Социальные технологии трудоустройства молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Молодёжь, как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударяют по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa (2).docx

— 138.05 Кб (Скачать файл)

С.И. Белашев предлагает делить проблемы молодежи на два блока: социально-политические и возрастные[15, c.]. Все они представлены на рисунке 1.

       









 

 

 

 

 

Рисунок 1. Проблемы молодежи по классификации С.И. Белашева

Анализ основных социальных проблемы молодежи в России, на основе исследований различных авторов, позволил нам выделить следующие:

- Девиантное поведение;

- Наркомания и алкоголизм;

- Проституция;

- Преступность;

- Бедность;

- Социально-психологические проблемы;

- Беспризорность;

- Безработица.

Безработица – социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

К числу основных проблем развития сферы занятости молодежи, составляющих содержание и направленность государственной политики занятости, относятся следующие:

– высокая трудоизбыточность, обусловленная демографическими факторами, недостаточным развитием экономического потенциала, острой нехваткой инвестиционных ресурсов для обновления и модернизации основных фондов, а также ввода новых рабочих мест;

– низкий уровень занятости сельского населения – около 50% безработных граждан представлены сегодня сельским населением;

– сохраняющаяся тенденция сокращения численности населения, занятого экономической деятельностью;

– несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;

– значительные масштабы вынужденной неполной занятости;

– высокие масштабы общей и регистрируемой безработицы, дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;

– износ основных фондов (на 70%) и ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, в результате чего снижается эффективность использования рабочей силы;

– недостаточно адаптированная к рыночным условиям система профессионального образования. В настоящее время объемы и профили подготовки специалистов не соответствуют требованиям рынка труда;

–      сложности с трудоустройством ряда социально-демографических групп, таких как молодежь без практического опыта работы. Серьезной государственной проблемой является занятость молодежи, удельный вес которой в структуре регистрируемой безработицы за последние годы составляет соответственно 76 и 32%[16, c.].

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного или выезжать в поисках работы за пределы района проживания.

Так же особого государственного внимания требует к себе проблема повышения трудозанятости молодежи в сельской местности[17, c.].

Социальные последствия молодежной безработицы многообразны. Увеличение численности молодежи, выброшенной на рынок труда, ее неудовлетворенность отсутствием перспектив трудоустройства оказывают существенное влияние на изменение психологии в поведении молодых людей, обостряет взаимоотношения в молодежной среде. Нарастает поляризация позиции в отношении государственной молодежной политики. Нестабильность в социально-трудовой сфере все больше порождает неуверенность в завтрашнем дне, побуждает к поиску применения своих возможностей в теневой экономике. Происходящая в стране имущественная стратификация вызывает у молодежи сомнения в социальной справедливости проводимых в России преобразований, что приводит к агрессивности, протесту против условий и сил, которые привели ее к безработице. Именно поэтому для террористов, религиозных экстремистов и вообще для криминальных структур безработные молодые люди становятся питательной средой для пополнения своих рядов.

Таким образом, мы видим, что к изучаемой нами категории молодежи относится социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками 14-30 лет. Данная категория подвержена массе социальных рисков и испытывает ряд социальных проблем, наиболее острыми из которых являются девиантное поведение; наркомания и алкоголизм; проституция; преступность; бедность; беспризорность и безработица.

Безработица как социально-экономическое явление, характеризуется отсутствием работы у людей, составляющих экономически активное население и на данный момент является одной из самых важных проблем молодежи.

Анализируя все вышесказанное можно сказать, что наша страна находится в кризисной ситуации, не прекращавшийся долгие годы спад производства привел к сокращению спроса на рабочую силу. И соответственно – росту безработицы. И это является на самом деле огромной проблемой для всей молодежи.

    1. Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи должен осуществляется целый комплекс мер. 
      Молодежь как объект социальной работы

Социальная работа как профессиональная деятельность и теория появилась в начале 20 века. Одна из первых теоретические и методологические аспекты социальной работы были предложена М. Ричмонд, основавшей диагностическую школу социальной работы и изложены в её основном труде «Социальные диагнозы» (1917).

«Социальная работа» как теория, сфера деятельности и профессия в России стали развиваться лишь в конце 80-х гг. ХХ в. В советское время функции социальных работников выполняли, в основном, представители профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы.

На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы.

Профессор П.Д. Павленок предлагает следующее определение термина «социальная работа» - это «специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Это профессиональная деятельность по улучшению качества жизни людей, усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования. Под социальной работой понимается также влияние социального работника (процесс интервенции) на способности человека выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации и реализовывать свои устремления и ценности в процессе социальных изменений[18, c.40]».

Смысл социальной работы по мнению Т.В. Шеляг заключается в том, что «это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию»[19, c.139].

Таким образом, социальная работа представляет собой процесс разрешения противоречивой ситуации в реальной жизни субъекта (личность, группа, общество), которая не удовлетворяет в полной мере их потребности и желания, в силу противоположных (неоднозначных) позиций их объяснения и разрешения.

Конкретными объектами социальной работы являются клиенты.

Клиент социальной работы – человек, находящийся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть[20, c.3].

С точки зрения социальной работы как науки и практической деятельности, ее объектом являются все индивиды, группы и общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в профессиональной посторонней помощи для ее успешного разрешения. Молодежь в силу своей специфики, наиболее остро нуждается в этой помощи, так как у нее отсутствуют необходимые навыки и средства для самостоятельного функционирования (образование, опыт, умения, материальные средства и др.)[21, c.].

Термин «социальная работа с молодежью» еще не оформился в системе социальной работы в России.

До 1920 г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи надзора за молодежью и надзор за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел Ш съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 - ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало три направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

- труд и занятость;

- образование;

- здравоохранение. 

На данном этапе развития Российской Федерации социальная работа с молодежью носит общественно-государственный характер и направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи[22, c.35].

Для определения молодежи как объекта социальной работы важно определить направления исследований молодежных проблем.

В нашей стране исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления (типология, предложенная В. Чупровым и дополненная Е. Слуцким).

- Антропологическое (психологическое или социально-психологическое). В его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами.

- Структурно-функциональное направление, которое сформировалось в 70-е годы XX века на основе общественной потребности в структурно-системном анализе молодежи и ее, сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей социальной средой.

- Представители культурологического направления рассматривают сложный мир молодых людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы действий), которые отражаются в определенных типах молодежной субкультуры. Соответственно мир молодого поколения интерпретировался через некую форму его субкультуры.

- Интегративное (или ювенологическое) направление, суть которого заключается в синтезе разных сочетаний выше названных, появилось в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда отечественные исследователи начали изучать молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения в сложных взаимосвязях с окружающим миром[23, c.].

Основными целями социальной работы с молодежью, по мнению Зайнышевой И.Г., являются:

- создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

- выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель)[24, c.].

В современном российском государстве социальная работа с молодежью осуществляется в рамках социальной защиты. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации[25, c.3].

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум  для каждого города, района, куда  входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

Информация о работе Социальные технологии трудоустройства молодежи