Социальные причины распространения одиночества в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

У людей, естественно, возникает желание понять причины своего одиночества Понимание причин одиночества помогает разобраться в неприятной ситуации и может стать первым шагом на пути решения проблем в своих отношениях с обществом. Объяснения причин одиночества дают важные ориентиры для борьбы с ним.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические подходы к одиночеству……..……………………...4
1.1.Психодинамические модели ………………………………………….5
1.2 Феноменологическая перспектива Роджерса………………………..7
1.3 Экзистенциальный подход…………………………………………….8
1.4 Социологические толкования………………………………………....9
1.5 Интеракционистская точка зрения…………………………………..11
1.6 Когнитивный подход…………………………………………………12
1.7 Интимный подход…………………………………………………….13
1.8 Общая теория систем…………………………………………………14
Глава 2 Типология одиночества……………………..……………………….15
Глава 3 Социальные причины одиночества…………………………………18
3.1.Причины одиночества в детстве………………………………………18
3.2 Причины одиночества в юности………………………………………19
3.3. Причины одиночества в студенчестве………………………………..22
3.4 Причины одиночества и удовлетворения социальными связями в
Старости………………………………………………………………....24
Выводы…………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

соц.причина одиночества.docx

— 85.39 Кб (Скачать файл)

Ещё одна разновидность социального  одиночества может возникнуть, когда  человека воспринимают только как роль.

4. Межличностное  одиночество обычно выступает  в тесной связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или непониманием, неприятием каким-либо конкретным человеком. Люди, испытывающие все четыре вида одиночества, страдают аномией (расстройством личности). Аномичные люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем. Они также списывают всю ответственность на судьбу или что-то ещё. У аномичного человека часто возникает ощущение, что он живёт в пустом пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования. Жизнь утрачивает ценность, часты попытки суицидов. Такие люди самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества.[17]

 

Глава 3 Социальные причины одиночества

3.1.Причины одиночества  в детстве

  • Отсутствие навыков общения

Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения.

Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими различными навыками. Они должны уметь включаться в групповую деятельность, научиться с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом и проявлять чуткость и такт. [22]

  • Смена школы или местожительства

Социологи, давно изучающие последствия кратковременной и долговременной разлуки детей с родителями,не провели, по сути, никакого систематического исследования разлуки детей со своими друзьями. И тем не менее рассуждения о последствиях переезда детей на новое местожительство весьма распространены и по большей части представляют собой общие предположе­

ния. Говоря о первых годах в школе, Салливан [Sullivan, 1953, р. 241-242] заявляет, что частые переезды нередко «губительно» воздействуют на жизнь детей и что любые переезды в этот период могут стать серьезной помехой для общения. Не так давно один видный детский психолог высказал предположение, что переезд травмирует как дошкольников, так и подростков, «жизнь которых расстроилась из-за того, что они покинули родной город и оставили там друзей» [см.: Packard, 1972].

Резкая реакция на переезд может  быть отчасти понята как горестная реакция на потерю особо близких друзей, тех людей, с которыми человек привык общаться и находить у них поддержку. Подобные потери обычно вызывают чувство одиночества, депрессию, раздражительность и гнев. Такие чувства может испытать ребенок, у которого друг переехал на новое место жительства,а также тот ребенок, который переехал сам.

Дополнительная трудность заключается  в том, что ребенок, переехавший на новое место жительства, должен теперь стать частью нового социального окружения,где - что значительно ухудшает положение - «каждый ведет себя так, будто знает каждого очень давно». У детей любого возраста такие переезды могут возродить все трудности и опасения, какие он испытывал при первом появлении в кругу дошкольников. Иногда завести новых друзей оказывается особенно трудным делом для детей старшего возраста, так как к концу детского возраста компании, как правило, уже сложились, и в них

нелегко войти новичку.

3.2 Причины одиночества в юности

Наиболее остро проблема одиночества  выражена в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания,  с усилением потребности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий,  как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность [5].

Переориентация общения с родителей  и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей,  а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Потребность в общении со сверстниками,  которых не могут заменить родители,  возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллек-тивно-групповым .

Как известно,  другой психологически обоснованной потребностью в поростковом возрасте является потребность в уединении,  поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения,  оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Как только люди попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной, географической,  социальной или тюремной изоляцией,  то сразу же все непосредственные («живые»)  связи с другими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок,  характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей),  создают силой воображения партнеров

(в ряде случаев в форме  ярких эйдетических образов, спроецированных  во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.

В период юности ребенок открывает  свой внутренний мир.  Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями.  Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах [2].

Почти все дети проходят через периоды  страшного одиночества,  которые  просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.  Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте, некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания.  Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей.

В дневнике идет проверка самого себя,  дается отчет о своих поступках и намерениях, в нем пишут то, о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, у юношей редко бывает в этом потребность.  Многие ведут дневник,  потому что испытывают одиночество,  им не с кем поговорить «по душам».

Если подросток много времени  проводит со сверстниками,  это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы,  родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей − изоляция ребенка. Изолированный ребенок − одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. [24]

Во-вторых,  это специфический  вид межличностных отношений.  Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому

коммуникативных качеств.  Соревновательность групповых взаимоотношений,  которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих,  это специфический  вид эмоционального контакта.  Создание групповой принадлежности,  солидарности,  товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение [10].

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

3.3 Причины одиночества в студенчестве

При переходе из средней школы в университет абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, которое приведет

к значительному развитию личности. Однако некоторым студентам такая задача может оказаться не по силам.

Для них состояние одиночества становится преобладающим на протяжении всех лет пребывания в университете. Данные, полученные в результате тестирования новичков университета, могут пригодиться тем, кто стремится помочь студентам пережить процесс социальной адаптации. Обнаруженные факты говорят о том, что определенные необоснованные взгляды студентов

играют важную роль в возникновении одиночества, придавая ему затяжной характер.

Один из ключевых выводов  тестирования заключался в определении важности субъективной удовлетворенности людей своими отношениями. Хотя число связей действительно влияет на одиночество, качественная оценка людьми своих отношений имеет здесь гораздо большее значение. Таким образом, можно добиться больших результатов в преодолении одиночества, если приложить усилия к укреплению и углублению нескольких имеющихся связей, а не гнаться за количеством случайных знакомств.

Недовольство отношениями может возникнуть по разным причинам. Одним из источников неудовлетворенности являются непрактичные нормы социальных взаимоотношений. Данные свидетельствуют о том, что студенты устанавливают нормы общения, наблюдая за ровесниками. Им хочется, чтобы их жизнь была такой же волнующей, активной и полнокровной, как и у окружающих их людей. Однако восприятие студентами отношений своих ровесников бывает порой весьма искаженным. Одинокие студенты могут не знать, что и на долю их кумиров выпадают вечера, проведенные в одиночестве.  Другой причиной недовольства отношениями может быть необоснованно ограниченное представление о том, что требуется для удовлетворительного общения. Данные тестирования показали, что одинокие студенты

настаивали на том, что для преодоления  одиночества им необходима романтическая привязанность. Успешно справились со своим первоначальным одиночеством именно те студенты, которые к концу учебного года имели удовлетворительный круг друзей. Одинокие студенты зачастую упускают из виду возможность с кем-то подружиться из-за своих поисков романтических взаимоотношений. Они могут и не подозревать о «социальных потребностях», которые удовлетворяются при тесном общении с друзьями.[18]

Тестируя новичков университета, выяснился интересный факт: студенты," ставшие хронически одинокими, винили в этом самих себя. В самом начале учебного года причиной возникновения одиночества они называли нежелательные и неизменные черты своего характера. Поэтому хронически одинокие студенты вполне могли не заметить других причин своей неудовлетворенности отношениями общения, таких, как факторы обстановки - огромные лекционные аудитории с их духом соперничества, жизнь в безликом общежитии. Признание влияния этих факторов на одиночество могло бы помочь студентам направить их усилия в нужное русло путем изменения личных расписаний занятий или переезда на жительство в более подходящее место, а не путем переделывания самих себя.

За последние годы в университетских центрах психологических консультаций все большую популярность завоевывают программы обучения студентов поведенчески ориентированной уверенности и навыкам общения.

Однако, объяснения студентами причин их одиночества, их представление о нормах социальных взаимоотношений и восприятие социальных норм могут в совокупности продлить чувство одиночества. Важно помочь студентам приобрести навыки поведения, необходимые для установления и поддержа­

ния удовлетворительных отношений; но важно также обратить внимание и на взгляды, затрудняющие процесс их социальной адаптации.

3.4 Причины одиночества и удовлетворения социальными связями в старости

Хотя большинство старых людей признают свои социальные связи удовлетворительными и не чувствуют себя одинокими, некоторые из них все же остро ощущают одиночество. В любом возрасте одиночество- это реакция на дефицит качества и количества социального общения. Непосредственные причины одиночества поэтому следует искать в самой природе отношений людей.[26]

Так, Перлман и его коллеги выявили, что одиночество может быть связано с желанием получить как можно больше информации от других людей. В своем исследовании они попытались идентифицировать специфические социальные и психологические факторы, которые способствуют социальному удовлетворению в старших возрастных периодах. Представляю ниже три фактора, которые,  являются важными детерминантами одиночества и социального удовлетворения, несмотря на ограниченность информации об этом.

 

Наличие партнера

Изучая на протяжении довольно длительного  времени психологическое здоровье в старшем возрасте, исследователи обнаружили, что наличие партнера является весьма существенным индикатором благополучия и  для людей старшего возраста, как и для представителеи молодого поколения, наличие близких отношений, при которых они как бы разделяют свои заботы с партнером, служит важным источником эмоционального благополучия. Для старых людей, состоящих в браке, супруг (супруга) зачастую и обеспечивает отношения такого рода / Хотя о качественной стороне взаимоотношений старых супругов мало что известно, полученные данные свидетельствуюто том, что многие старые супруги положительно оценивают свое супружество, а некоторые с возрастом даже отмечают все большую удовлетворенностьбраком . Перлман и его коллеги выяснили, что у старых людей, состоящих в браке, одиночество значительно коррелировалось с низкой удовлетворенностью браком.

Информация о работе Социальные причины распространения одиночества в современном мире