Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:41, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать специфичность и сущность
социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их
решения.
Предмет курсовой работы - социальные проблемы общества, как
общественное явление.
Объект курсовой работы - технологии решения социальных проблем
общества
2 Технологии решения социальных проблем общества
2.1 Соотношение
понятий «социальные
Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология». Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.
Вопросы технологизации социальной сферы разрабатывались специалистами в области социального управления. В 1977 году выходит книга В. Г. Афанасьева «Человек в управлении обществом», в которой социальная технология представляется важным элементом механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей» [6, с.6-7].
Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.
При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов», как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности», как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей», как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей [6, с.7-8].
Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена, а именно таковой и является социальная технология, будет неполным и будет носить относительный характер. Вместе с тем, любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, неправомерно. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики социальной технологии и технологий социальной работы.
Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект наследования определяет и обуславливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.
Для понимания соотношения социальная технология и технологии социальной работы, даются следующие раскрывающие их специфику определения: социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов; в свою очередь технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [6, с.8].
Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге – к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.
Социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах. Во-первых, их можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Представляется плодотворной и позиция тех авторов, которые в социальных технологиях выделяют две формы:
1) программы, содержащие процедуры и операции, как способы и средства деятельности;
2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами, как работы В. С. Дудченко, В. Н. Макаревича, Н. С. Данакина.
Рассматривая социальные технологии, Н. С. Данакин конкретизирует их понимание как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Это общее определение его можно отнести ко всем видам человеческой деятельности, в том числе и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных личностных интересов и потребностей людей и, прежде всего, социально уязвимых групп населения [12, с.211].
Социальные технологии применительно к социальной работе трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности, реализации задач социальной защиты населения [13, с.17].
Социальные технологии в области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерии, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и другими.
2.2 Решение социальных проблем с помощью технологий социальной работы
Классификация технологий в социальной работе может быть очень богатой. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа – это прежде всего разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми и возникающими между ними отношениями.
При рассмотрении технологии социальной работы, можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Конечно, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми. Главное содержание технологий социальной работы создать такие условия, чтобы человек сам решал свои проблемы.
Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.
Выработка технологии решения социальных проблем – процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.
Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.
Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.
Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.
Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:
Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов – основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.
2.3 Технологии социальной работы в сфере занятости населения
2.3.1 Государственная политика в области занятости населения
Решения проблем в сфере занятости населения являются приоритетными в социальной работе. Поэтому разработаны технологии их решения.
В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.
В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:
1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;
2) стимулирование образования гибкого рынка труда.
Законами и другими нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.
Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющих несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы.
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).
Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.
«Занятость, - согласно указанному закону, - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правила им заработок (трудовой доход)» [1]. Приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.
Информация о работе Социальные проблемы общества и технологии их решения