Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:19, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение социальных проблем, наиболее значимых для России и поиск альтернативных путей их решения. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия социальная проблема, социальная политика государства;
2. Выявить социальные проблемы, характерные для российского общества;
3. Проанализировать основные социальные проблемы России и предложить альтернативные пути решения социальных проблем
введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения социальных проблем 5
1.1. История возникновение понятия «социальная проблема» 5
1.2. Виды социальных проблем и социальная политика государства 9
Глава 2. Основные социальные проблемы России и альтернативные пути их решения 17
2.1. Рейтинг социальных проблем 17
2.2. Бедность, нищета населения 19
2.2.Коррупция 26
2.3. Демографический кризис 28
2.4.Альтернативные пути решения социальных проблем 32
Заключение 38
Список используемых источников 42
Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления. В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов, таких как:
В экономике (общий) уровень
жизни измеряется с помощью индикаторов.
Обычно индикаторами являются экономические и социальные по
ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП, который приводит в своем ежегодном отчёте о развитии человечества. По итогам 2012 г. Беларусь — на 50 месте, Россия — на 55 месте, Украина — на 78, Казахстан — на 69 месте, Латвия — на 44, Эстония — на 34 (самый высокий показатель на постсоветском пространстве). На 1-м месте в 2013 г.Норвегия. На 2-м — Австралия, на 3-м — США.
Социальные проблемы в
демократическом государстве
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).
Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательно основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования.
Социальные стандарты
являются средством обеспечения
прав граждан в области социальных
гарантий, предусмотренных Конституцией.
Они необходимы также для определения
финансовых нормативов. Государственные
минимальные социальные стандарты
разрабатываются на единой правовой
базе и общих методических принципах.
Например, постановлениями Правительства
РФ устанавливается величина прожиточного
минимума в расчете на душу населения
по представлению Министерства труда
и социального развития РФ и Государственного
комитета РФ по статистике. Этот показатель
используется для оценки уровня жизни
населения, при разработке и реализации
социальной политики, федеральных социальных
программ, обоснования минимального
размера оплаты труда и минимального
размера пенсии по старости, а также
для определения размеров стипендий,
пособий и других социальных выплат
и формирования бюджетов всех уровней.
Минимальный потребительский
Государством также определен
законодательный объем
Основа социальной политики государства - социальная доктрина развития и формирования российского общества. Социальная доктрина – это наиболее общие методологические представления об основах политики в переходный период, раскрывающие аналитические и теоретические принципы, касающиеся современной социальной ситуации, ключевые проблемы и противоречия в социальной сфере, критерии действий на переходном этапе, концепцию социальной программы, механизмы и способы решения важнейших социальных задач.
Доктрина является фундаментом стратегий, формируемых государством. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что трансформационные процессы сегодня имеют определенную специфику, заключающуюся в том, что адаптация населения к изменившимся социально-экономическим условиям происходит на фоне острого цивилизационного кризиса, характеризуемого массовой сменой фундаментальных механизмов и инструментов социального регулирования. Разрушаются привычные нормы социальных отношений, происходит смена системы ценностей, когда постепенно отбрасываются прежние стереотипы, а новые формируются значительно медленнее.
Особенности нынешнего состояния общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий.7
Первый принцип – оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий.
Второй принцип – радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждый слой населения – в отдельности.
Третий принцип состоит в том, что центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.
Четвертый принцип включает активизацию местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи. Необходимость мобилизации людей на цели социальной политики требует, чтобы уже сегодня часть работ по реализации социальных программ возлагалась на самоорганизующиеся институты. В предпринимательской среде следует формировать нормы стабильного имиджа, неразрывно связанного с благотворительностью, с безвозмездным участием в социальных программах и гуманитарных акциях.
Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых - определение их взаимной ответственности. Остроту этой проблемы усиливает наличие значительного числа регионов, пользующихся федеральными субсидиями. Шестой принцип относится к технологии построения социальной программы действий, а также к выработке стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени. Экономическая составляющая реформирования со всей очевидностью показала, что поспешное решение столь масштабных и сложных проблем умножает негативные последствия, которые, на самом деле, сопровождают любые преобразования. Тем серьезнее и осторожнее, с большой предварительной проработкой и апробацией, следует относиться к трансформации социальной сферы, которая касается без исключения каждого гражданина страны.
Седьмой принцип. Следует строго учитывать гендерные и национально-этнические аспекты состояния населения. Имеется в виду ликвидация всех форм дискриминации женщин, а также обеспечение равных возможностей социальной деятельности и социально-культурного развития этносов. Социальная политика в качестве своих неотъемлемых составляющих должна включать гендерную и национально-этническую компоненты. Конкретные шаги и этапы преобразования социальной сферы предусматривают соотнесение с гендерной асимметрией и состоянием отдельных этносов в стране.
По данным опроса ВЦИОМ, проведенном в начале 2012 года, в результате которого было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, так выглядят рейтинги значимости основных социальных проблем современной России (см. таблицу 2.1.).
Таблица 2.1.- Результаты опроса ВЦИОМ8
Какие из нижеперечисленных проблем Вы считаете наиболее важными для себя лично, для страны в целом: |
Для себя |
Для страны |
инфляция, рост цен на товары и услуги |
66 |
61 |
безработица |
42 |
61 |
алкоголизм, наркомания |
25 |
53 |
коррупция и бюрократизм |
24 |
41 |
уровень жизни населения |
41 |
32 |
преступность |
26 |
31 |
ситуация в сфере |
39 |
31 |
пенсионное обеспечение |
34 |
29 |
ситуация в сфере жкх и жку |
29 |
24 |
экономический кризис |
27 |
23 |
положение молодёжи |
23 |
23 |
задержки выплат заработных плат |
24 |
20 |
демографическая ситуация (рождаемость, смертность) |
5 |
17 |
влияние олигархов на экономическую и политическую жизнь страны |
6 |
16 |
положение России в мире |
7 |
16 |
национальная безопасность |
7 |
15 |
ситуация в сфере образования |
19 |
14 |
демократия и права человека |
10 |
13 |
терроризм |
9 |
13 |
состояние морали и нравственности |
14 |
12 |
ситуация в армии |
9 |
12 |
экология и состояние окружающей среды |
14 |
12 |
отношения со странами СНГ |
4 |
10 |
межнациональные и межконфессиональные отношения |
3 |
9 |
реализация национальных проектов |
3 |
5 |
экстремизм, фашизм |
2 |
4 |
энергетическая безопасность |
1 |
2 |
В этом списке наболевших проблем
то, что беспокоит людей лично,
значительно отличается от того,
что, по их представлением, значимо
для страны в целом (эти представления
складываются из заявлений официальных
лиц в средствах массовой информации).
По этому критерию рейтинги, представленные
во 2-й и 3-й колонках таблицы, отличаются.
Рост цен видится одинаково значимым
для себя и для страны; безработица
в начале 2009 г. коснулась ещё не
всех, а правительственные чиновники
обещали ещё больший её рост; алкоголизм
с наркоманией в опросах по
какой-то причине слиты в одну
проблему, и для себя лично степень
важности этих проблем люди не ставят
так же высоко, как она позиционируется
первыми лицами страны. Уровень собственной
жизни само население оценивает
более негативно, чем этот показатель
выглядит по официальным оценкам, в
то же время демографические
В целом данные социологического опроса показали, что общественное мнение–это результат информационно-пропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения – их нет по телевизору.
Если же изучать вопрос по статистическим данным, то картина получается иной. Перечень реальных проблем общества за последние десять лет представляется следующим образом – хотя трудно сказать, какие из них наиболее острые, а какие менее.
Очевидно, лидирует бедность населения в одной из самых богатых стран мира. Вероятно, одна из причин этого – коррупция. Далее следует назвать алкоголизацию страны, распространение наркотиков, эпидемию ВИЧ/СПИД, распространение туберкулёза, детскую беспризорность и в целом вымирание населения.
Нельзя сказать, что сведения о реальных социальных проблемах сейчас недоступны, как в советское время, когда, например, данные о численности психиатрических или туберкулёзных больных были засекречены. Отчёты Минздравсоцразвития, Росстата и РАМН доступны в Интернете, однако их не распространяют СМИ, и простой человек имеет мало шансов о них узнать.
Такие данные – медицинские, статистические и социологические – позволяют выявить основные социальные болезни. Следует отметить, что ранжирование социальных проблем – оценка относительной важности, остроты – весьма сложный процесс, поскольку большинство проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный характер, другие долгосрочны или исторически присущи нашему народу. Поэтому социальные проблемы рассматриваются далее без оценки их относительной их важности.
Информация о работе Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения