Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа
Молодёжь, как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударяют по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации.
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Социологический факультет
Кафедра теории и технологии социальной работы
Курсовая работа
Социальные технологии трудоустройства молодежи
Выполнила студентка
4 курса 16401.10 группы
Башарина Е.С.
Научный руководитель
д.п.н., профессор Куриленко Л.В.
______________
«____»________ 2013 г.
Оценка _____________
Самара 2013
Содержание
В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р под молодежью сегодня понимаются люди в возрасте от 14 до 30 лет включительно (в некоторых случаях, до 35 лет).
По данным Росстата сегодня в России молодежь составляет около 39 миллионов молодых граждан – 27% от общей численности населения страны.
Молодёжь, как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударяют по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное неравноправие.
Одной из самых актуальных проблем российской молодежи является проблема занятости. Вопросы трудоустройства молодежи в настоящее время остаются наиболее сложными. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать школы, училища, вузы. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью средних технических, профессиональных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент «групп риска».
Осмысливая роль и значение молодежи в условиях современного российского общества, следует сказать, что данная социальная категория - это «группа риска», которая нуждается в социальной поддержке со стороны государственных и негосударственных структур. В условиях перехода общества на новый этап развития требуется реальная поддержка трудоустройства молодежи с созданием адекватных социальных технологий на государственном и региональном уровнях.
Таким образом, актуальность исследования проблемы трудоустройства молодежи и необходимость совершенствования соответствующих мер социальной политики в этой области обусловлена развертыванием в современном российском обществе социального противоречия, заключающееся в стремлении молодых людей занять свою нишу на рынке труда и в отсутствии действенных технологий трудоустройства молодежи и реализации этого стремления
Один из первых ученых, начавших изучать проблемы молодежи и давший определение понятию «молодёжь» в 1968 г. был В.Т. Лисовский. Позднее более полное исследование молодежных процессов было проведено академиком И.С. Коном. Теоретической основой исследования проблем занятости населения являются труды таких известных зарубежных экономистов, как: Дж. М. Кейнс, А. Оукен и др.
В России проблемы рынка труда и занятости разрабатывают Б. Генкин, И.И. Кулинцев, С.Ю. Рощин и др. Молодежные аспекты занятости – Н.А. Свиридов и др.
В работе также используются исследования следующих отечественных ученых: Д. Никольского, В.Н. Боряза, А. Апокина, П.И. Бабочкина, А. Зеленина и других. Также были использованы работы зарубежных исследователей, таких как Д. Торкилдсен и В. Ленси.
Задачи исследования:
- выявить основные социальные проблемы молодежи;
- обосновать молодежь как объект социальной работы;
- определить содержание
и структуру понятия «
Методы исследования.
Как общий инструмент исследования использовался диалектический метод познания.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании проблемы трудоустройства молодежи в Российской Федерации и выявлении социальных технологий трудоустройства молодежи в Российской Федерации.
Базой исследования выступила территориальная общественная организация Российского союза молодежи в Самарской области – Самарский союз молодежи.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников и одно приложение.
Определений понятия «молодежь» в научной литературе довольно много. Существуют различные трактовки понятия молодежи как социально-демографической группы.
Одно из первых определений было предложено в 60-е гг. ХХ века В.Т. Лисовским: «...поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей»[1, c.7].
Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»[2, c.459].
С точки зрения Д. Никольского «Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества»[3, c.156].
По мнению исследователя В.Н. Боряза понятие «молодежь» многогранно и имеет несколько смыслов. «Молодежь есть - объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа; биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества; процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития; достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи; возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ - длительностью отдельных стадий развития»[4, c.277].
Современный энциклопедический словарь предлагает нам следующее определение: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14—16 до 25—30 лет»[5].
Исходя из многообразия определений понятия «молодежь», термин «молодежь» понимается нами как особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе.
Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках развития. Так, В. Квин: 18-40 лет; Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20-40 лет)[6, c.543]. По мнению А.В. Толстых молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 года) примерно до 30 лет, когда век «более или менее утверждается во взрослой жизни»[7]. Условно определяя молодость в пределах от 20-23 лет и до 30, надо иметь в виду, что как пишет И.В. Бестужев-Лада «молодежь» не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое»[8, c.16].
По возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет - подростки, для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития; 17-19 лет - юношество, начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20-24 года - собственно молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет - старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни[9, c.85].
А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодежном возрасте можно выделить 3 группы молодежного возраста: 15-17 лет - ранняя юность, 18 - 23 года - юность, 23-33 года - молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации - от 15 до 33 лет[10, c.110].
Г.С. Абрамова, с позиций возрастной психологии, классифицирует молодежь следующим образом: подростковость - 13-17 лет, юность - 18-22 года, взросление - 23-30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между 13 и 30 годами[11, c.125].
В официальных документах ООН молодежный возраст определен в границах от 15 и до 24 лет.
Но большинство авторов все же склоняются к возрастному промежутку в 14-30 лет, поэтому классификация В.В. Павловского представляется предпочтительной.
Начало XXI века ознаменовано резким обострением социальных проблем молодежи в разных странах мира в том числе и в России.
В словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина раскрыты проблемы молодежи. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления[12, c.123].
На основе проведенного социологического исследования А.А. Ниязова и И.В. Сапожников выделяют следующие основные социальные проблемы молодежи и ранжируют их по степени значимости для молодежи:
1. Безработица, невозможность трудоустройства и т.д.
2. Организация досуга.
3. Вопросы качественного образования и воспитания
4. Распространением вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение и т.д.) среди молодежи.
5. Жилищные проблемы.
6. Создание возможностей для занятий спортом[13, c.].
В статье в журнале «Дружба народов» А. Тарасов демонстрирует радикальный взгляд на проблемы молодежи и в ряду социальных проблем выделяет социально-экономические проблемы, относя к ним социальное неравенство, бедность и нищету. Связанными с этой проблемой являются проблемы беспризорности и безнадзорности, а так же преступность, взрывной рост социальных болезней (включая СПИД), провоцируемых проституцией, наркомания и алкоголизм и, напрямую связанную с трудоустройством молодежи проблему: закрытие каналов вертикальной социальной мобильности.
Так же автор выделяет культурные и политические проблемы, к которым относит: культурную деградацию (общества в целом и деградация молодежной культуры в первую очередь); «реформа образования», которая в ближайшем будущем приведет к тотальному внедрению платного образования, резкому падению качества образования и образовательному социальному апартеиду; тотальное наступление на культуру со стороны «массовой культуры»; разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму; насаждение обскурантизма, мистицизма, религии; агрессивное наступление на науку и навязывание молодежи клерикально-ксенофобской картины мира; антиконституционное насаждение религии в школе и фактическое сращивание церкви и государства; насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и «культа успеха», что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений; стремительное исчезновение единого культурного пространства; фрагментаризация и атомизация общества, что делает невозможным взаимопонимание среди молодых и, следовательно, их коллективную защиту своих прав и интересов; углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения) и независимых общественных авторитетов; неспособность потому к критическому восприятию информации, усиление зависимости от правительственной пропаганды и манипуляции сознанием; развитие в связи с этим конформизма; насаждение ксенофобии; фашизация общества и – особенно – молодежной среды; отсутствие на практике основных политических свобод; превращение политики в закрытую ритуальную сферу; превращение властных структур в непрозрачные для общества корпорации; внедрение закрытого принятия решений как метода управления полная дискредитация представительной демократии, в частности, института выборов и законодательной власти; превращение права на референдум в «мертвое право»; прямое подавление любой настоящей оппозиции[14, c.].
Информация о работе Социальные технологии трудоустройства молодежи