Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение социальных проблем, наиболее значимых для России и поиск альтернативных путей их решения. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия социальная проблема, социальная политика государства;
2. Выявить социальные проблемы, характерные для российского общества;
3. Проанализировать основные социальные проблемы России и предложить альтернативные пути решения социальных проблем

Содержание

введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения социальных проблем 5
1.1. История возникновение понятия «социальная проблема» 5
1.2. Виды социальных проблем и социальная политика государства 9
Глава 2. Основные социальные проблемы России и альтернативные пути их решения 17
2.1. Рейтинг социальных проблем 17
2.2. Бедность, нищета населения 19
2.2.Коррупция 26
2.3. Демографический кризис 28
2.4.Альтернативные пути решения социальных проблем 32
Заключение 38
Список используемых источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Макроэкономика.docx

— 148.37 Кб (Скачать файл)

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов  как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней  и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение  этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается. Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о «недофинансировании» их сфер деятельности, резонно было бы добавить – «и разворовывании государственных средств».

2.3. Демографический кризис

 

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название «русский крест», было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 130 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия – единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности – болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления 16.

По оценке, численность  постоянного населения Российской Федерации        на 1 декабря 2012 года составила 143,3 млн.человек и с начала года возросла на 276,2 тыс.человек, или на 0,19% (на соответствующую дату предыдущего года также наблюдалось увеличение численности населения на 156,6 тыс.человек, или на 0,11%).

Увеличение численности  населения за 2012 г. сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 98,3% от общего прироста населения. Общая характеристика воспроизводства населения в Российской     Федерации в 2011-2012 гг. представлена в табл. 2.5.

Таблица 2.5 - Показатели естественного движения населения17

 

 

Январь-ноябрь

Справочно

 

тысяч

на 1000 человек населения

на 1000

 

2012г.

2011г.

прирост (+), снижение (-)

2012г.

2011г.

2012г.  
в % к  
2011г.

человек населения  
за 2011г. 
в целом

Родившихся

1744,2

1638,8

+105,4

13,3

12,5

106,4

12,6

Умерших

1739,6

1768,5

-28,9

13,3

13,5

98,5

13,5

   из них детей 
    в возрасте до 1 года

14,9

11,9

+3,0

8,82)

7,32)

120,5

7,42)

Естественный 
прирост (+), убыль (-)

+4,6

-129,7

 

+0,04

-1,0

 

-0,9

Браков

1122,1

1202,0

-79,9

8,6

9,2

93,5

9,2

Разводов

588,9

610,2

-21,3

4,5

4,7

95,7

4,7

1) Здесь и далее в  разделе показатели помесячной  регистрации приведены в пересчете  на год. В связи с переходом  на расширенные критерии рождения (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011г. № 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи") в органах ЗАГС с апреля 2012г. подлежат регистрации рождения и смерти новорожденных с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов).

2) На 1000 родившихся.


 

В 2012г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 79 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 70 субъектах).

В целом по стране в январе-ноябре 2012г. число родившихся  превысило  число умерших на 4600 человек. При  этом в 43 субъектах Российской Федерации  наблюдается превышение числа умерших  над числом родившихся, из них в 10 субъектах Российской Федерации  оно составило 1,5-1,8 раза.

 


Рисунок 2.5-Число родившихся и умерших, 2011-2012 гг, тыс.чел18

 

Естественный прирост  населения в январе-ноябре 2012г. зафиксирован в 40 субъектах Российской Федерации (в январе-ноябре 2011г. - в 28 субъектах).

Изменения уровня смертности населения России по  болезням и  внешним причинам  в 2011-2012 годах  представлены в Приложении 1. На рисунке 2.6. представлена динамика смертности россиян в зависимости от внешних  причин.

Рисунок 2.6.-  Динамика смертности  по внешним причинам, 2011-2012 гг, тыс.чел.19

Как видно из рис. 2.6., увеличилась  доля смертности от  несчастных случаев  на транспорте,   отмечается снижение смертности из-за отравления алкоголем, самоубийств и убийств, хотя доля  смертности по этим причинам велика.

Очевидно, не видя возможности  реально снизить  смертность, органы власти основной упор делают на  увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь  произошёл – с  12,6 случаев на 1000 человек в  2011 году  до 14,1 случаев  на 1000 человек в 2012 г. Дальше этот рост замедлится20. Между тем, тот факт, что в стране, вынужденной бороться с колоссальными проблемами, наметился естественный демографический рост в 2012 году, ещё не означает, что ситуация здесь неизменно позитивна. В 1990-х годах произошёл катастрофический спад уровня рождаемости, который сопровождал период смены политической системы. Поэтому когда молодые люди, рождённые примерно между 1993 и 2005 годами, достигнут детородного возраста, следует ожидать заметного снижения общего коэффициента рождаемости.

В целом же озвученная статистика говорит об улучшении качества жизни: безработица остается на стабильно  низком уровне порядка 5,4%, об улучшении  жилищных условий (ипотека в прошлом  году побила рекорды, объем выданных кредитов вырос более чем в 1,5 раза и приблизился к 1 трлн рублей), эффективности госполитики (наличие материнского капитала и возможность его использования для улучшений жилищных условий). Снижение смертности на 4-7% говорит о повышении качества медицинского обслуживания и общего здоровья нации. Для российской экономики повышение рождаемости означает увеличение работников, что увеличит внутренний рынок, потребление внутри страны и будет стимулировать развитие экономики. Улучшение обусловлено ощущением стабильности в стране – экономическая и политическая ситуация значительно улучшились. Также одна из причин – выплата материнского капитала при рождении второго ребенка, в 2012 году она составила 387 640 рублей, в 2013 году – это уже 408 960 рублей». По прогнозам экспертов, данная тенденция в 2013 году сохранится, и ее можно будет считать устойчивой.

2.4.Альтернативные  пути решения социальных проблем

 

Основными задачами в области  управления государством должно быть повышение его эффективности с усилением социальной направленности. Организационное реформирование управления на макроуровне уже происходит - примером служит создание государственных корпораций. Если не говорить о социальной ориентации на всех уровнях, то здесь предстоит еще большая работа. Так, основными принципами социально ориентированного государственного управления являются: 
1. Приоритет общественных интересов перед любыми частными (социальных слоев или групп населения, корпораций, политических партий);

2. Развитие экономики с учетом интересов всех слоев общества и регионов, что достигается экономическим поощрением соответствующих отраслей регионов, а также выравниванием социальных различий путем перераспределения доходов с помощью налогов;

3. Регулирование государством (экономически, а если необходимо, то и административными мерами) цен, на жизненно важные для большинства населения товары (продовольствие, лекарства, плата за жилье, коммунальные услуги, услуги связи и транспорта, электроэнергия, газ, бензин) с учетом интересов населения и товаропроизводителей.

В социально ориентированных  государствах гарантировано бесплатное образование и лечение для  всего населения (через страховое  или государственное здравоохранение). Осуществляется строительство муниципального жилья с низкой квартирной платой для малоимущих, строительство жилья  для продажи через дешевый  или беспроцентный кредит сроком на 15-20 лет. Для поддержки умеренных  цен на продовольствие и рентабельности сельского хозяйства производится государственное дотирование сельских товаропроизводителей (до 40% расходов), защита от посредников-перекупщиков и  переработчиков, путем создания этими  производителями (фермерами, производственными  кооперативами) при поддержке государства  мощной кооперативной инфраструктуры для хранения, переработки и реализации сельхозпродуктов через розничную  торговлю (в том числе и через  собственные магазины)21.

Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела  особенно большую остроту, в том  числе политическую.  
 Ни одна из социальных функций государства не реализуется в тех количественных и качественных параметрах, которые предусмотрены законом. Эффективность ряда направлений социальной политики, таких как выплата пособий на детей и финансирование программ занятости, достигла критически низкого уровня. Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения. Следовательно, реформирование социальной политики стало задачей, решение которой нельзя дальше откладывать.

Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

  • во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
  • во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;
  • в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
  • в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.  
     Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Последовательное осуществление  политики, базирующейся на указанных  ориентирах, предполагает переход к модели «субсидиарного государства», которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе значительную часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять преимущественно на конкурентной основе через предприятия негосударственных форм собственности.

В то же время государство  не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также  предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения  и образования той части населения, которая без государственной  помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам. Безусловным приоритетом  в области социальной политики являются инвестиции в человека.

Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную.

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):

  • исчезновение столь распространенной сейчас социальной розни (это относится к контрастным парам: общество — государство; бедные — богатые; молодые — пожилые);
  • создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог — не результат  массированной промывки мозгов или  настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции

гражданского общества.

Материальная сфера предполагает:

  • неантагонистическое распределение богатства между членами общества от нынешнего показателя 15,3 : 1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8—10 : 1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном разрезе (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);
  • превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;
  • изменение в динамике карьерного роста, с тем чтобы после полного курса обучения (11—12 лет школы + бакалавриат или специалитет) в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем);
  • реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%;
  • широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;
  • массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N + 1, где N — число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов — в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;
  • получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами.

Информация о работе Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения