Социальные технологии трудоустройства молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Молодёжь, как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударяют по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa (2).docx

— 138.05 Кб (Скачать файл)

В нашей работе мы будем пользоваться классификацией социальных технологий по масштабам решаемых социальных проблем.

Социальные технологии, относящиеся к универсальным, видны на рисунке 2.

Рисунок 2. Универсальные социальные технологии

Частные социальные технологии зависят от категории клиентов, сферы их жизнедеятельности и специфики их проблем.

Технологии социальной работы с молодежью относится к группе частных социальных технологий в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Специфика технологий социальной работы с молодежью определяется особыми характеристиками этой целевой аудитории. Применение технологического инструментария социальной работы, целенаправленно ориентировано на поддержку молодежи в самостоятельном решении тех социальных проблем, которые характерны для отдельных молодых людей в процессе их социализации, молодежных страт и молодежи в целом[31, c.24].

Так как в контексте данной работы мы говорим непосредственно о трудоустройстве молодежи, то и рассматривать мы будем социальные технологии трудоустройства молодежи.

Работа с молодежью, не имеющей места работы, ведется на базе центра занятости населения.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

- Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

- Содействие профессиональной подготовке молодежи. Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, — содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:

- повышение  конкурентоспособности конкретного  человека на рынке труда;

- сокращение уровня безработицы;

- изменение  профессионально-квалификационного  состава трудовых ресурсов в  соответствии с потребностями экономики;

- минимизация  финансовых издержек государства[32, c.49].

Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных[33, c.257].

В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:

- гражданин  не имеет профессии (специальности);

- невозможно  подобрать подходящую работу  из-за отсутствия у гражданина  необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо  изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием  работы, отвечающей имеющимся у  гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином  утрачена способность к выполнению  работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами[34, c.69].

При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:

- предоставление  гражданам широкого сектора услуг  в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

- содействие  трудовой активности молодежи, развитие  предпринимательства и самозанятости;

- повышение  конкурентоспособности определенных категорий молодежи[34, c.72].

Результат предоставления услуги: профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации безработного гражданина

При направлении органами службы занятости безработных граждан на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая: оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно; суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; оплату найма жилого помещения на время обучения[35].

- Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи[33, c.263].

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки[33, c.266].

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

- Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства.

Квотирование мест для молодежи во всем мире рассматривается как эффективная форма содействия занятости молодежи. Определяется это законодательно. В России законодательно квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи не закреплено. В некоторых субъектах Российской Федерации центры социального обслуживания молодежи предпринимают попытки трудоустройства юношей и девушек по квотам. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

На сегодняшний день в центрах занятости населения разрабатываются соответствующие требованиям современности технологии преодоления молодёжной безработицы, такие как профориентация, социальная адаптация, социальная реабилитация, квотирование рабочих мест.

Одним из основных направлений активной политики занятости является профориентационная работа среди безработных граждан, молодежи. Особо нужно отметить, что профориентация в технологии работы службы занятости рассматривается как начальное звено образовательного и трудового процесса.

Современное понимание проблемы профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития, которая определяет профориентацию как систему или комплекс средств, используемых профессиональным консультантом службы занятости в работе с безработными гражданами по активизации профессионального самоопределения личности, построении им своей жизненной и профессиональной карьеры.

Выделим важнейшие направления профессиональной ориентации, реализуемые сегодня службой занятости:

- профессиональная  информация – ознакомление с  современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностям  в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная  консультация – оказание помощи  человеку в профессиональном  самоопределении с целью принятия  осознанного решения о выборе  профессионального пути с учетом  психологических особенностей и  возможностей, а также потребностей  общества;

- профессиональный  подбор – предоставление рекомендаций  человеку о возможных направлениях  профессиональной деятельности, наиболее  соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим  особенностям, на основе результатов  психологической, психофизиологической  и медицинской диагностики;

- профессиональный  отбор – определение степени  профессиональной пригодности человека  к конкретной профессии (рабочему  месту, должности) в соответствии  с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная  адаптация – система мер, способствующих  профессиональному становлению  работника, формированию у него  соответствующих социальных и  профессиональных качеств, установок  и потребностей к активному  творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

И именно к службе занятости у молодежи высокий уровень информационных и профориентационных запросов, связанных с самоопределением ее на рынке труда. Осложняет данную проблему то, что основная работа службы занятости направлена на безработных и ищущих работу граждан, а работа с учащимися учебных заведений является дополнительной неоплачиваемой нагрузкой на специалистов службы занятости населения.

Социальная адаптация безработных граждан может осуществляться в ходе группового взаимодействия. Участие в групповой работе позволяет молодым людям преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать самостоятельный поиск работы[33, c.247]. Стратегия профессиональной адаптации выступает важнейшим направлением государственной политики занятости, способствует осуществлению конституционного права гражданина на свободный выбор трудовой деятельности. И немаловажную роль в реализации данной стратегии играет служба занятости.

Как мы видим из вышесказанного, на сегодняшний день в центрах занятости населения разрабатываются соответствующие требованиям современности технологии преодоления молодёжной безработицы, такие как профориентация, квотирование рабочих мест и другие. Но при этом все эти меры недостаточно эффективны, и в молодёжной среде по-прежнему сохраняется достаточно высокий уровень безработицы.

Службы занятости так же активно используют такие инновационные технологии занятости, как: ярмарки вакансий, помощь в организации местного предпринимательства и самозанятости, клубы ищущих работу, обучение и переобучение. Одной из мер по реализации активной политики на рынке труда является организация общественных работ.

Помимо традиционных технологий преодоления молодежной безработицы, существуют и другие технологии, называемые нетрадиционными. К ним относятся создание специальных молодежных организаций, в т.ч. молодежные биржи труда, молодежные центры трудоустройства и информации, социальные предприятия для молодежи, создание специализированных средств массовой информации для молодежи и т.д.[33, c.264].

Создание специальных молодежных организаций, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Большинство таких организаций работают на некоммерческой основе, с привлечением государственных структур по трудоустройству всех заинтересованных сторон. Сегодня социальные предприятия для молодых людей — реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи, дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приобретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда[36, c.136].

Создание специализированных средств массовой информации для молодежи[33, c.264]. Это позволит непосредственно стимулировать молодежные проекты и позитивно окрасит информационное пространство. Молодежь сегодня не получает знаний о современной экономической ситуации в стране, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Поэтому этот проект ведет к непосредственному развитию конструктивной активности в молодежной среде.

Информация о работе Социальные технологии трудоустройства молодежи