Социальные конфликты в современной России на почве национальной нетерпимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Мы живем в сложное время, на пересечении двух веков двадцатого и двадцать первого, часто этот период называют «смутным». Смена политических лидеров, и, как следствие, политических взглядов и действий приводят к определенному непониманию действительности со стороны простого, заурядного человека. В результате, жизнь в такой период насыщена различными событиями, осмысливать которые нам приходится самостоятельно. Что же есть «хорошо», а что – «плохо»? Казалось бы, совсем недавно, все было просто и ясно, единые политические лозунги однопартийной системы не давали повода усомниться в их правильности, а сейчас, политические деятели все чаще вовлекают нас в свои «игры», но как же разобраться, какую позицию принять и какую отстаивать – непонятно.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………..с. 3
II. Основная часть. Многонациональная Россия, как исторически
сложившаяся действительность………………………………………………… с. 5
1. История зарождения идеи национального неравенства людей
1.1. Зарубежные течения скинхедов………………………………………….с. 5
Зарождение скин-движения в России……………………………………с. 8
2. Распространение национализма в России и его русификация.
2.1. Причины роста численности и усиления активности российских
«бритоголовых» ………………………………………………………... с.10
2.2. Идеология русских националистов. …………………………………….с.20
3. Многообразие видов и особенности движения неформальных групп
3.1 Виды скинхедов в зависимости от их идеологии………………………..с.23
3.2. Обычаи и традиции………………………………………………………..с.27
3.3. Структура и принципы деления на группы. …………………………….с.32
3.4. Обзор деятельности скин-движения на территории РФ……………….с.36
III Заключение. ………………………………………………………………………с.40
Список литературы ………………………………………………………………... с.41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

лицей

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по обществознанию

на тему:

 

Социальные конфликты  в современной России на почве

 национальной нетерпимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город Бор

2007 год

 

Содержание:

 

 

I.  Введение…………………………………………………………………………..с. 3

II. Основная часть. Многонациональная Россия, как исторически

    сложившаяся действительность…………………………………………………  с. 5

         1. История зарождения идеи национального неравенства людей

         1.1. Зарубежные  течения скинхедов………………………………………….с. 5

    1. Зарождение скин-движения  в России……………………………………с. 8

2. Распространение национализма в России и его русификация.

         2.1. Причины  роста численности и усиления  активности российских    

               «бритоголовых»    ………………………………………………………... с.10

         2.2. Идеология  русских националистов. …………………………………….с.20

         3.  Многообразие видов и особенности движения неформальных групп

         3.1 Виды  скинхедов в зависимости от  их идеологии………………………..с.23

         3.2. Обычаи и традиции………………………………………………………..с.27                           

         3.3. Структура  и принципы деления на группы. …………………………….с.32

         3.4.  Обзор  деятельности скин-движения на  территории РФ……………….с.36

 

III Заключение. ………………………………………………………………………с.40

 

Список литературы ………………………………………………………………...  с.41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

                                                         «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать

                                                              их исключительными. Национальные особенности

                                                              - это только некоторые акценты,  а не качества ,                     

                                                              отсутствующие у других. Национальные особенности

                                                              сближают людей, заинтересовывают  людей других

                                                              национальностей, а не измывают  людей из 

                                                              национального окружения других народов, не

                                                              замыкаю народы в себе. Народы  – это не окруженные 

                                                              стенами общества, а гармонично согласованные

                                                              собой ассоциации...»

                                                                                                                академик Д.С. Лихачев

    Мы живем в сложное  время, на пересечении двух  веков двадцатого и двадцать  первого, часто этот период  называют «смутным». Смена политических  лидеров, и, как следствие, политических  взглядов и действий приводят  к определенному непониманию действительности со стороны простого, заурядного человека. В результате, жизнь в такой период насыщена различными событиями, осмысливать которые нам приходится самостоятельно. Что же есть «хорошо», а что – «плохо»? Казалось бы, совсем недавно, все было просто и ясно, единые политические лозунги однопартийной системы не давали повода усомниться в их правильности, а сейчас, политические деятели все чаще вовлекают нас в свои «игры», но как же разобраться, какую позицию принять и какую отстаивать – непонятно.

   В сложностях и тонкостях  современной политики разобраться  нам помогает курс обществознания. Именно на уроках обществознания  мы узнали о том, насколько  разнопланова современная структура  политических взглядов и позиций.  Наиболее интересными для меня стали политические лозунги националистических партий нашей страны. Наверное, еще потому привлекла меня эта тема, что в настоящее время из средств массовой информации все чаще до нас доходят шокирующие факты преступлений, совершенных на почве национальной нетерпимости, ненависти. Это и участившиеся погромы на рынках представителей кавказской национальности, и избиения африканских студентов, выступления скинхедов и национал большевистских партий .

    Кто эти люди, называющие  себя борцами за «чистоту» нации? Откуда и почему в такой многонациональной стране появилась молодежь, называющая себя скинхедами? Что мы знаем о них?  Каковы их взгляды и позиции? Еще полвека назад Россия боролась против нацистской Германии, а сейчас ее идеи применяют русские националисты. Нет ли в этом политической подоплеки, или, наоборот, их выступления обращены к политикам с целью «достучаться», обратить их внимание на существующую проблему внутри страны. Можно ли нам разделить или опровергнуть такое поведение? Появилась ли эта проблема сейчас или она существовала давно, но в современном мире лишь обострилась? А как обстоят дела у нас в городе, существуют ли подобные группировки у нас? И какова роль отведенного внимания со стороны местной власти к национализму в нашей местности? Основой программ многих политических партий и движений в современной России является патриотизм, ведется активная деятельность по прививанию любви к Родине в различных сферах жизнедеятельности. А можно ли считать настоящими патриотами тех, кто выдвигает лозунг «Россия для русских» и слепо идет под этим лозунгом, отстаивая при этом интересы русских, хотя, зачастую неоправданно жесткими и агрессивными методами? Может национализм является искаженным пониманием патриотизма? И можно ли в условиях действительности, не прибегать к радикальным мерам борьбы между нациями? 

 На эти и другие вопросы  я попытаюсь ответить в своей  работе.

    Работая над  рефератом, я столкнулась с  тем, что литературы на эту  тему очень мало. Я  основывалась  на публикации в газетах, в  основном «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московские новости». Однако в подобных изданиях практически отсутствует научно-публистический подход, что вызвало у меня некоторые сложности при выполнении своей работы, но также и вызвало у меня интерес к поисковой деятельности. Насыщенная статья со статистическими исследованиями, на мой взгляд, очень интересными и стимулирующими к анализу у Марка Урнова, журналиста газеты «Московские новости». Интересный и достаточно своеобразный подход у Дмитрия Беликова, журналиста «Комсомольской правды», именно он наиболее полно и обосновано, без эмоционального окраса изложил суть проблемы. Наоборот, более эмоциональный и красочный подход в изложении материала в ряде статей Ирины Романчевой.  Также, в своей работе я основывалась на таких авторов как Горячева, Закунов, Остапенко, Никитин, Лихачев, Бессонов, который помогли мне представить наиболее полную научно-публицистическую картину, по интересующей меня тематике. Кроме того, в работе я основывалась на  «Большой политологический словарь», «Большая советская энциклопедия», «Уголовный кодекс РФ», все это позволило мне выстроить определенную логику работы, касаемо рассматриваемой темы.

      Таким образом,  исходя из актуальности выбранной  темы, главной целью моего реферата является:

Раскрыть истоки, причины  и последствия конфликтов в обществе, возникающих на почве национальной нетерпимости. Сравнить и проанализировать основные черты социальных конфликтов, происходящих как в Европе, так  и в России.

      Также я  поставила перед собой задачи:

  • Собрать обобщить и систематизировать информацию по вопросу национальной нетерпимости.
  • Провести социальные исследования по данной тематике среди жителей нашего города. Сравнить полученные данные с исследованиями, проводившимися по России в целом.
  • Отследить динамику развития конфликтов в России за последние два десятилетия.

      Работая  над рефератом, я, прежде всего,  хотела исследовать данную тему, т.к. считаю, что ей уделяется  незаслуженно мало внимания.  Мне очень интересна история, так называемые истоки данной проблемы, почему в России оказалась благоприятная ситуация для распространения идеи национальной нетерпимости,  как это коснулось мою малую родину, мой родной город?

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

 

    Основной и главный  вопрос, который возникает у человека, пытающегося разобраться в чем либо – это источник. Что же стало источником зарождения мнения о различиях между людьми по национальным признакам. Наверное, ответ на этот вопрос уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда человек понял и принял наличие на планете Земля существование различий между людьми как внешних, так и языковых, культурных, традициональных, тогда и возникли первые противоречия на тему, кто из них главнее, так называемое внутреннее структурирование человеческого общества.

     Наиболее яркими и  смелыми, в проявлении своих  националистических идей стали  англичане, именно там появились  первые, так называемые скинхеды. Произошло это в начале 60-х  годов на базе трех агрессивных  молодежных движений hard-mods (стиляг), taddi bous (гопников), и boot bous (футбольных фанатов). Эти люди отличались ото всех остальных не только своими убеждениями, но и внешне - стриглись под короткий бобрик (обычно с бачками). Тогда как общепринято было иметь длинную стрижку, поэтому между собой их стали называть «бритоголовыми». Основную массу которых составляла молодежь рабочих районов.

      Позже, между 1967 – 1969 годами движение «бритоголовых»  несколько видоизменилось, они стали  носить тяжелые ботинки, джинсы  на подтяжках или военные брюки, армейские футболки, татуировки (нацистская или тюремная символика) и обязательно стриженная «под ноль» голова, тогда же возникло название skinhead‘s (кожаные головы). Это была та же молодежь рабочих районов Британии, в их состав входили мулаты и негры, однако никаких конфликтов не возникало. Никакой общей идеологии не было (смешаны коммунизм и фашизм (концепция нации как высшей и вечной реальности, основанной на    общности крови, задача которой борьба за сохранение чистоты крови и расы и разделение рас как высшие и низшие.), антифеминизм (отрицание равенства полов) и страсть к футболу). Не существовало и общей организации - бритоголовые объединялись в шайки по территориальному принципу и били всех, кто, по их мнению, являлся «человеческим мусором»: азиатских эмигрантов, негров, богатых, верующих, да и просто необычно выглядящих людей.                                                              
      Несмотря на то, что первые бритоголовые появились в Великобритании уже в 1967-1969 годах поначалу, они не были связаны с расистскими группами, да и вообще не интересовались политикой. Тем не менее, расизм (совокупность научных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.) был свойственен многим представителям этого движения с самого начала. В 70-е годы британские фашистские организации, такие как Национальный Фронт и Британское Движение, приступили к целенаправленной вербовке скинхедов в свои ряды.  
   В середине 80-х в Англии возник сильный экономический кризис, целые графства превратились в «зоны социального бедствия», существенно увеличилась безработица. Неблагоприятные экономические условия совпали с увеличением количества нелегальных иммигрантов из стран Азии и Африки. Как следствие этого в обществе существенно обострились межрасовые конфликты и противоречия. К этому времени многие группы британских бритоголовых положительно восприняли расистские идеи и принципы крупных неонацистских объединений. Неблагоприятная ситуация, сложившаяся в стране, послужила мощным фактором роста и усиления английского националистического движения, излюбленным лозунгом которых стал: «Сохраним Британию белой», появилась собственная идеология и даже свой собственный музыкальный стиль.

  Через некоторое время британское  движение раскололось на две  противоборствующие группы, разойдясь  во мнениях. Главным идеологическим  центром английских националистов  стал город Лондон, однако наибольшее (по общей численности) число неформальных молодежных организаций бритоголовых находится в промышленных районах городов севера страны.

    Затем идеи Англии  подхватила и Германия. Основоположником идеи борьбы за чистоту нации стал Адольф Гитлер, именно он считал немецкую нацию высшей по своим характеристикам над всеми другими. Активное же распространение идей, после разгрома идеолога в период Второй мировой войны получило вторую жизнь уже в 80-е годы, когда в стране насчитывалось уже до 3,5 миллионов гастарбайтеров (иностранных рабочих) вместе с семьями. Западногерманские борцы отличались своей жестокостью, и если в Британии и Америке были известны массовые избиения чернокожих и азиатов, то немцы сразу прославились убийствами. Их жертвами были как правило турки и курды ( те самые гастарбайтеры), были, впрочем, случаи убийства тунисцев, цыган, тамилов и пакистанцев. Регулярными стали нападения на турецкие и культурные курдские и молодежные центры, бары и кафе.

    Очень быстро германское  скин-сообщество превратилось в  самую грамотную скин-тусовку (группу единомышленников) в мире. Германские бритоголовые неоднократно устраивали массовые акции чисто политического характера. Во Франкфурте на Майне они нападали на профсоюзные митинги и демонстрации, в Дуйсбурге громили штаб-квартиры местных антифашистских организаций, в Гамбурге однажды устроили многочасовую осаду Дома молодежи, в котором помимо немцев собирались греки, португальцы и югославы. В апреле 1985 года во время съезда неонацистской Германской партии Северный Рейн-Вестфалия скинхеды, осуществлявшие охрану съезда, напали на демонстрацию антифашистов и избили несколько десятков человек. В 90-х годах германские наци-скины прославились массовыми поджогами общежитий иммигрантов-переселенцев.  
   После падения Берлинской стены и включения ГДР в состав ФРГ движение наци-скинов пережило в Германии новый расцвет. Население, проживающее на территории «Восточных земель» ФРГ (бывшая ГДР) после интеграции оказались в глубочайшем экономическом кризисе. В Германии повторилась британская история: озлобленные, отчаявшиеся, безработные восточногерманские подростки массами вербовались в скин-группы. За счет «наци-скинов» из «Восточных земель» неонацистские организации, удвоили, утроили, а некоторые удесятерили свою численность.

     В состав американских националистов входила агрессивно настроенная молодежь, настроенная против чернокожего и латиноамериканского населения страны. Их деятельность сводилась к уличным потасовкам, пик которых приходился на 80-е - начало 90-х годов. Позже их поведение стало более мирным и заключалось в проведении «арийских» фестивалей и деловых мероприятиях. Идеологическими центрами стали штаты Калифорния и Орегон.

Информация о работе Социальные конфликты в современной России на почве национальной нетерпимости