Социальные проблемы общества и технологии их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать специфичность и сущность
социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их
решения.
Предмет курсовой работы - социальные проблемы общества, как
общественное явление.
Объект курсовой работы - технологии решения социальных проблем
общества

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.10 Кб (Скачать файл)

Любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, с детьми, друзьями и товарищами, с коллективом и различными объединениями, общественными организациями, и наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы. Личностная проблема – это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.

Распознание, формулировка и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем – дело сложное и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс – важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.

Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий. Социальное противоречие – это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности [6, с.19-20]. Другими словами, социальная проблемы, это и есть социальное противоречие осознаваемое субъектом деятельности, то есть индивидом или социальной группой, как значимое для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом. Это несоответствие, возникающие из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, что приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности. Тем самым социальная проблема имеет объективно-субъективную природу, для того, чтобы стать социальной проблемой социальное противоречие, то есть отношение между противоположными тенденциями развития социальной сферы, должно пройти через сознание субъекта деятельности. Поэтому исследование социальной проблемы предполагает как описание объективного состояния социальной сферы, осуществляемое с помощью статистических методов, так и изучение общественного мнения для выявления элементов неудовлетворенности существующего положения вещей [15, с.210-211]. Характер проявления социальных противоречий зависят от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.

При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

  1. Стадия тождества. Она характеризуется возможностью возникновения противоречия из-за наличия пусть даже несуществующих различий;
  2. Стадия существенных различий. Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением;
  3. Стадия противоположностей. Эта стадия характеризуется поляризацией антогонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности;
  4. Стадия конфликта. На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.

Средствами выявления социальных проблем служат социальная диагностика, а также сопоставление объективного положения дел с нормами. Социальные проблемы возникают на разных уровнях социальной реальности – от малых групп, например семьи, до человечества в целом. В последнем случае говорят о глобальных проблемах, поскольку для своего решения они требуют согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. Анализ социальных последствий, решений, принимаемых в различных сферах общества, позволяет прогнозировать социальные проблемы, то есть предвидеть их возникновение, что в свою очередь, облегчает их последующее решение. Социальные проблемы занимают важное место в социальной работе, поскольку социальная работа понимается именно как содействие людям в решении их проблем.

 

 

    1. Социальные проблемы в современной России

 

Изменение образа жизни, улучшение его уровня, качества жизни различных групп населения, его оздоровление возможно с учетом тех общих факторов, которые являются причинами сложившегося образа жизни людей, это:

  1. Общий уровень развития того, или иного конкретного общества (с учетом этапов, стадий, формаций, кризисного или нормального состояния и так далее);
  2. Непосредственно окружающая человека среда (семья, школа, улица, производственная обстановка, состояние различных форм жизнедеятельности);
  3. Наследственность в широком плане (психофизиологическая, социальная, социокультурная);
  4. Обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность (пассивность человека, групп, слоев), уровень позитивной или негативной социализации;
  5. Действительность социальных институтов общества.

Все эти общие факторы тесно взаимодействуют между собой, с одной стороны, а с другой, включают десятки и сотни составляющих конкретных факторов.

Главным фактором, разумеется, является состояние современного российского общества, переживающего уже не одно десятилетия кризис. Нужно признать и тот факт, что особенность современного российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом. Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) – это именно так.

Приведем некоторые данные, характеризующие кризисную ситуацию в обществе, социальную политику государства, сказывающуюся на уровне, качестве и стиле жизни населения.

Среднегодовая численность населения России сократилась на 3 миллион человек за последние 10 лет, главным образом за счет превышения смертности над рождаемостью – число детей за годы реформ сократилось на 10 миллионов человек.

Продолжительность жизни в стране снизилась с 69,2 до 65, 3 лет (у мужчин с 63,8 до 59, у женщин с 74,3 до 72,2 лет).

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (уровень бедности). По уровню зарплаты в 46 странах Евросоюза Россия занимает 40-е место.

Велика разница не только между зарплатой чиновников государственного управления и другими работниками бюджетной сферы.

Если в 1990 году заработная плата служащего в промышленности была на 19% выше рабочего, то в 2002 году стал выше на 75%. В советское время разница в средней зарплате между отраслями была невелика. При этом в промышленности 17% работников получают зарплату ниже прожиточного минимума, в топливной отрасли 2,7%, в черной и цветной металлургии – 6,4%, в легкой – 38%, в торговле и культуре – 49%, в здравоохранение – 36,3%, в сельском хозяйстве почти 75%.

Продолжает иметь место задолжность по заработной плате. Так, на 1 января 2004 года она составила 24,5 миллионов рублей (без денег осталось около 6 миллионов человек).

Так называемая монетизация натуральных льгот реализованная принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, привела к еще большему ухудшению материального положения участников войны, пенсионеров и других категорий. Выделенные в целях «компенсации» средства покроют в лучшем случае лишь на треть стоимость натуральных льгот. Вместо прежних 570 миллиардов в бюджете на монетизацию льгот выделено всего 197 миллиардов рублей сэкономленные средства направлены на резкое увеличение заработной платы министров (100 тысяч рублей), депутатов Государственной думы РФ (70 тысяч рублей), высших государственных чиновников и генералов (50-80 тысяч рублей), судей (30-70 тысяч рублей) и других категорий, близких власти.

За последнии 4 года минимальная пенсия в долях от прожиточного минимума составила от 0,53 до 0,57.

Произошло ухудшение рациона питания населения России. Так, потребление мясных и молочных продуктов снизилось до уровня 1960 года, а рыбы и морепродуктов – до уровня 50-х годов.

В стране 40% домохозяйств вовсе не имеют сбережений, четверть населения живет на жилой площади менее 9 квадратных метров. Треть жилого фонда страны не имеет бытовых удобств.

В сравнении с бюджетом РСФСР сегодня в России вкладывается в 3-6 раз меньше средств в медицину, образование, культуру, искусство, науку и оборону.

Нельзя прогнозировать нормальной ситуации в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают крайние группы в материальном положении (сверхбогатые и сверхбедные), при том в соотношении доходов 1:20:50 и более. Хотя в развитых странах это соотношение составляет 1:5:10 (так было и в СССР).

Суммарные поступления для экологической безопасности в России составляет 0,1% от ВВП, что означает угрозу экологической катастрофы.

По официальным данным, ныне в стране 5 миллионов детей не учатся, а среди экономически активного населения 5 миллионов человек не имеют основного общего образования. По причине малокомплектности ликвидировано 15 тысяч сельских школ.

Одной из причин беспризорности детей, ухудшение здоровья, возрастающей преступности является высокая разводимость. Если в 1988 году разводы (на 100 браков) составили 410, то в 2002 году – 850 (увеличение более чем в 2 раза). Особенно это характерно для молодых семей. Повинны в этом средства массовой информации и телевидение.

В первой половине 2004 года 10% самых богатых людей России аккумулировали 30% всего объема денежных доходов, а 10% самых бедных располагали всего лишь 2% всех денежных сумм. Что свидетельствует о высокой экономической и социальной дифференциации населения в России.

О высоком уровне девиантности свидетельствует такие показатели: уровень преступности составляет 6-6,5 тысяч преступлений на 100 тысяч населения (предельно-критическое значение в мировой практике 5-6 тысяч).

В России 5 миллионов беспризорных детей и 5 миллионов не учится, 4 миллиона бомжей, 10 миллионов инвалидов.

Уровень потребления алкоголя на человека в год в России составляет 14,5 литров абсолютного алкоголя (критическое значение в мировой экономике – 8 литров). По некоторым данным, насчитывается более 30 миллионов алкоголиков, 12 миллионов потребителей наркотиков.

Число суицидов на 100 тысяч населения РФ составляет 40 (критическое значение в мировой практике – 20).

Итогом этих процессов в первом случае является криминализация общественных отношений, во втором физическая деградация населения, в третьем – фрустрация массового сознания.

Такое состояние различных сфер в Российском обществе сказывается на отношении населения к существующей политической системе. Так, в 2002 году доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы, составила 34% (предельно-критическое значение в мировой практике – 40%), что означает делегитимацию власти. А уровень доверия населения – 20% к центральным органам власти – (критическое значение в мировой практике – 25%), свидетельствует, как вероятное последствие такого состояния, об отторжении власти народом. Это особенно показали события конца 2004 – начала 2005 года, а также конца 2008 – начало 2009 года [12, с.112-117].

Но самой актуальной проблемой российского общества сегодня является проблема занятости, она же является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, что подтверждает практика общественных преобразований в России. В числе безработных оказываются, в первую очередь, неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных [11, с.155]. Только по данным правительства, около 6 миллионов человек являются безработными. Ухудшает существующие положение мировой экономический кризис в связи с которым продолжает расти процент безработных из численности экономически активного населения [12, с.115]. Безработица, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивости, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость, стойкое маргинальное состояние [27, с.19]. Массовая безработица может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях состояния общества. Таким образом, безработица сказывается, не только, на материальном положении незанятых, но и на их социально-психологическом самочувствии.

Информация о работе Социальные проблемы общества и технологии их решения