Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:40, реферат
Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение……………………………………………………………3
Понятие……………………………………………………………..5
История изучения проблемы……………………………….7
Основные теории и исследования………………………… 9
Заключение………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………….13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российский
Государственный
Гуманитарный Университет»
Социологический
Факультет
Парфенова
Илона Владимировна
Социальный
конфликт
реферат
студентки 1 курса дневного отделения
группы
«СБ-1»
Проверил:
член-корр. РАН
д.ф.н.,
проф. Тощенко Ж.Т.
Москва, 2011
Содержание
Социальная
неоднородность общества, различие в уровне
доходов, власти, престиже и т.д. нередко
приводят к конфликтам. Конфликты являются
неотъемлемой частью общественной жизни.
Это обуславливает пристальное внимание
социологов к исследованию конфликтов.
Каждый человек на
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Об актуальности
темы свидетельствует тот факт, что столкновение
точек зрения, мнений, позиций - очень частое
явление производственной и общественной
жизни Поэтому, чтобы выработать верную
линию поведения в различных конфликтных
ситуациях, необходимо знать, что такое
конфликт и как люди приходят к согласию.
Знание конфликтов повышает культуру
общения и делает жизнь человека не только
более спокойной, но и более устойчивой
в психологическом отношении.
Социальный конфликт – открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий.
В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в 19 веке сторонники социал - дарвинизма ( Спенсер, Самнер, Гумплович) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными "теоретиками равновесия" ( Парсонс, Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
Все социальные явления, события, а также социальные общности (семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с позиций конфликта, результатом которого могут быть как борьба и разногласия, так и сплоченность и солидарность людей. В этом - двойственная природа конфликта, выражающая его разрушительное и созидательное начало, и одновременно - та двоякая роль, которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его развития.
В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.
Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта (т. е. взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня: конфликт между отдельными личностями (ролевые конфликты); конфликт между личностью и обществом; конфликт между социальными группами; межнациональный и межгосударственный конфликты наиболее крупных социальных общностей, целых обществ. На этом уровне анализ конфликтов переходит из области социологии в сферу политологии.
Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон, которых они пытались достичь в процессе взаимодействия, но не смогли, в результате чего возник предмет конфликта.
По горизонтальным уровням можно выделить три типа конфликтов:
- конфликты в сфере труда и распределения. Их причинами служат отношения по поводу труда и распределения, которые обычно складываются в процессе совместной деятельности людей и их общения;
- конфликты в сфере
власти и в политической структуре общества.
Причиной служат отношения по поводу власти;
- конфликты в сфере
культуры. Причиной могут служить столкновения
представителей различных культур, уровней
развития отдельных наций и народов.
2.1.История изучения проблемы
Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.
Этой же проблемой занимался американский ученый М. Дойч. По мнению Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.
К.Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй. В 50-60-е гг.20 века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название "теория конфликта" (Р.Дарендорф, Л.Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума.
На рубеже 60-70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной конфликтологии.
На рубеже 80-х - 90-х годов на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное изучение конфликтов в различных сферах деятельности: конфликты в трудовых и научно-исследовательских коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.
Среди отечественных
ученых значительное внимание проблеме изучения конфликта
уделяют Е.М. Бабосов, Н.Ф. Вишнякова, В.П.
Шейнов.
Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX — начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология конфликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возникла так называемая “формальная школа”, представители которой придают противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.
В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов.
1. Социально-биологическая теория
«Конфликт присущ человеку как и всем животным».
Исследователи
этого направления опираются на открытую
английским естествоиспытателем Чарльзом
Дарвиным (1809-1882) теорию естественного
отбора и из нее выводят идею естественной
агрессивности человека вообще. Основное
содержание его теории биологической
эволюции изложено в книге «Происхождение
видов путем естественного отбора, или
сохранение благоприятствуемых пород
в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году.
Главная идея работы: развитие живой природы
осуществляется в условиях постоянной
борьбы за выживание, что и составляет
естественный механизм отбора наиболее
приспособленных видов.
2. Социально-психологическая — теория
Черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.
Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений.
Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фрустрации порождается в том случае, если блокируются все возможные пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, регрессии или уходе в себя.
3. Теория насилия
Социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой.
Среди авторов подобных взглядов на конфликт — Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представитель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социолог Чарльз Райт Миллс (1916-1962).
4. Теория функциналистов
Конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.
Ведущий представитель этого направления — американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества.
5. Диалектические теории
В это же время появились современные, наиболее популярные концепции социального конфликта, условно названные диалектическими: конфликт функционален для социальных систем. Наибольшую известность среди них получили концепции Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.
Конфликт
рассматривается исследователями неизбежной
частью целостности социальных взаимоотношений
людей, не как патология и слабость поведения.
В этом смысле конфликт не есть противоположность
порядку. Мир не есть отсутствие конфликта,
он состоит в созидательном общении с
ним, и мир представляет собой рабочий
процесс разрешения конфликтов.
Признавая неизбежность конфликтов социальных в жизни общества, нельзя считать, что любой конфликт неизбежен в той форме, в тех масштабах и такой напряженности, в какой именно он выступает. То, что нельзя избежать всех конфликтов, вовсе не означает, что нельзя избежать ни одного из них. Проблематика регулирования конфликтов социальных представляет собой часть более широкой проблемы управления социальными процессами вообще.