Социальные конфликты в современной России на почве национальной нетерпимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Мы живем в сложное время, на пересечении двух веков двадцатого и двадцать первого, часто этот период называют «смутным». Смена политических лидеров, и, как следствие, политических взглядов и действий приводят к определенному непониманию действительности со стороны простого, заурядного человека. В результате, жизнь в такой период насыщена различными событиями, осмысливать которые нам приходится самостоятельно. Что же есть «хорошо», а что – «плохо»? Казалось бы, совсем недавно, все было просто и ясно, единые политические лозунги однопартийной системы не давали повода усомниться в их правильности, а сейчас, политические деятели все чаще вовлекают нас в свои «игры», но как же разобраться, какую позицию принять и какую отстаивать – непонятно.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………..с. 3
II. Основная часть. Многонациональная Россия, как исторически
сложившаяся действительность………………………………………………… с. 5
1. История зарождения идеи национального неравенства людей
1.1. Зарубежные течения скинхедов………………………………………….с. 5
Зарождение скин-движения в России……………………………………с. 8
2. Распространение национализма в России и его русификация.
2.1. Причины роста численности и усиления активности российских
«бритоголовых» ………………………………………………………... с.10
2.2. Идеология русских националистов. …………………………………….с.20
3. Многообразие видов и особенности движения неформальных групп
3.1 Виды скинхедов в зависимости от их идеологии………………………..с.23
3.2. Обычаи и традиции………………………………………………………..с.27
3.3. Структура и принципы деления на группы. …………………………….с.32
3.4. Обзор деятельности скин-движения на территории РФ……………….с.36
III Заключение. ………………………………………………………………………с.40
Список литературы ………………………………………………………………... с.41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

       Интересно было  бы узнать, существует ли взаимосвязь  в соотношении между территориальным  центром и окраинами и количеством, качеством и характером их деятельности в России. Ведь бытует мнение, что в крупных городах, молодежь занимает более активную общественно-политическую позицию. Так ли это?  А как дела обстоят в нашей местности?  Насколько это близко от меня, моих одноклассников, моих земляков? 
     На настоящий момент, самым передовым городом, неформально называемым  «столицей «коричневой молодежи»» является Санкт – Петербург.  Именно здесь существует и действует наиболее деятельные и активные представители агрессивно настроенной молодежи. Основоположником такого движения стал Шульцев, который объединил вокруг себя группировку, носящую в последствии название «Шульц – 88». Они отличались особой жестокостью и нетерпимостью, носящую национальный характер. Данная группировка очень часто организовывала различные митинги и демонстрации, пытаясь таким образом более ярко заявить о себе и своих идеях. Естественно, что такое публичное и неправомерное поведение не могли пропустить городские власти. И в результате, главный организатор был арестован и осужден по статье «Разжигание межнациональной розни»(1). Однако, его идеи успели подхватить другие, и на смену «Шульц - 88» пришли не менее агрессивно настроенные группировки «Банда без названия» и «Мэд Крауд», потрясшие Санкт – Петербург своими выступлениями, в частности убийствами. По последним данным в северной столице насчитывается около 1,5 тысяч молодых людей, называющих себя «борющимися на чистоту нации».

    В Ярославле в 1997 году  музыкантами местного скин-коллектива, так же называемого «Totenkopf» на настоящее время группа называется T.N.F. «Национальный Террористический Фронт» была создана организация «White Bears», насчитывающая несколько десятков человек.  
    В Воронеже существует организация бритоголовых до полусотни человек. Как ни странно, сотрудничают с левыми (НБП).  
    В Краснодаре скинхеды имеют тенденцию к организации. Предпринимают активные политические акции, к примеру, 7 ноября 2003 года до трех десятков скинов пришли на антифашистский митинг Левого антифашистского сопротивления, воспользовавшись численным перевесом (антифашистов было около 20), сорвали флаг и затеяли драку.  
В Самаре, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове от одной до нескольких сотен.  
    В Сибири существует и активно действует относительно небольшая и сплоченная скин-группа численностью около десяти человек.  
    В Иваново имеется собственная скин-группа «Ультра», выступающая не только в Иваново, но и в ряде крупнейших городов России - Москве, Санкт-Петербурге, и ряде других.  
    Помимо собственной музыкальной скин-группы «Ультра» до августа 1997 года в Иваново существовало так называемое «бритоголовое братство». В эту организацию входило до 200 человек, некоторые участники были детьми весьма высокопоставленных родителей. Однако организация была раскрыта органами МВД и местной милицией. Тем не менее, значительная часть бритоголовых - членов « бритоголового братства» не попала в поле зрения правоохранительных органов и уцелела, продолжая активную деятельность.  
    В Волгограде и Волжском за период 2001-2005 годов деятельность бритоголовых заметно усилилась. В основном волгоградские скинхеды - это подростки 14-20 летнего возраста, придерживающиеся расистских убеждений.

 

  1. Уголовный кодекс РФ// статья 282 . 2005 год

Очень часто группы бритоголовых совершают нападение на посетителей рок-концертов в местном кинотеатре «Родина» города Волжского, на аллее Героев Волгограда, а также в учебных заведениях (школах, институтах, и прочих), где обучаются некоторые из них. Культ силы и агрессии привлекает в их группировки все больше подростков и молодежи. Акции Волгоградских и Волжских бритоголовых становятся все серьезнее.

   В Архангельске, довольно  долгое время существовала организованное  и сплоченное скин-объединение  численностью до несколько десятков активных членов. Начало организованного периода существования архангельской организации начинается с первой половины 1997 года, когда 10 человек в возрасте от 14 до 18 лет создали свою организацию скинхедов. Целью своего общественного объединения подростки ставили изгнание из Архангельска лиц, относящихся к нациям и народностям Кавказа путем применения к ним насилия. Все они - учащиеся ПТУ, колледжей и гимназий, - носили черные куртки, джинсы, высокие ботинки и были острижены «под ноль». Атрибутами организации стали нарукавные повязки со свастикой и черный флаг. Основным результатом деятельности организации стало совершение серии хулиганских нападений с нанесением тяжких телесных повреждений нескольким гражданам азербайджанской и грузинской национальности. Это послужило причиной привлечения внимания правоохранительных органов к деятельности организации и, в конечном счете, к раскрытию ее деятельности. В ходе судебного следствия некоторые участники архангельской скин-организации были осуждены. Однако основная часть «верхушки» архангельских бритоголовых или не попала в поле зрения правоохранительных органов или сумела получить условные сроки тюремного заключения.

        В Нижнем  Новгороде до 1000 скинов, однако почти  все данные организации действуют  практически незаметно и стараются не попадаться на глаза местным правоохранительным органам. По данным ГУВД г. Нижнего Новгорода, за 2002 год преступлений и крупных правонарушений, совершенных на почве национальной нетерпимости зарегистрировано не было.

      Что же касается нашего города, то ни статистических данных об их количестве нет. По моим личным опросам и исследованиям, на Бору насчитывается около 25 молодых людей, называющих себя скинхедами, однако все они причисляют себя к тем или иным нижегородским неформальным организациям. ГУВД г.Бор заявила о нераспространении подобного рода информации. И все же, мне удалось узнать о том, что просто данных исследований в нашем районе не проводилось. Тем более правонарушений зарегистрировано не было за всю историю существования нашего города.

     Еще в 2002 году, несмотря  на большую освещаемость конфликтов, возникающих на почве национальной  нетерпимости,  в СМИ, правоохранительные  органы мало обращали внимание  на бритоголовых, а в судах  вердикты по статье 282 УК РФ  «за разжигание национальной нетерпимости» не выносились даже в самых крайних случаях. Однако, после «волны» убийств, «прокатившейся» по стране, власть отрицать и не замечать проблему уже не могла. Все началось в 2004 году, когда  в Санкт-Петербурге произошло два страшных убийства, которые разделяют пять месяцев. Первое произошло в сентябре, второе — в феврале. Преступления очень похожи: обе убитые — девочки, обе — таджички. Сентябрьской жертве было 5 лет, февральской — 9. При этом сентябрьское дело осталось незамеченным, лишь промелькнуло в милицейских сводках. Зато февральское вылилось в скандал чуть ли не международного масштаба. “Убийство, которое потрясло всю Россию”, — так оценили смерть 9-летней Хуршеды Султановой. Губернатор Валентина Матвиенко приказала “из-под земли достать преступников и устроить показательный суд”, а министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев взял расследование под личный контроль. После чего и начались в Санкт-Петербурге так называемые «зачистки», теперь любой человек, хоть немного своим внешним видом напоминающий скинхеда, внимательно осматривался питерской милицией. В специальную картотеку можно было попасть за свастику, нарисованную в школьной тетрадке.

     Статистика преступлений, совершенных на национальной  почве, в других городах России тоже не утешительная, так в период 2005-2007 годов практически каждый день совершается преступление против иностранных граждан, например, 10 декабря 2006 г., в Санкт-Петербурге совершено нападение на студента из Индии Махаммада Фаруха Накхе Хусана, в ноябре 2006 г. в г.Полесск Калининградской области, около 6 молодых людей устроили побоище на автовокзале, 30 ноября 2006 г. в Омске 19-летний житель города убил 33-летнего гражданина Казахстана, 5 декабря 2006 г. в Москве неизвестные напали на двух граждан Вьетнама. И это лишь малая часть того, что происходит на улицах нашей страны.

      Сейчас  эта проблема вплотную подобралась  и к Нижнему Новгороду, так,  по данным правоохранительных  органов,  «17 мая 2006 года Иконников и еще порядка 40 подростков задумали провести так называемую "акцию возмездия". Около 20:00 они на улице Большая Печерская в Нижнем Новгороде избили 12 уроженцев Армении. Во время избиения выкрикивались лозунги националистического характера… И 15 ноября Иконникову, лидеру движения скинхедов Нижегородского района, было вынесено обвинение по ст. 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", ст. 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" и ст.161 "Грабеж" УК РФ… Так же 6 июля 2006 года в Сормовском районном суде закончилось рассмотрение уголовного дела по обвинению в отношении двух несовершеннолетних подростков, имена которых не называются. Приговором суда один из обвиняемых был признан виновным по ст. 105 ч. 1 УК РФ (убийство) и осужден к 6 годам лишения свободы. Что касается другого обвиняемого , то его суд признал виновным по ст. 282 ч. 1 УК РФ (совершение действий, направленных на возбуждение ненависти по признаку национальности) и назначил наказание в виде штрафа в сумме 45000 руб.» (1). Сейчас, по данным ГУВД, в Нижнем Новгороде насчитывается несколько сотен человек, входящих в состав неофициального движения скинхедов.

    Таким образом, можно  предположить, что экстремистская  деятельность на почве национальной  нетерпимости не пропала, кроме того, число скинхедов и группировок, за последние 5 лет не сократилось. Изменилось лишь отношение к происходящему со стороны властных структур, поэтому возможно, что в недалеком  будущем все же деятельность скинхедов пойдет на спад, общественность не может упрекать власть в бездействии. Результат грамотно построенной политики в данной области даст свои плоды. Можно будет избежать новых жертв.

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

              1.Д. Егоров  «криминал»\\ «Сормович» 2007. №30.

 

      Но если с властью и милитаризованными службами все более или менее ясно, то, что же думают люди сами по этому вопросу? Обратимся к статистике. По данным «Левада-центра» «60-75% россиян симпатизируют национальным взглядам, а желание ограничить проживание «лиц кавказской национальности» на территории России выражает около  60% наших соотечественников.

По данным того же «Левада-центра» отношение россиян к представителям различных наций такого:

    

 

 

46 % опрошенных москвичей ответили, что у них сложилось отрицательное отношение к    азербайджанцам,

40 % - к чеченцам,

34 % - к армянам,

33 % - к грузинам,

33 % - к цыганам,

11 % - к татарам,

8 % - к евреям,

7 % - к молдаванам,

7 % -  к латышам,

3 % - к украинцам.» (1)

Из этого графика видно общее настроение москвичей, но несмотря на то, что в других городах России подобных опросов не проводилось, цифры, на мой взгляд, наверняка схожи.

 

Что касается моего города, то мы провели  опрос среди учащихся школ и техникума  БСИЭТ в возрасте 15-17 лет. И исследовали отношение молодежи к представителям другой национальности.

нация

Толерантное отн(%)

Среднее (%)

Крайне нетерпимое(%)

азербайджанцы

22%

33%

4%

чеченцы

20%

31%

10%

Армяне

24%

23%

20%

грузины

20%

10%

27%

цыгане

10%

6%

44%

евреи

34%

29%

8%


 

 

                   1. М.Урнов "Жесткая диктатура надежды»// Московские новости" 2004 №12.

 

    Из представленной таблицы  видно, что наиболее нетерпимо  учащиеся относятся к цыганам,  видимо, это связано с их нелегальной  деятельностью в области распространения наркотических средств. Также,  нетерпимость, но в меньшей степени, опрашиваемые проявляют к армянам и грузинам. Это связано с тем, что подавляющее число данного этноса занимается в области уличной торговли и их поведение весьма вызывающее. Наиболее толерантно опрашиваемые относятся к евреям и азербайджанцам, т.к. их численность и деятельность на нашей территории незначительна. К представителям вышеуказанных народов опрашиваемые относятся с некой осторожностью и недоверием. 

   Так что делать для предупреждения межнациональных конфликтов в России? Неужели ситуация настолько остра и безнадежна? Как отмечают специалисты «Левада-центра», «поиски ответа на этот вопрос обнаруживают растерянность и дезориентацию в общественном мнении, которое зачастую испытывает влияние националистических и шовинистических установок.

52% опрошенных склонны поддержать  официальное признание России  «государством русского народа»,  в котором все нерусские и  приезжие могут жить и работать  с определенными ограничениями;

40% с этим не согласны (в обзоре подчеркивается, что люди не согласны с антидемократическим и антиконституционным предложением, но была ли это оценка респондентов, или оценка авторов обзора - не вполне понятно);

44% заявили, что одобрили бы  ограничение публикаций в СМИ по поводу бытовых, хулиганских и пр. конфликтов между людьми разных национальностей, чтобы не допускать разжигания межнациональной розни;

35%-Возражают против этого.

  Одновременно 66% опрошенных согласны  с тем, что личное влияние  высших руководителей государства и других авторитетных деятелей должно быть использовано для того, чтобы создать в обществе атмосферу нетерпимости по отношению к вылазкам националистов.

   Возражают против этого  17%.»(1)

 

В сравнении с выше представленными  статистическими данными, мои ровесники, борчане, выход видят в следующем.

42% утверждают, что нужно более  толерантно относиться к представителям  иных наций, улучшать культуру  взаимоотношений между людьми.

10% считают, что необходимо усилить  контроль над приезжими и их деятельностью в России.

8% выражают агрессивную точку  зрения, считают, что нужно вести  более жесткую политику в отношении  людей других наций.

4% призывают к уменьшению пропаганды  националистических идей из СМИ.

35% опрашиваемых затрудняются ответить  на данный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. М.Урнов "Жесткая диктатура надежды»// Московские новости" 2004 №12.

 

 

 

 

Одновременно с этим, проанализируем отношение опрашиваемых нами людей  к так называемым «борцам за чистоту  нации».

55 % характеризуют скинхедов как  простых хулиганов, в действиях которых нет никакой политической подоплеки.

37 % опрашиваемых называют их  преступниками.

И лишь 7% считают скинхедов патриотами, отстаивающими интересы русской  нации.

 

 

  А по отношению  к экстремистским  действиям со стороны бритоголовых вырисовалась следующая картина:

69% опрашиваемых выразили крайне  негативное отношение;

Информация о работе Социальные конфликты в современной России на почве национальной нетерпимости