Социальные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Предметом моей индивидуальной работы является выступают проблемы конструирования и проектирования социальных технологий.
Объектом моей индивидуальной работы является социальная технология
Цель моей индивидуальной работы - изучение проблемы конструирования и проектирования социальной технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуалко (черновое).docx

— 73.64 Кб (Скачать файл)

Введение.

Социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и  информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев  специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи  не требовали технологизации: могли  быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно  не разрабатывались и нередко  относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности (Вал.Н.Иванов, 1996) [2].

   По мере развития  человечества социальные связи  усложнялись, увеличивалось их  число, многократно рос динамизм  социальных процессов, что объективно  поставило ряд новых требований  по совершенствованию социального  управления. Кроме того, продолжала  действовать общесоциологическая  закономерность: возрастала роль  социального фактора в развитии  мировой цивилизации, а это  объективно требовало коренных  изменений в общей теории управления, при освоении инновационных методов  социального воздействия, обеспечивающих  более высокое качество социального  управления.

   Однако эти требования  находятся во все более углубляющемся  противоречии с назревшими потребностями  общественного развития, с одной  стороны, и низким уровнем управленческих  воздействий – с другой. Выявилась  острая необходимость в использовании  определенных формализованных последовательных  операций, которые базируются не  только на опыте, но и на  научно обоснованных рекомендациях,  которые и образуют такую отрасль  управления, как социальные технологии. Ведь смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий – главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества.

   Общество всегда  искало приоритеты не только  на пути технического прогресса,  но и на основе социальной  ориентации, рационального использования  человеческих ресурсов.

   Социологическая  мысль, начиная с 60-х годов,  проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку. Наблюдения показали, что внедрение  социальных технологий, направленных  на более полное использование  творческих и интеллектуальных  способностей человека, могло обеспечить  увеличение промышленного производства  на 20 – 25, а при реализации резервов  – на 40–60% [3]. Стало очевидным,  например, что приоритет Японии  во многих отраслях промышленности  был достигнут прежде всего  за счет активного включения  научного потенциала в комплексное  изучение проблем личности, коллективной  организации труда и т.д. Появляется  целый ряд работ, в которых  авторы в той или иной степени  затрагивают разные аспекты социальных  технологий применительно к этой  сфере.

   В процессе реализации  отдельных задач формируются  знания о конкретных элементах  технологизации социальных процессов:  о диагностике социальных явлений,  принципах решения конкретных  социальных проблем.

   В этих условиях  возникла необходимость определить  сущность и содержание социальных  технологий. Анализ существовавших  попыток осуществить задуманное  показывает: у исследователей сложились  разные подходы к определению  сущности социальных технологий. Так, В.Г.Афанасьев определяет ее как «элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей» , М.Марков – как «способ реализации... конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно...» [2], А.Зайцев – как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» [1], В.Патрушев– как систему инновационных способов, средств разрешения сущностного противоречия взаимодействия и самореализации социальных субъектов в диалоге человека и природы [4].

 

Предметом моей индивидуальной работы является выступают проблемы конструирования и проектирования социальных технологий.

Объектом моей  индивидуальной работы является  социальная технология

Цель моей индивидуальной работы - изучение проблемы  конструирования и проектирования социальной технологии.

Задачи :

1.Определить понятие социальной  технологии.

2.Изучить понятие конструрования  социальной технологии.

3. Изучить понятие   проектирования социальной технологии.

4.Выяснить проблемы  конструирования и проектирования социальной технологии.

 

 

 

 

1.Понятие социальной  технологии.

 

 

1.1. Определение  сущности социальных технологий

Любые социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни людей, представляют собой  инновационные процессы, которые  происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов и форм социального  взаимодействия людей. По мнению известного специалиста в области менеджмента  П. Друкера, "социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа" [1, с. 45]. Эффективным же средством реализации этих инноваций являются, прежде всего, социальные технологии.

Особую значимость социальные технологии приобретают в условиях сегодняшней Украины, которая осуществляет сложнейший и не известный до сих  пор мировой практике переход  от жестко планируемой организации  общественной жизни к обществу, основанному  на экономической и политической свободе, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Чтобы найти новые формы и  способы организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах, нужно выработать и реализовать  самые разнообразные социальные технологии, особенно в сфере управления, где отчетливее всего проявляется  эффективность социальной технологизации.

Далеко не все граждане нашей страны готовы к новым экономическим  отношениям. Поэтому крайне необходимы социальные технологии, направленные на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым  социально-экономическим условиям; технологии самоорганизации (саморегуляции  и сбалансированного развития) экономических  и социальных систем; новые технологии обучения, позволяющие с минимальными затратами времени и сил повысить уровень профессиональной подготовки людей для новых сфер их предстоящей  деятельности. Таким образом, проблема социальных технологий приобрела сегодня  актуальное общественное звучание.

Основой для динамичного  развития социальных технологий являются знания и опыт, накопленные социологической  наукой. Ведь до недавнего времени методы социологии развивались в основном как способы получения знания, в результате чего исследователи, имея доказательные выводы о сути социальных явлений, не могли дать конкретных рекомендаций о способах воздействия на неблагоприятные тенденции общественного развития, подсказать наиболее эффективные пути разрешения выявленных проблем [2, с. 4]. Как отмечает российский исследователь А. Пригожий, контраст между достоверностью выводов и зыбкостью рекомендаций начал постепенно преодолеваться благодаря переходу социологии из сферы одних только исследований и разработок в стадию "активной социологии" – выявления проблем и выработки их решения. Иначе говоря, потребовались социальные технологии для осуществления реальных общественных изменений. Активная социология при этом не предлагает готовых решений, а техноло-гизирует их [3, с. 95, 113].

Термин "технология" происходит от греческих слов "techne" – искусство, мастерство, умение и "logos" – учение, наука. Первоначально его использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства. В последующем этот термин получил широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политике, экономике, социальной и духовной сферах. Это, в свою очередь, и привело к появлению во второй половине XX ст. нового термина – "социальная технология", который ввел в научный оборот известный английский социолог Карл Поппер.

Неоднозначность термина "технология" стала причиной того, что одни исследователи  понимают под технологией науку  о способах, процессах и методах  многоразового получения конечного  результата; другие акцентируют внимание на организации и цели деятельности, а третьи считают, что технология – это использование научного знания для определения эффективных  путей и способов выполнения какой-либо работы. В современной научной  литературе насчитывается свыше  сорока определений этого понятия.

Многозначность трактовки  термина "социальная технология" еще больше, поскольку существуют различные определения категории "социальное". В узком смысле слова это понятие охватывает лишь те технологии, которые относятся исключительно к социальной сфере общества. Что касается социальных технологий в широком смысле слова, то к ним относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, политические, социокультурные, информационные, управленческие и др.

Именно такой широкий  смысловой контекст социальных технологий получает в последнее время все  большее распространение, что дает все основания представить понятие "социальная технология" в следующих  положениях.

 

1.Социальная технология – это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией. Это расчленение выполняется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, а также с учетом специфики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.

2.Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (содержание которых – способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой. Специфика программы состоит в том, что она существенным образом предопределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

3.Социальная технология является элементом культуры и возникает двумя путями: "вырастает" в социокультурной среде эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование [4, с. 159, 160].

В специальной научной  литературе содержится немало определений  категории "социальные технологии". Один из основателей методологии  социальных технологий болгарский исследователь  Н. Стефанов определяет социальную технологию как деятельность, в результате которой  достигается поставленная цель и  изменяется объект деятельности [5, с. 174-184]. Известный специалист в области социального управления В. Афанасьев рассматривает социальную технологию как "важный элемент механизма управления, поскольку она являет собой средство перевода требований объективных законов на язык общественной практики социального управления. Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей" [6, с. 235].

 

 

 

 

 

2.Конструирование  социальной технологии.

2.1 Базовые  принципы конструирования социальных  технологий.

Анализ условий возникновения  социальных технологий убеждает в том, что «всякая социальная технология опирается на некий обязательный фундамент» иными словами, существуют принципы построения (конструирования) технологий, которые в свою очередь  базируются на общечеловеческих универсалиях культуры, приоритете человеческих ценностей, философии гуманизма. В частности, в коллективной работе коллег из Социально-технологического института в качестве основного  блока фундамента для построения социальной технологии выделяют необходимость  детального исследования как структурных  элементов, так и общества в целом, которые и являются объектами  воздействия6.

Анализ же опыта создания (конструирования) и применения организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, направленной на определение и преобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданного результата — социальных технологий — определяет существование принципов, позволяющих еще на этапе проектирования (планирования) деятельности прогнозировать степень ее технологичности (под технологичностью в данном случае понимается эффективность в достижении заданного результата и возможность тиражирования всей последовательности процедур).

Базовые принципы конструирования  социальных технологий не имеют ценностного  ранжира, среди них нет особо  важных и важных «во вторую очередь», поскольку действие каждого определяется соблюдением любого другого. Однако существует некая «онтогенетическая» иерархия, позволяющая определить принцип системности как «золотой» принцип конструирования социальной технологии, действующий вне зависимости от сферы ее применения и являющийся материнской основой действия других принципов: несоблюдение принципа системности автоматически лишает совокупность процедур возможности быть технологией. Все остальные принципы в своей совокупности являются репрезентацией действия принципа системности.


Итак, принцип системности в создании социальной технологии заключается в том, что при конструировании она — социальная технология — рассматривается как система, т. е. как совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает свойствами такой совокупности. При этом связи между элементами в свою очередь являются элементами системы.

Прежде всего, элементами системы социальной технологии являются субъекты этой технологии с учетом всех принадлежащих им социальных характеристик, с учетом того, что каждый из нас  — субъектов социальных технологий — будучи одновременно частью нескольких социальных систем (семья, компания, учебная  группа и т. д.), испытывает на себе динамику сети отношений социальных систем, в которые он включен как субъект.

Информация о работе Социальные технологии