Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:40, доклад
Можно задаться вопросом, почему же возникают конфликты? Разве нельзя жить не конфликтуя? Вероятно, нельзя. Дело в том, что суть конфликта заложена в самой природе человека. Все люди разные и представления о жизни у каждого свое. Цель одного человека в этой жизни порой не совпадает с целью другого, на этой почве возникают сложности. Конфликты напрямую связаны с социальной неоднородностью общества, различными уровнями дохода, престижа, власти и других благ цивилизации. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества, когда разрыв между различными слоями населения становится катастрофическим. Вопиющее кричащее богатство и полная нищета на грани выживания – вот два полюса нашего общества! Разве это не достаточная причина для социального конфликта?
Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.
Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.
Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.
Общественное мнение
Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.
Информационные барьеры
Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Возможные информационные барьеры:
технические
психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)
знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)
ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)
4. Слухи как пример неформальной коммуникации
Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.
слух-мечта
слух-пугало
слух-разделитель
Факторы распространения слухов
проблемная ситуация, создающая информационную потребность
неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
уровень тревожности индивидов
Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.
Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)
а) индивидуальный уровень
адаптация к среде
дезинтеграция индивида
б) групповой уровень
сплочение
разобщение
в) массовый уровень
изменения общественного мнения и коллективного поведения
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.
Малая социальная группа
1. Характеристики малой группы
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы
Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы
Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы
Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
2. Виды и функции малых групп
По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения
формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)
По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида
группы членства (все люди в группе)
референтные группы (значимый для индивида круг общения)
Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
3. Групповая динамика
Групповая динамика включает следующие процессы:
сплочение или разобщение групп;
процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.
Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.
Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.
Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма - негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.
Управление - набор действий, включающих:
целеполагание (в т.ч. принятие решений)
координацию совместных действий
контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.
Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).
Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.
Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.
Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.
Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.
Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим
Направление действий лидера:
Направление
Обеспечить
1. Внешняя среда Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)
2. Межличностные отношения
Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.
Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.
Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)
3. Разрешение конфликтов
Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).
Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.
Модели (стили) управления
Тоталитарный
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Анархический
Различия этих моделей можно установить:
по характеру отношений между управляющими и управляемыми
Доминирование управляющих
Конструктивное равноправие сторон
Доминирование управляемых
по способу принятия решений
Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято
по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель
Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.
по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели
Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.
4. Изучение малых групп
1. Эксперимент
Это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.
Схема эксперимента:
выдвижение гипотез
выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)
определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.
подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.
Пример:
Хоторнские эксперименты (1927-1932)
Тема: Повышение производительности труда.
Условия труда - фактор производительности.
Факторная характеристика - освещенность рабочего места,
нейтральная - содержание труда,
контрольная - производительность труда.
Организация труда
Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.
Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.
Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих. Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.
Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор производительности труда.
Оказалось, групповые нормы - главный фактор производительности труда.
Выводы из эксперимента:
Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.