модели  процесса коммуникации

 

Социальная коммуникация это:

передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

 

Модель по Г. Лассуэлу:

 

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)

Что - сообщение

Как - способ передачи сообщения, канал

Кому - аудитория, которой адресуется сообщение

Зачем - с каким эффектом, эффективность

 

Какие бывают эффекты:

поведенческий эффект

оценочные (аксиологические) эффекты

эмоциональный эффект - влияние на страсти человека

познавательный (когнитивный) эффект

 

2. Виды социальной коммуникации

 

По характеру аудитории

межличностная (индивидуализированная)

специализированная (групповая)

массовая

 

По источнику сообщения

официальная (формальная)

неформальная

 

По каналу передачи

вербальная

невербальная

 

Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

 

3. Общественное мнение и социальные  стереотипы как результаты массовой  коммуникации.

 

Социальный стереотип

 

Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Информация о работе Социальные конфликты в молодежной среде