Социальные причины распространения одиночества в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

У людей, естественно, возникает желание понять причины своего одиночества Понимание причин одиночества помогает разобраться в неприятной ситуации и может стать первым шагом на пути решения проблем в своих отношениях с обществом. Объяснения причин одиночества дают важные ориентиры для борьбы с ним.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические подходы к одиночеству……..……………………...4
1.1.Психодинамические модели ………………………………………….5
1.2 Феноменологическая перспектива Роджерса………………………..7
1.3 Экзистенциальный подход…………………………………………….8
1.4 Социологические толкования………………………………………....9
1.5 Интеракционистская точка зрения…………………………………..11
1.6 Когнитивный подход…………………………………………………12
1.7 Интимный подход…………………………………………………….13
1.8 Общая теория систем…………………………………………………14
Глава 2 Типология одиночества……………………..……………………….15
Глава 3 Социальные причины одиночества…………………………………18
3.1.Причины одиночества в детстве………………………………………18
3.2 Причины одиночества в юности………………………………………19
3.3. Причины одиночества в студенчестве………………………………..22
3.4 Причины одиночества и удовлетворения социальными связями в
Старости………………………………………………………………....24
Выводы…………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

соц.причина одиночества.docx

— 85.39 Кб (Скачать файл)

Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества; для них оно изначально имманентно человеческому существованию.

1.4 Социологические толкования

Боумен [Bowman, 1955), Рисмен [Riesman, Glazer &Denney, 1961] и Слейтер [Slater, 1976] – представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ве­

дущих к усилению одиночества в  современном обществе:

1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности. И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы

определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. (В этом смысле анализ Рисмена, видимо, дополняет анализ Роджерса.) Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других» (енаправденная вовне») личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены нашего «направленного вовне» общества образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги, «одинокую толпу».Для Слейгера проблема американца как личности заключается не в «направленности вовне», а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к «проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации» . Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество. Слейтер утверждает:[16]

«Индивидуализм воплощен в стремлении отвергнуть р~альность

человеческой взаимозависимости. Одна из основных целеи амери­

канской технологии - «освобождение» от необходимости согласования,

подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожа­

лению, чем больше мы преуспеваем  в этом, тем сильнее мы ощущаем

разобщенность, скуку и одиночество»

Можно сказать, что Рисмен и Слейтер  не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида.[28]

Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают

постоянное негативное воздействие на личность. И конечно, Боумен, как и многие другие социологи, делает упор на значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод). Формулируя свою точку зрения, Рисмен и Слейтер использовали в качестве источников рассуждений прежде всего художественную литературу, статистические данные и данные средств массовой информации.

1.5 Интеракционистская точка  зрения

Вейс - главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистское по двум причинам. Во-первых,он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. В этом смысле точка зрения Вейса сходна со взглядами Серма . Во-вторых, Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.[14]

Вейс  установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.[7]

Вейс проводил семинары для вдовцов и недавно разведенных. Думается, что именно из собственных попыток оказать помощь участникам этих семинаров он вывел многие из своих теоретических положений. Его интересует «обычное» одиночество - состояние, переживаемое многими, если не большинством людей, на протяжении всей их жизни. Он рассматривает одиночество

как нормальную реакцию. Очевидно, Вейс имеет в виду как внутренние (характерологические), так и внешние (ситуативные) причины одиночества. Тем не менее он ясно дает понять, что «из двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным в этом случае» . Вот поэтому Вейс особо и подчеркивает текущие события в жизни личности ключевой фактор формирования одиночества. Что касается причин возникновения подобного состояния, то здесь интересно отметить, что Вейс допускает возможность участия в формировании одиночества даже инстинкта.[13]

1.6 Когнитивный подход

Энн Пепло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания, Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени.

Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами­ желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. В этом смысле точка зрения Пепло близка взглядам Серма [Sermat, 1978]. Такая постановка вопроса способствовала классификации опубликованной литературы по одиночеству и интерпретации тех гипотез, которые в противном случае оказались бы парадоксальными .

Как и Вейс, Пепло интересовалась явлением одиночества среди «нормального» населения. Важную роль в ее теоретических формулировках играли эмпирические данные обследований и экспериментов. К поискам причин

одиночества Пепло подходит достаточно широко: она исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование личности. Когнитивные факторы - отличительный аспект ее теоретизирования - это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.[21]

1.7 Интимный подход

Дерлега и Маргулис употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают что социальные отношения, бесспорно, способствуют' достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимои для доверительного общения.[12]

В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс.

Главным источником теоретических идей Дерлеги и Маргулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследования. Несомненно, они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности. Тем не менее их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития.

Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству.[5]

1.8 Общая теория систем

Фландерс формулирует общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

Рассуждения Фландерса об одиночестве не имеют эмпирического источника; они свидетельствуют о дальнейшем распространении системной теории Миллера. При этом Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория соподчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный.

Отрезок времени, необходимый для  того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы пове­

дения включены в развивающуюся динамику общей структуры.[18]

 

 

 

 

 

Глава 2 Типология одиночества

 Традиционная классификация

1. Одиночество  как переживание, не выходящее за пределы нормы;

2. Патологическое  одиночество (клинические случаи; сопровождаются депрессией, апатией, вспышками гнева, присутствует мотив самоистязания).

Различают три типа одиночества: хронический, ситуативный, преходящий.

Хроническое одиночество наступает тогда, когда  индивид в течение длительного периода в жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

Ситуативное одиночество обычно появляется как  результат каких-либо стрессовых событий  в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например, брачного. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

Преходящее  одиночество выражается в кратковременных  приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно  проходят, не оставляя после себя никаких следов. [19]

Интересную  классификацию типов одиночества  предложил Садлер. Он выделил элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, и назвал его личностным миром. Он имеет четыре основных направления, в соответствии с которыми человек реализует свои возможности:

1. Уникальность  судьбы индивида: актуализация внутреннего  «Я» во всей его многозначности;

2. Традиции  и культура личности (то есть личностные ценности и идеи);

3. Социальное  окружение. Реализация социальных ролей.

4. Восприятие  других людей.

В соответствии с этими критериями выделяется четыре вида одиночества: экзистенциальное, или космическое одиночество; культурное одиночество; социальное одиночество; межличностное одиночество.[15]

Одиночество становится особенно нестерпимым, если оно представляет собой комплекс этих четырёх видов. Остановимся подробнее на этой классификации:

1. Экзистенциальное одиночество.

Оно связано, во-первых, с постижением себя как  целостной реальности, соотнесения себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, общению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может (его можно лишь на время приглушить), так как причины его лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это переживание не у всех, а лишь у людей определённых профессий, тесно связанных с природой и т.п.

Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в причастности к Богу, мистическому. При её фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм.

В-третьих, у человека может остаться неудовлетворённой  сильнейшая потребность в осознании собственной уникальности.

Человек, переживающий самоотчуждение, осознаёт, что развитие одной стороны «Я» сводит на нет, развитие остальных и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в виде стремления к «истинному Я».

2. Культурное  одиночество – переживание отрыва  от культурного наследия, которое  являлось существенной частью  жизни. В основном переживается в виде разрыва со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодёжи.,[11]

3. Социальное  одиночество встречается гораздо  чаще. Связано с взаимоотношениями личности и группы. Источниками социального одиночества могут быть: изгнание, отвержение группой, неприятие.

Человек чувствует, что его оттолкнули, исключили, не оценили и так далее. Ощущение изгнания, того, что человек  лишний, часто наблюдается у людей  с неустановившимися социальными  ролями. Для таких людей характерно беспокойство о своём социальном положении, тревога относительно социальной идентичности.

Страдают от такого одиночества  в основном люди, нуждающиеся в  социально значимой включённости: старики, малообеспеченные, эксцентричные люди, подростки, женщины. По мнению многих авторов, именно из страха перед социальным одиночеством люди так активно включаются в социальную деятельность, в коллектив, в общение.

Информация о работе Социальные причины распространения одиночества в современном мире